В Казахстане действует 20 аэропортов республиканского и областного значения. Большая часть из них находится в государственной собственности, другую часть либо продали, либо отдали в доверительное управление. Однако у правительства были планы на часть воздушных гаваней, которым в 2024 году искали владельцев и управленцев. CMN.KZ выяснял, о каких воздушных гаванях идёт речь
В первой части отдел расследований рассказал о воздушных гаванях, которые отдали в доверительное управление: в Актау, Петропавловске, Астане, Кокшетау и Шымкенте. В трёх из пяти аэропортах управляющими компаниями выступают иностранные предприятия из Турции и ОАЭ. А вот среди владельцев воздушных гаваней оказалось две иностранные организации, казахстанская авиакомпания, долларовый миллиардер Тимур Турлов и корпорация «Казахмыс». При этом 10 аэропортов – в Атырау, Туркестане, Актобе, Талдыкоргане, Кызылорде, Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске, Семее и Балхаше – пока были во владении у государства.
Читайте также:
- Сколько иностранных компаний управляют казахстанскими аэропортами?
- Сколько иностранных компаний владеют казахстанскими аэропортами?
Компаний две, а аэропорт в Атырау один
На деле государство уже успело договориться о продаже одной из 10 воздушных гаваней в прошлом году. Атырауский аэропорт купил катарский инвестор. Но есть несколько интересных нюансов.
Дело в том, что на официальном сайте аэропорта они указаны как АО «Международный аэропорт Атырау» имени Хиуаз Доспановой» (учредитель Управление по государственным закупкам и коммунальной собственности Атырауской области), а в документе правительства – АО «АТМА – Аэропорт Атырау и Перевозки». Именно вторую компанию в итоге и продали катарскому предприятию.
Читайте также: Катарской компании передадут все акции аэропорта Атырау
Катарцы или просто катарская компания: кто стоит за инвестором?
Ранее АО «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки» принадлежало поровну социально-предпринимательскую корпорацию «Атырау» и турецкой компании Mağdenli Yer Hizmetleri ve Taşıma A.Ş. Постановление правительства об отчуждении стратегического объекта за подписью премьер-министра Олжаса Бектенова опубликовали 7 августа 2024 года. Но лишь 20 декабря в АО официально сменился владелец – им стала катарская организация QazAir Investments LLC.
QazAir Investments создали 4 декабря 2023 года в Дохе, Катар. Уставной капитал предприятия составляет 300 тысяч долларов. Директором и крупным акционером выступает Авраам Дэниел Данино. Хотя исполнительские функции в предприятии выполняет некто Анна Гусева.
Как писали в СМИ, несмотря на бизнес в Катаре, у Авраам Дэниел Данино гражданство другой страны, предположительно Франции. Более того, человек с аналогичными анкетными данными ранее был директором французской организации SAS Red Valley. Компания работает в сфере предоставления услуг.
Со сменой учредителя в АО «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки» поменялся устав предприятия и руководитель. Директорское кресло занял Алексей Ратай. Человек с таким же именем и фамилией в 2013 году был финансовым директором аэропорта Харькова, Украина.
Также в совет директоров в «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки» вошёл некто Олег Тимошевский (Тимошевський). Учитывая эти факты, а также то, что в самой катарской компании есть Анна Гусева, то не факт, что именно катарцы купили наш аэропорт. Вполне возможно, что связи нового владельца и возможных конечных бенефициаров простираются в европейском регионе.
Цена сделки или 50 млн долларов инвестиций
Стоимость сделки не раскрывали. Но, по данным Petrocouncil.kz, 100% акций Атырауского аэропорта продали за 17–18 млн долларов. Кроме того, катарский владелец обязан привлечь около 50 млн долларов инвестиций.
Эти деньги пойдут на строительство нового аэровокзального комплекса, полную модернизацию и расширение инфраструктуры, а также ремонт нынешнего здания аэропорта. Площадь нового комплекса составит 16 500 кв. м. На объекте установят три телескопических трапа. Все работы завершат в 2026 году. К этому времени планируется, что пассажиропоток увеличится с 800 тысяч до 2,9 млн человек.
АО «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки» регулярно участвует в различных государственных тендерах. Контракты касаются услуг по аренде административных/производственных помещений или услуг аэропортов по обслуживанию воздушных судов. Среди заказчиков в 2024 году значились войсковые части, АО «Казавиаспас», авиакомпании и, как это не странно, АО «Международный аэропорт Атырау» имени Хиуаз Доспановой».
Отметим, что АО «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки» с 1994 года предоставляет авиакомпаниям услугу взлёта–посадки по противопожарной безопасности аэродрома.
Читайте также: Строительство нового аэровокзала в Атырау закончат в 2026 году
АО «Международный аэропорт Атырау» имени Хиуаз Доспановой» и его контракты на обслуживание аэропорта Атырау
Как это не странно, принадлежащее государству АО «Международный аэропорт Атырау» имени Хиуаз Доспановой», как и АО «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки», регулярно участвует в госзакупках. И тоже в качестве поставщика услуг по обслуживанию воздушных судов. Среди заказчиков значится АО «Казавиаспас», войсковые части и Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова.
Что за мистика такая, когда две компании предоставляют одни и те же услуги аэропорта, официально неизвестно, поэтому остаётся только предполагать. Вполне возможно, что воздушная гавань Атырау поделена на зоны, одна из которых отошла катарской QazAir Investments, а другая осталась у правительства Казахстана. Примерно такую идею ранее доносил до широкой общественности аким ЗКО, когда соучредителем их воздушной гавани стали россияне.
Учитывая всё выше написанное, остаётся непонятным, какую часть от воздушной гавани получила катарская компания. С этими вопросами редакция CMN.KZ обратилась в министерство транспорта.
Как стоимость аренды аэропорта Костаная за два месяца снизилась на 3,5 млрд тенге
Международный аэропорт Костаная имени Ахмета Байтурсынова выставляли для передачи в доверительное управление три раза. Срок аренды должен был составлять пять лет с правом последующего выкупа. И все три раза аукцион не состоялся, потому что не нашлось желающих. И это несмотря на то, что допускалась его передача даже при наличии одной заявки. Так, стоимость передачи 100% акций снизилась с 4,7 млрд тенге до 1,1 млрд тенге.
В течение пяти лет управляющий должен был сохранять профиль деятельности и штатную численность. За счёт собственных средств в течение двух лет обязан был построить карго склады на территории аэропорта и дополнительный терминал для международных вылетов. А ещё увеличить действующую искусственную взлётно-посадочную полосу с 2800 метров до 3200 метров для возможности приема тяжелых самолетов типа Boeing 747 и Airbus 330. Кроме сохранения действующих рейсов, управляющему надо было увеличить количество международных перевозок в течение двух лет.
В конце декабря прошлого года аким Костанайской области Кумар Аксакалов заявил, что они больше не планируют выставлять на торги аэропорт, как и продавать его вообще. Он сказал, что в 2023 году воздушную гавань уже модернизировали.
«Самолёты теперь могут ставить в зависимости от размера и типа. Сейчас на площадке могут стоять от двух до семи самолётов. Плюс на 30% увеличили площадь аэропорта, также организовали хороший современный зал вылета и прилёта», — уточнил аким.
Планируется также восстановить участок в 800 квадратных метров, чтобы был полноценный зал международных вылетов. Работу хотят закончить к концу этого года.
Читайте также: Торгов больше не будет: аэропорт Костаная оставят в коммунальной собственности
Насколько убыточным оказался аэропорт Павлодара?
Аэропорт Павлодара выставляли на торги для передачи в доверительное управление дважды. Но оба раза лот снимали до проведения аукциона. При этом стоимость лота, в отличие от костанайской воздушной гавани, не менялась. Цена трёхлетнего управления аэропортом Павлодара составляла чуть больше млрд тенге. Именно в такую сумму оценили 49% акций аэропорта, которые планировали реализовать управляющему после окончания срока аренды.
Перед инвестором поставили несколько условий. Ему надо было улучшить техническое состояние объекта и вложить в него за три года в пропорциональном размере 49% акций – не менее 16,4 млрд тенге. Под этим понимали:
- удлинение искусственной взлётно–посадочной полосы;
- проведение реконструкции пассажирского терминала с увеличением его площади;
- работы по увеличению мощности существующей котельной либо установку автономной системы отопления здания аэровокзала;
- капитальный ремонт склада горюче-смазочных материалов и резервуара для керосина;
- модернизация и обновление специальной техники и оборудования.
Кроме того, надо было погасить задолженность АО «Аэропорт Павлодар» соразмерно доли. Сюда должны были войти выплаты основного долга по займу, вознаграждения, штрафа, дивидендов. Согласно отчёту об оценке, убыток аэропорта до налогообложения в 2023 году превышал 55,8 млрд тенге. Более того, убыточным предприятие было на протяжении нескольких лет.
«В случае отказа от выкупа акций (49%) АО «Аэропорт Павлодар» по истечению срока доверительного управления покупатель/доверительный управляющий обязан выплатить государству штраф в размере 15% от цены продажи акций», – указали в условиях к лоту.
Площадь аэровокзала составляет 3 218,5 кв. метра. В длительной аренде находится участок в 234 га, в собственности – 1,2 га. Когда его снова планируют выставить на торги, не сообщается.
Отметим, что уже в этом году в Казахстане появятся ещё три новых аэропорта. Их построят в курортных зонах Катон-Карагай, Зайсан и Кендирли. Сейчас ведутся работы по оформлению участков и проектированию объектов.
Читайте также: