Самым первым в доверительное управление государство передало 100% акций АО «Международный аэропорт Актау». В 2007 году компания «ATM Grup» получила воздушную гавань на 28 лет, сообщает CMN.KZ
Как сообщили в министерстве транспорта в ответ на запрос редакции, срок доверительного управления истекает в 2035 году. О том, будет ли пролонгация договора с турецкой компанией, пока не сообщается. Официально владельцем 100% воздушной гавани Актау выступает управление финансов Мангистауской области.
В базе Egov.kz нет компании «ATM Grup» (ТОО «ATM Grup Uluslararasi Havalimani Yapim Yafirim ve Lslet-me Ltd St»). Но есть актауский филиал предприятия. Создали его в январе 2008 года. Директорское кресло занимает Ахмет Хамди Гювенч. Он же значится в списке аффилированных лиц АО «Международный аэропорт Актау» как представитель турецкого предприятия.
По странному и, вместе с тем, достаточно интересному стечению обстоятельств, Ахмет Гювенч занимает ещё одну должность, но уже в другой турецкой компании – член совета директоров (авиация) в YDA Group. Телеканал 24.kz называл Гювенча генеральным директором YDA Group.
Кроме него, в обоих списках значится ещё и Вейсел Текин. В Турции он выступает членом совета директоров и координатором по финансовым вопросам в YDA Group. А в Казахстане представляет интересы управляющего аэропортом Актау. Оба входят в совет директоров воздушной гавани с 30 ноября 2023 года.
Что интересного в турецкой компании YDA Group?
Дело в связях: они у предприятия достаточно интересные. YDA Group – это та самая организация, которая вместе с турецкой оборонной компанией ASFAT предложила правительству Казахстана купить 85% уральского завода «Зенит». Правительство хотело продать объект в обмен на инвестиции в строительство судоверфи на Каспии. По данным на июнь этого года, переговоры ещё идут.
Летом прошлого года представители «Зенита» подписали договор с ASFAT и YDA Group. Соглашение включало строительство морских транспортных средств, коммерческих судов и боевых кораблей для казахстанского флота. Как отмечало издание defenceturk.net, оба предприятия аффилированы с Минобороны Турции.
Таким образом, сразу два представителя доверительного управляющего аэропорта Актау связаны оборонной промышленностью другого государства. И если Ахмет Гювенч отвечает за авиацию, то Вейсел Текин координирует как раз коммерческие вопросы. Учитывая, что аэропорты относятся к стратегическим объектам, неизвестно, насколько такая связь с правительством другой страны хороша для Казахстана.
Вместе с тем, в законе «Об использовании воздушного пространства РК и деятельности авиации» есть статья о действиях при угрозе нацбезопасности. Как сообщили в Минтранспорта в ответ на запрос редакции CMN.KZ, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации по согласованию с правительством может ввести временное управление в отношении эксплуатанта воздушной гавани.
Мы уже писали об АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев». Осенью 2024 года его передали ТОО «Terminals Astana Airport Management» на один год без права выкупа. Управленцы обещали заняться капитальным ремонтом взлётно-посадочной полосы, увеличить мощности грузового терминала и пассажиропотока.
За 12 месяцев в столичной воздушной гавани повредили сразу несколько самолётов разных авиакомпании. В начале апреля столичные пожарные провели в аэропорту Астаны внеплановую проверку. Они выявили нарушения пожарной безопасности, в том числе системы оповещения. Аэропорту выписали штраф в 1,2 млн тенге. Они должны будут заплатить его в течение 30 суток со дня вступления решения в законную силу.
Читайте также: