Прошло больше трёх месяцев с даты подписания пакета обязывающих транзакционных документов по продаже 51% акций казахстанской авиакомпании. CMN.KZ попытался разобраться, на какой стадии находится сделка по Qazaq Air
Редакция уже рассказывала про вьетнамские инвестиции при покупке авиакомпании и связи с аэропортом «Қорқыт Ата» в Кызылорде. Сейчас акимат региона обдумывает, передавать ли стратегический объект в доверительное управление SOVICO Group или нет. В мартовском ответе на запрос администрация Кызылординской области ещё раз подтвердила, что стороны обсуждают условия, но конкретные решения не приняли.

Как продавали мажоритарный пакет акции Qazaq Air?
Правительство Казахстана пыталось продать авиакомпанию на торгах, но ничего не вышло. Минимальная стоимость Qazaq Air составляла 10,2 млрд тенге. Кроме того, владельцу надо было ещё погасить долги на 38 млрд тенге.
В итоге покупателя нашли во Вьетнаме. О чём в мае 2024 года объявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на казахско-сингапурском бизнес-форуме. Новым владельцем стал холдинг SOVICO Group, который зарабатывает на энергетической, строительной, банковской и финансовой сферах, а также авиационной отрасли. Стоимость сделки, по словам министра транспорта Марата Карабаева, составила около двух млрд тенге.
В конце декабря прошлого года АО «Самрук-Қазына» объявил о подписании договора купли-продажи акций АО «Qazaq Air». Только реализовали всего 51% авиакомпании, остальное осталось на балансе фонда.


Как сообщили в АО «Самрук-Қазына» в ответ на запрос редакции CMN.KZ, они продали авиакомпанию в рамках приватизации на 2021 – 2025 годы.
«24 декабря 2024 года между фондом, ЧК «Central Asia Aviation Holdings Limited» (49% акций) и ЧК «Kazasia Holdings Limited» (2% акций) подписан пакет обязывающих транзакционных документов, в том числе договор купли-продажи в отношении акций АО «Qazaq Air» с соблюдением требований Закона РК «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации». В соответствии с условиями договора купли-продажи передача акций Qazaq Air в пользу покупателей будет осуществлена после выполнения предварительных условий», – указали в Самрук-Қазына.
Как это обычно бывает в подобных транзакционных договорах, стороны прописали требования к конфиденциальности. Поэтому пока иной информации о стоимости 51% авиакомпании, кроме ранее заявленных двух млрд тенге, не будет.
«На данном этапе можем отметить, что условиями договора купли-продажи предусмотрены обязательства инвестора по поставке 20 бортов семейства Boeing и/или Airbus (узкофюзеляжные или широкофюзеляжные) в течение пяти лет с возможностью продления дополнительно на два года», – уточнили в фонде.
Из этот ответа можно предположить, что казахстанские представители вьетнамской SOVICO Group ещё не получили акции, потому что не выполнили предварительные условия. Входят ли в них те самые 20 самолётов, которые должны зарегистрировать в Казахстане, неизвестно.
Обязательства вьетнамской SOVICO Group
На момент получения ответа на запрос, на балансе Qazaq Air было пять самолётов. Вьетнамская SOVICO Group планирует привезти воздушные суда в 2025 году для внутренних и международных направлений. При этом сам инвестор хочет увеличить авиапарк до 50 самолётов.
Ранее в числе обязательств, выставленных перед SOVICO Group, было закрытие долга в 38 млрд тенге. Об этом рассказывал министр Марат Карабаев в июле прошлого года.
«Долг Qazaq Air в размере 38,4 млрд тенге сформировался за счёт займов, предоставленных Фондом из средств Национального фонда для приобретения пяти турбовинтовых воздушных судов De Havilland Q400 NextGen канадского производителя Bombardier Inc.», – рассказали в Самрук-Казына.

Кто получил 49% и 2% от Qazaq Air:
- Частная компания «Central Asia Aviation Holdings Limited» – создали 28 августа 2024 года. Изначально предприятие принадлежало Central Asia Holdings Limited (Aviation Holdings Company Limited) и Kazasia Holdings Limited (Тахир Фам). Сейчас учредителем значится Aviation Holdings Company Limited. Директорское кресло занимает Эндрю Коуэн. У него есть 30-летний опыт работы в British Airways, Go Fly, Sama и Jazeera Airways. Кандидатуру Эндрю Коуэна утвердили на должность независимого директора и председателя совета директоров Qazaq Air;
- Частная компания «Kazasia Holdings Limited» – создали 20 августа 2024 года. Учредителем значится Тахир Фам. За короткий срок у компании сменился директор. Вместо Тахира Фама управлять ЧК начал его брат Ван Фам в прошлом ноябре.
«Полностью казахстанскую компанию Kazasia Holdings Limited выдвинула Sovico Group JSC для создания партнёрства и совместного управления Qazaq Air вместе с Фондом. Присутствие Kazasia в структуре сделки обеспечивает эффективный национальный контроль над Qazaq Air», – сообщали в «Самрук-Казына» в декабре прошлого года.
В рамках опционного соглашения фонд может реализовать оставшиеся 49% авиакомпании местному инвестору или консорциуму. Он должен будет соответствовать «строгим критериям национального владения, независимости и репутации». Учитывая, что сделка с вьетнамским холдингом ещё не завершилась, то вряд ли в Самрук-Казына будут искать ещё одного владельца в ближайший год. Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.
Читайте также: