В Казахстане функционируют 20 аэропортов республиканского и областного значения. Половина из них находится в государственной собственности, другая часть либо уже нашла новых владельцев, либо находится в доверительном управлении. CMN.KZ выяснил, какой аэропорт ждут серьёзные изменения в 2025 году

В первой части редакция рассказала о воздушных гаванях, которые отдали в доверительное управление: в Актау, Петропавловске, Астане, Кокшетау и Шымкенте. В трёх из пяти аэропортах управляющими компаниями выступают предприятия из Турции и ОАЭ.

А вот среди владельцев воздушных гаваней оказалось две иностранные организации, казахстанская авиакомпания, долларовый миллиардер Тимур Турлов и корпорация «Казахмыс». При этом 10 аэропортов – в Атырау, Туркестане, Актобе, Талдыкоргане, Кызылорде, Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске, Семее и Балхаше – в прошлом году находились во владении у государства.

Отметим, что две воздушных гавани в 2024 году выставляли на торги, но так и не продали. А ещё один аэропорт передали катарской компании. Точнее не воздушную гавань, а нечто иное. Катарская QazAir Investments приобрела за 20,9 млн долларов хэндлинговую компанию, а не сам аэропорт.

До конца 2026 года в Казахстане появятся три новых аэропорта в курортных зонах Зайсан, Катон-Карагай и Кендерли. Оплачивать строительство будет РГП «КазАэроНавигация», а после объекты передадут акиматам. Стоимость проектов 117,7 млрд тенге.

Читайте также:

Приватизация года: как Qazaq Air продали вьетнамской компании

История с аэропортом Кызылорды начинается с продажи казахстанской авиакомпании Qazaq Air. Она была создана в 2015 году и принадлежала госфонду «Самрук-Казына». Акции АО с августа 2023 года несколько раз пытались продать. Первые торги не состоялись из-за отсутствия заявок. О повторном аукционе в «Самрук-Казына» объявили в январе 2024 года. Но уже 30 января в фонде сообщили, что конкурс не состоялся. И снова причиной было отсутствие заявок. Минимальная стоимость Qazaq Air составляла 10,2 млрд тенге, но владельцу надо было ещё погасить долги на 38 млрд тенге.

В конце мая 2024 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая на казахско-сингапурском бизнес-форуме, сообщил, что авиаперевозчика Qazaq Air продадут вьетнамской компании SOVICO Group. Это позволит активизировать авиасообщение между нашей страной и АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – Прим. ред.). Спустя несколько дней министр транспорта Марат Карабаев объявил, что стоимость сделки всего два млрд тенге.

Фото: Мария Горбоконенко

Согласно обязательствам, SOVICO Group должен был выкупить не менее 20 воздушных судов. Также компания планировала в 2025 году привезти ещё 50 самолётов для внутренних и международных направлений. Сделку купли-продажи завершили 24 декабря 2024 года. В феврале Авиационная администрация Казахстана проверила самолёты авиаперевозчика Qazaq Air.

SOVICO Group – это один из крупнейших диверсифицированных конгломератов Вьетнама. Организация построила бизнес вокруг энергетической, строительной, банковской и финансовой сфер, а также успела зайти в авиационную отрасль. Кроме Qazaq Air, предприятие SOVICO Group выступает совладельцев Vietjet Air – первой частной авиакомпании во Вьетнаме.

Скриншот sovicogroup.com

Зависли в воздухе: на какой стадии переговоры по аэропорту Кызылорды

Как выяснилось, вместе с авиакомпанией вьетнамская SOVICO Group хотела получить в доверительное управление один из казахстанских аэропортов. 9 сентября 2024 года акимат Кызылординской области, министерство транспорта и министерство иностранных дел подписали в Астане меморандум о сотрудничестве между акиматом региона и холдингом. В документе как раз и прописали возможность передачи воздушной гавани «Қорқыт-Ата».

«Соглашение предусматривает сотрудничество в области развития авиационной инфраструктуры, грузоперевозок, строительства торгово-логистического центра и объектов туризма», – сообщили в акимате Кызылординской области в ответ на запрос редакции CMN.KZ.

Аэропорт «Қорқыт-Ата» в Кызылорде/ Фото airportkzo.kz

Базовый парк Qazaq Air планируют разместить как раз в аэропорту Кызылорды. Там организуют грузовые перевозки и откроют дополнительные авиарейсы.

«Между администрацией аэропорта «Қорқыт-Ата» и холдингом SOVICO Group ведётся обсуждение условий передачи в доверительное управление аэропорта без права выкупа. Конкретные решения по передаче аэропорта «Қорқыт-Ата» не приняли», – уточнили в акимате.

Несмотря на факт переговоров, на сайте аэропорта почему-то нет данных об авиакомпании Qazaq Air. Партнёрами значатся другие предприятия.

Скриншот airportkzo.kz

Как на деньги Булата Утемуратова в Кызылорде построили новый терминал аэропорта

Строительство кызылординского аэропорта началось в 1986 году. Первый рейс в аэропорту «Қорқыт-Ата» совершил Ту-154 в 1988 году. В 90-х годах в воздушной гавани базировались более 50 штук АН-2, семь ЯК-40 (четыре передали в другие аэропорты, другим требуется ремонт) и три вертолёта МИ-8.

В ноябре 2024 года по поручению Касым-Жомарта Токаева премьер-министр Олжас Бектенов участвовал в открытии нового терминала аэропорта «Қорқыт-Ата». Проект реализовали в рамках социальной ответственности бизнеса: 20,9 млрд тенге инвестировал Фонд Булата Утемуратова. На эти деньги терминал площадью 7,5 тысяч квадратных метров оснастили телескопическими трапами, автоматизированной системой досмотра багажа. Ещё 4,3 млрд тенге выделили из местного бюджета на инженерно-коммуникационную инфраструктуру, строительство автодороги, благоустройство и освещение территории аэропорта.

Пропускную способность международного аэропорта «Қорқыт-Ата» повысили с 300 тысяч до двух млн пассажиров в год. Из Кызылорды выполняют 25 внутренних авиарейсов в неделю. В июне 2024 года даже запустили международный чартерный рейс в Анталью (Турция).

На чём зарабатывает аэропорт Кызылорды?

Как и остальные воздушные гавани Казахстана, кызылординский предоставляет свои аэропортовские услуги: предсменное медицинское освидетельствование, обслуживание воздушных судов, печать полиграфической продукции и холодное водоснабжение с использованием систем. Среди клиентов АО «Аэропорт «Коркыт-Ата» значатся Казаэронавигация, Комитет по государственным материальным резервам, войсковые части, региональное госучреждение по охране лесов и животного мира и Кызылординская областная территориальная инспекция.

Скриншот государственных закупок

С 2015 года АО «Аэропорт «Коркыт-Ата» пополнил казну государства на 793 млн тенге. В 2025 году их налоговые отчисления уже составили 35 млн тенге.

Редакция CMN.KZ и дальше будет рассказывать о владельцах и управляющих стратегических объектов в Казахстане.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version