По последней информации, со дня выявления массовой утечки данных, в Минцифры пожаловались более пяти тысяч граждан страны. В комитете по информационной безопасности меж тем сообщили, что не имеют права взыскивать деньги за моральный вред, передаёт CMN.kz
В ведомстве заявили, что все пострадавши в праве обратиться в суд для рассмотрения вопроса о возмещении им морального вреда, причиненного утечкой персональных данных в соответствии со статьей 951 Гражданского кодекса РК.
Меж тем от казахстанцев продолжают поступать обращения о взыскании морального вреда. Всего пожаловались 5 200 человек.
Напомним, 5 марта АО «Государственная техническая служба» (ГТС) в открытых источниках обнаружила утечку более двух млн персональных данных казахстанцев–клиентов микрофинансовой организации zaimer.kz (ТОО «МФО «Робокэш.кз»). Личности клиентов установили и отправили им уведомления с алгоритмом действий. В Минцифре отчитались о наказании для zaimer.kz.
Их привлекли к административной ответственности. Это был административный штраф в размере тысячи МРП (3 692 000 тенге). В порядке сокращенного производства ТОО выплатило половину (1 846 000 тенге).
В целом специалисты ГТС обнаружили более 36 млн данных клиентов микрофинансовых организаций. Из них в России — 23,6 млн.; Филиппины — 5 млн.; Вьетнам — 2 млн.
Панее данные казахстанцев нашлись в слитых правительственных документах Китая. О масштабной кибероперации, которую якобы проводили в стране, написали зарубежные СМИ. Компания-подрядчик министерства общественной безопасности Китая якобы два года собирала персональные данные казахстанцев через операторов связи, «Казахтелеком», AirAstana и ЕНПФ. Об этом свидетельствуют файлы, на которые обратил внимание Центр анализа и расследования кибератак (ЦАРКА).
1 апреля в Минцифры сообщили, что «Казахтелеком» и AirAstana привлекли выдали им предписания. Чиновники ведомства связали наказание с массовой утечкой данных казахстанцев. На счёт ЕНПФ опасения не подтвердились. В Air Astana остались не согласны с результатами проверки.