В АО «Казахстан Темір Жолы» (КТЖ) приостановили действие приказа, который вызвал недовольство бизнеса. Речь идёт о новых требованиях к колесным парам грузовых поездов. Перевозчикам пришлось бы заменить 10 000 вагонов, потратив более 72 млрд тенге, передаёт CMN.KZ
Ранее проблему подняли в депутатском запросе фракции «Ак жол». С жалобой в партию обратились Зерновой союз Казахстана, Казахстанская ассоциация перевозчиков и операторов вагонов, а также крупные зерновые компании.
В своём запросе депутат Ерлан Барлыбаев отметил, что Казахстан ежегодно экспортирует 8,1 млн тонн зерна, и любое ограничение на перевозки может поставить под угрозу выполнение контрактов.
Согласно требованиям, минимальная допустимая толщина гребня колесных пар грузовых вагонов для международных перевозок была установлена на уровне 26 мм. Эти ограничения вызвали серьёзные вопросы в отношении их правомерности, технического обоснования и соответствия действующим нормативным документам.
«Установленные КТЖ ограничения противоречат нормативам эксплуатации железнодорожного транспорта, принятым в ЕАЭС. Самовольное введение КТЖ более строгого стандарта, в первую очередь ставит в неравные условия именно казахстанских грузоотправителей, так как операторы из других стран продолжают работать по стандарту 25 мм», — говорится в обращении премьер-министру и генеральному прокурору РК.
По расчётам Зернового союза, замена колёсных пар для частных операторов могла бы обойтись в 72 млрд тенге. Исполнение этого требования привело бы к остановке отгрузки зерна, срыву контрактов и возможным штрафным санкциям от зарубежных партнёров, что нанесло бы серьёзный ущерб казахстанскому бизнесу, заявил депутат.
Кроме того, новые правила создавали риск монополизации рынка, так как ужесточение требований к казахстанским перевозчикам давало конкурентное преимущество операторам из других стран.
Спустя несколько дней, 18 февраля, КТЖ приостановил действие приказа. Это означает, что дополнительные ограничения на толщину гребня колесных пар пока не вступят в силу.
Ранее в Жамбылском филиале КТЖ выявили хищение топлива на 36 млн тенге. Сейчас уголовное дело готовят к передаче в суд.