В Казахстане функционируют 20 аэропортов республиканского и областного значения. Половина из них находится в государственной собственности, другая часть либо уже нашла новых владельцев, либо находится в доверительном управлении. В прошлом году катарская компания QazAir Investments LLC приобрела аэропорт Атырау. Отдел расследований CMN.KZ выяснил, во сколько иностранному предприятию обошлась воздушная гавань и что они вообще приобрели
В первой части редакция рассказала о воздушных гаванях, которые отдали в доверительное управление: в Актау, Петропавловске, Астане, Кокшетау и Шымкенте. В трёх из пяти аэропортах управляющими компаниями выступают иностранные предприятия из Турции и ОАЭ.
А вот среди владельцев воздушных гаваней оказалось две иностранные организации, казахстанская авиакомпания, долларовый миллиардер Тимур Турлов и корпорация «Казахмыс». При этом 10 аэропортов – в Атырау, Туркестане, Актобе, Талдыкоргане, Кызылорде, Павлодаре, Костанае, Усть-Каменогорске, Семее и Балхаше – в прошлом году находились во владении у государства. Отметим, что две воздушных гавани в 2024 году выставляли на торги, но так и не продали. А ещё один аэропорт передали катарской компании. Точнее не воздушную гавань, а нечто иное.
Как катарская компания заплатила за воздух в аэропорту Атырау
Как и писал ранее отдел расследований, воздушную гавань Атырау представляют два предприятия. Одну, АО «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки», продали катарской организации QazAir Investments LLC, а другая, АО «Международный аэропорт Атырау» имени Хиуаз Доспановой», так и осталась во владении государства. Обе компании, судя по их государственным контрактам, выполняли услуги аэропортовского обслуживания, но именно название второй значилось на официальном сайте аэропорта.
За разъяснениями о необычной ситуации корреспондент CMN.KZ обратился в министерство транспорта. Согласно их ответу, QazAir Investments приобрела за 20,9 млн долларов хэндлинговую компанию, а не аэропорт.
Хэндлинг/ground handling – наземное обслуживание авиарейсов, или когда одна организация оказывает весь комплекс услуг для авиакомпаний.
«Инвестор приобрёл 50% акций у турецкой компании и 50% акций у государства. Участие в уставном капитале компаний считается инвестицией. Сумма сделки: 20 940 000 долларов. Хэндлинговая компания АО «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки» осуществляет деятельность по регистрации и обслуживанию пассажиров в терминале», – указали в минтранспорта в ответ на запрос CMN.KZ.
QazAir Investments создали 4 декабря 2023 года в Дохе, Катар. Уставной капитал предприятия составляет 300 тысяч долларов. Директором и крупным акционером выступает Авраам Дэниел Данино. Хотя исполнительские функции в предприятии выполняет некто Анна Гусева. Более того, несмотря на бизнес в Катаре, сам Авраам Дэниел Данино, предположительно, имеет иное гражданство.
Новым директором в «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки» стал Алексей Ратай. Человек с таким же именем и фамилией в 2013 году был финансовым директором аэропорта Харькова. Кроме того, в совет директоров вошёл некто Олег Тимошевский (Тимошевський). Учитывая эти факты, возможно, не сами катарцы купили хэндлинговую компанию аэропорта Атырау. Вероятнее всего, связи нового владельца и возможных конечных бенефициаров простираются в северном или европейском регионе.
Как государству остался аэропорт Атырау
На балансе государственного АО «Международный аэропорт Атырау» имени Хиуаз Доспановой остался сам аэропорт, здание и сооружение, взлётно-посадочная полоса, рулежные дороги, перрон для воздушных судов, места для стоянок, транспортная и заправочная техника для предоставления всех услуг аэропортового обслуживания. Как эксплуатант аэропорта компания владеет всеми необходимыми разрешениями и сертификатом.
«АО «Международный аэропорт Атырау» имени Хиуаз Доспановой выступает единственным эксплуатантом аэропорта Атырау и держателем сертификата лётной годности воздушной гавани. На основании вышеизложенного только АО имеет право осуществлять аэропортовое обслуживание», – уточнили в минтранспорте в ответ на запрос CMN.KZ.
То есть, ни о какой продаже аэропорта Атырау и речи не шло. Стратегический объект так и остался во владении государства.
Две компании и один аэропорт
В ведомстве объяснили, почему две организации позиционировали себя как владельцы аэропорта Атырау. Дело в том, что ранее АО «АТМА – Аэропорт Атырау и перевозки» оказывала часть аэропортовых услуг. Но позднее их передали в АО «Международный аэропорт Атырау» имени Хиуаз Доспановой.
Теперь дочерняя компания QazAir Investments осуществляет деятельность по регистрации и обслуживанию пассажиров в терминале. А Казахстану остаётся взлёт-посадка, авиационная и пожарная безопасность, а также предоставление специальной техники для аэропортового обслуживания. По факту, катарское предприятие за 20,9 млн долларов купило лишь возможность договариваться с авиакомпаниями.
Отметим, что катарский владелец обязан привлечь около 50 млн долларов инвестиций. Эти деньги пойдут на строительство нового аэровокзального комплекса, полную модернизацию и расширение инфраструктуры, а также ремонт нынешнего здания аэропорта. Площадь нового комплекса составит 16 500 кв. м. На объекте установят три телескопических трапа. Все работы завершат в 2026 году. К этому времени планируется, что пассажиропоток увеличится с 800 тысяч до 2,9 млн человек. Кому отойдёт новый аэровокзальный комплекс, не сообщается.
Читайте также: