В Казахстане действует 20 аэропортов республиканского и областного значения. Половина из них находится в государственной собственности, другая половина либо в частной, либо отдана в доверительное управление. При этом иностранцы успели стать владельцами сразу двух аэропортов, сообщает CMN.KZ
В прошлой части отдел расследований рассказал о воздушных гаванях, которые отдали в доверительное управление: в Актау, Петропавловске, Астане, Кокшетау и Шымкенте. В трёх из пяти аэропортах управляющими компаниями выступают иностранные предприятия из Турции и ОАЭ.
Читайте также:
- Сколько иностранных компаний управляют казахстанскими аэропортами?
- Связь с Минобороны Турции: кто управляет аэропортом Актау?
Аэропорты, находящиеся в частной собственности:
- АО «Аэропорт «Сары-Арка» с 2005 года принадлежит ТОО «Sky Service»;
- АО «Международный аэропорт Аулие-Ата» c 2011 года принадлежит АО «SCAT»;
- АО «Авиакомпания «Жезказган-эйр» с 2015 года принадлежит ТОО «Корпорация Казахмыс».
- АО «Международный аэропорт Алматы» c 2021 года принадлежит компании «TAV Airports Holding»;
- ТОО «Международный аэропорт «Орал» с февраля 2023 года принадлежит ТОО «Орал Аэропорт Холдинг».
След двух казахстанских миллиардеров или кто новый владелец аэропорта Караганды
Воздушную гавань в шахтёрской столице построили в феврале 1934 года. Это один из самых крупных аэропортов в стране. Он относится к числу внеклассовых, потому что его взлётно-посадочная полоса может принимать все типы воздушных судов. В 2005 году 89 671 простых акций АО «Аэропорт «Сарыарка» выкупило ТОО «Sky Service».
Долгое время объектом владели Рустем Бектуров (был в совете директоров АО «ForteBank»), Альжан Имашев (родственник Нурали Алиева) и компания CANNANA LIMITED (Принадлежала Булату Утемуратову).
Летом 2023 года топ-менеджеры предприятия «Верный Капитал» Ерлан Оспанов и Айдан Аканов выкупили ТОО «Sky Service». Партнёры сообщили, что планируют сделать аэропорт карго-хабом. А покупка компании топ-менеджерами — распространённый в бизнесе вид сделок. При этом о самой сделке стало известно в начале января 2024 года.
В мае объявили, что у аэропорта новый владелец: контрольный пакет акций приобрёл долларовый миллиардер Тимур Турлов. Продавцом 60% акций выступил Ерлан Оспанов.
Из интересного про аэропорт Караганды: прибытие самого большого военного самолёта Ан-124 «Руслан» авиакомпании «Волга-Днепр» в начале 2024 года. По размеру воздушное судно занимает пятое место в мире, уступая Airbus A380, Airbus A340-600, Ан-225 «Мрия» и Model 351 Stratolaunch.
В мае 2020 года в региональном департаменте Комитета по защите и развитию конкуренции заинтересовались деятельностью аэропорта. Расследование коснулось временного промежутка между 2018 и 2019 годами. Комитет посчитал, что аэропорт выставлял перед заказчиками слишком высокие цены на авиационное топливо. В сентябре 2022 года суд выписал аэропорту Караганды штраф в 31,1 млн тенге.
Услуги карагандинского аэропорта регулярно требуются различным компаниям. В 2024 году воздушная гавань получила государственные заказы сразу от нескольких подведомственных государству организаций: АО «Казавиаспас», несколько войсковых частей, Казаэронавигация и Военный институт Сил воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова.
Читайте также:
- Как компания Утемуратова довела аэропорт Караганды до судебных разбирательств
- Турлов купил контрольный пакет акций карагандинского аэропорта
Тараз и Шымкент: что общего у двух аэропортов?
Авиакомпании «SCAT» с 2011 года принадлежит АО «Международный аэропорт Аулие-Ата» в Таразе. Также в их доверительном управлении с 2024 года находится АО «Аэропорт Шымкент». Управлять им предприятие будет 10 лет. При этом новый терминал аэропорта в третьем мегаполисе будет принадлежать SCATу, потому что именно они занимаются строительством объекта. Кроме того, в 2022 году предприятие приобрело 40% египетской авиакомпании Red Sea Airlines.
SCAT принадлежит Владимиру Денисову (57%) и Владимиру Сытнику (43%). По данным Forbes, авиакомпания занимает 24 строчку в числе 50 крупнейших частных компаний РК за 2023 год. Их выручка в прошлом году ориентировочно составила 174,3 млрд тенге, а чистая прибыль – 11,4 млрд тенге.
Аэропорт в Таразе основали в 1974 году, он занимает площадь в 87 га. По данным официального сайта воздушной гавани, это аэродром совместного базирования с войсковыми частями министерства обороны.
В 2013 году новые владельцы SCAT решили вернуть воздушную гавань на баланс государства. Сделать это хотели из-за капитального ремонта и расширения взлётно-посадочной полосы и светосигнального оборудования. В ноябре 2013 года реконструкцию закончили. Она обошлась в 4,6 млрд тенге. По всей видимости, эти деньги выдало государство, а после ремонта вернуло аэропорт владельцу – SCAT.
Аэропорт Тараза/Фото dmb.aero
Аэропорт Тараза/Фото dmb.aero
Отметим, что с 2013 года реализуется инвестиционная программа модернизации воздушной гавани по программе государственно-частного партнёрства. Бюджет составил 7,4 млрд тенге, из них 2,8 млрд тенге пришлись на частные инвестиции SCATа.
Весной 2021 года Департамент государственных доходов по Жамбылской области начал проверку по оплате налоговых обязательств за земельные участки в период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года. Сотрудники ведомства нашли нарушения и доначислили 5,8 млн тенге, из которых 5,4 млн тенге была оплата за пользование участками, а остальное приходилось на пеню. В суде представители аэропорта проиграли. Им пришлось оплатить доначисленное по налогам.
Воздушная гавань Тараза на регулярной основе участвует в государственных закупках. Среди клиентов аэропорта «Аулие-Ата» в этом году оказались АО «Казавиаспас», войсковые части, РГП «Казаэронавигация», АО «Академия Гражданской Авиации» и Комитет по государственным материальным резервам МЧС.
С 2015 года аэропорт Тараза пополнил казну государства на 462 млн тенге. В этом году налоговые отчисления воздушной гавани уже превысили 95,3 млн тенге.
Корпорация «Казахмыс» и таинственный мистер Х: кто владеет аэропортами Жезказгана и Балхаша?
История воздушной гавани в Жезказгане начиналась с 1949 года. Первый аэропорт располагался в степи в километре от ж/д вокзала. Из-за грунтовой взлётно-посадочной полосы он не мог принимать самолёты в плохую погоду. Понадобилось время, чтобы привести этот пункт к стандарту. Строительство взлётно-посадочной полосы завершили в 1973 году.
В октябре 1996 года наконец-то организовали авиакомпанию «Жезказган-Эйр». В 2004 году приступили к реконструкции воздушной гавани под международные стандарты. Лишь летом 2008 года правительство постановлением закрепило за аэропортом новый статус.
Помимо аэропорта Жезказгана, в АО «Авиакомпания «Жезказган-эйр» (ZHEZAIR) входит филиал аэропорта «Балхаш». На его ремонт планируют потратить 3,8 млрд тенге.
Впервые акции «Авиакомпания «Жезказган-эйр» (ZHEZAIR) предложили к продаже в 2012 году. Их разместили на Казахстанской фондовой бирже (KASE). Аэропорт Жезказгана реализовали за сумму более 103 млн тенге в сентябре 2012 года.
Но в официальном ответе на запрос редакции CMN.KZ министерство транспорта сообщило, что АО «Авиакомпания «Жезказган-эйр» принадлежит ТОО «Корпорация Казахмыс» с 2015 года. При этом лишь в июне 2020 года у АО изменился учредитель. Ранее в графе владелец значился АО «Центральный депозитарий ценных бумаг». Возможно, такая путаница с годом покупки связана со свидетельством о госрегистрации эмиссии ценных бумаг от 29 декабря 2014 года, которую произвело Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
В конце декабря 2022 года появились сухи, что аэропорт Жезказгана продадут россиянам. Такая информация распространилась на фоне того, что якобы сразу трое граждан России стали топ-менеджерами корпорации. Но, как писал Tengrinews.kz, слухи в «Казахмыс» почти сразу же развеяли.
Как указано в финансовом отчёте авиакомпании за 2023 год, её чистая прибыль составила всего 66,6 млн тенге, а совокупный доход – 70 млн тенге. Согласно документу, 517 млн тенге пошли на погашение займов, 64 млн тенге на дивиденды, а 69,9 млн тенге на вознаграждение.
Несмотря на то, что простые акции принадлежат корпорации, привилегированные находятся в руках физического лица. Ему принадлежит 0,51%. Но кто это лицо – неизвестно.
Сломанные эскалаторы и трещины в стенах: как обстоят дела с международным аэропортом Алматы
Столько хейта, как аэропорт Алматы, наверное, никто не получал. В 2020 году турецкая компания TAV Airports совместно со своим партнёром по консорциуму VPE Capital приобрела 100% акций аэропорта Алматы. Сумма сделки составила 415 млн долларов. Доля TAV Airports в консорциуме была не менее 75%. Воздушная гавань Алматы стала 15-м аэропортом в глобальной сети турецкой компании.
В 2021 году единственным владельцем аэропорта стала турецкая компания «TAV Airports Holding». Не проходило и месяца, чтобы в социальных сетях не разгорался скандал относительно условий содержания терминала.
Масла в огонь также подливало строительство нового VIP-терминала на месте бывшего снесённого исторического здания. Как уверяли владельцы воздушной гавани, VIP-зал для пассажиров бизнес-класса будет один в один как предыдущее строение. Его открыли 1 июня 2024 года, а 13 июня он начал принимать все международные рейсы.
Почти сразу же полились жалобы на новый терминал, а спустя месяц его затопило. Сотрудники воздушной гавани, взяв в руки швабры и другие вспомогательные инструменты, собирали воду.
В рамках расширения терминала, также планируют снести заброшенную гостиницу, которая находится прямо на территории аэропорта. Но окончательное решение по ней ещё не приняли, в крайнем случае о нём ещё ничего не известно.
В итоге жалобы привели к тому, что аким Алматы Ерболат Досаев провёл совещание по вопросам деятельности международного аэропорта. После открытия терминала выявили определённые недостатки: неисправность дренажной системы, сбой в работе эскалаторов, задержки при выдаче багажа, трещины в стенах и др.
Новый руководитель TAV Airports Holding Гокер Косе пообещал, что всё скоро устранят, а с дренажной системой и вовсе всё уже хорошо. Он добавил, что в ближайшее время поступят большие инвестиции, которые позволят улучшить все аспекты терминала и аэропорта, вплоть до бомбоубежища.
Но скандалы вокруг аэропорта не утихают. В апреле 2024 года стало известно о систематических кражах из чемоданов путников. Оказалось, что грузчик регулярно обкрадывал пассажиров международных рейсов. Он украл различное имущество на 7,5 млн тенге.
Ещё один случай, вызвавший массовый хейт, стала история чёрного кота Томаса, который сбежал от хозяйки в аэропорту Алматы. Это произошло в середине августа. Пока девушка чистила переноску, Томас залез в отверстие под раковиной. Она не смогла его вытащить и улетела без питомца, предварительно предупредив сотрудников аэропорта. Только вместо того, чтобы вернуть кота законной хозяйке, его вынесли за пределы терминала. История закончилась хэппи-эндом только из-за волонтёров, которые переловили в округе всех котов, но нашли Томаса.
Отметим, что с 1 января 2025 года в алматинском аэропорту повысится стоимость парковки. Как уточнили в пресс-службе, тарифы поднимают из-за растущих эксплуатационных расходов.
Читайте также:
- Задержки, увольнения и новая взлётная полоса: что происходит с аэропортом Алматы
- Потерянного в аэропорту Алматы кота нашли почти месяц спустя
Российский след в Уральске: кто владеет аэропортом имени Маншук Маметовой
ТОО «Международный аэропорт «Орал» с февраля 2023 года принадлежит ТОО «Орал Аэропорт Холдинг». До этой даты воздушная гавань входила в актив «Беркут Аэропорт». Учредителем материнской компании выступала экс-директор авиакомпании Bek Air Айгуль Жумасултанова и ТОО «Staier Group».
ТОО «Орал Аэропорт Холдинг» создали 20 июля 2022 года. Место руководителя занял Иван Астапенко. Владельцами выступают:
- АО «Ретранс» – компания из Екатеринбурга, управляет аэропортами в Магнитогорске и Тоболе в России. Компанию связывали с российским «Аэропортами регионов»;
- ТОО «Уральск менеджмент» – владельцем компании выступает Сергей Артюгин. Предприятие зарегистрировали в Астане всего за 1,5 месяца до создания ТОО «Орал Аэропорт Холдинг»;
- Даулетхан Килыбаев – как писал о мужчине Forbes, он дорос «от пастуха до руководителя самого крупного инвестиционного фонда прямых инвестиций в СНГ с капиталом более $500 млн». Работал заместителем председателя правления Банка развития Казахстана, а ещё был членом совета директоров «Казгеология» и АО «Темиртауский электрометаллургический комбинат».
Как рассказывал аким Западно-Казахстанской области Нариман Турегалиев в мае 2023 года, доля российского предприятия в аэропорту составляла 49%. Ещё столько же принадлежит казахстанскому бизнесмену, и 2% у ТОО «Уральск менеджмент». При этом взлётно-посадочной полосой аэропорта и терминалом владеет государство. Вот и получается, что россиянам достался клочок земли и перрон в точке разворота самолётов.
Удивительно другое, здание аэропорта отремонтировали на деньги оператора нефтяного месторождения Karachaganak Petroleum Operating B.V. Предприятие выделило 6,6 млрд тенге в рамках социальной ответственности. В итоге ремонт здания занял несколько лет. Его открыли в апреле 2022 года.
Клиентами аэропорта имени Маншук Маметовой по государственным закупкам выступают войсковые части, АО «Казавиаспас», военный институт Сил воздушной обороны, РГП «Казаэронавигация» и Департамент государственных доходов по ЗКО.
В октябре 2024 года воздушной гавани в Уральске присвоили пятую степень «свободы воздуха», тем самым дав им режим «открытое небо». Теперь аэропортом могут пользоваться любые авиаперевозчики без всяких ограничений.
После смены владельцев налоговые отчисления ТОО «Международный аэропорт «Орал» уверенно показывают рост. В 2024 году воздушная гавань пополнила казну государства на 244,3 млн тенге.
В следующей части редакция CMN.KZ расскажет, какие аэропорты государство хочет передать в доверительное управление.