В южной столице организовали презентацию и обсуждение проекта реконструкции, капитального ремонта и строительства пристройки к театру имени Наталии Сац. Корреспондент CMN.KZ побывал на встрече, послушал, что думают об этом жители, культурные работники, общественники и эксперты
Культурное наследие
При всём желании нельзя не заметить плачевного состояния сооружения, встречающего своих гостей в Ауэзовском районе Алматы. Предостерегающие таблички призывают быть предельно внимательными и предупреждают, что на определённом участке действительно опасно.
На первый взгляд, театр оставляет угнетающее впечатление: здание, когда-то считавшееся одной из жемчужин советской архитектуры, не пощадило время.
Фасад обветшал и облупился, а мозаика и гранитные плиты, на создание которых в СССР не жалели сил, сейчас выглядят как плесневелое, потрескавшееся яйцо.
20 мая, когда в Алматы лил дождь, протекающая крыша будто бы визуализировала слёзы самого театра.
На тот же первый взгляд внутреннее убранство выглядит гораздо лучше внешнего:
Не лишним будет отметить, что здание получило повреждения во время сильного землетрясения 4 марта. По информации пресс-службы театра, разрушениям подверглись механизмы сцены исторического зала, колосники, штанкеты светового оборудования и подвальные помещения.
Как прошло заседание общественного совета Алматы
Находясь в зимнем саду, всем пришедшим на общественные слушания напомнили, что театр располагается в бывшем здании Дворца культуры Алматинского хлопчатобумажного комбината. Построили его в 1981 году. (Сам же театр основали в 1944 году – прим. ред).
Сейчас, по заверению работников культурного объекта, многое пришло в стопроцентную негодность. Всё потому, считают в администрации, что за время работы театра в нём ни разу не провели капремонт. Как итог, снаружи стали осыпаться элементы декора, а здание – постепенно разрушаться изнутри.
«Техническое обследование выявило аварийное состояние здания и прилегающей территории, стопроцентный износ технологического оборудования, инженерных сетей, систем пожаротушения и прочего. Крыша течёт во время дождей – заливает сцену и зрительный зал. Звук, свет, сценическое оборудование и вся механика колоссально износились. В первую очередь, это опасно для жизни посетителей. Коллектив ждёт капитального ремонта»,
открывая обсуждение, заявил руководитель «Государственного академического русского театра для детей и юношества имени Наталии Сац» Олег Гостев.
Следом, под аплодисменты присутствующих, выступил представитель организации, создавшей проект грядущих изменений в театре.
Реконструкция с футуристической пристройкой
Проектно-сметную документацию разработало ТОО Engineering center ltd. Его представитель, Канат Нурумов, предложил полную реставрацию здания, усиление несущих конструкций, замену отделки и всех инженерных сетей, в том числе механизмов сцены. Частная компания представила также проект дополнительного здания для камерной сцены и производственных цехов.
Презентацию начали с внутреннего наполнения театра:
Современный арт центр
Проектировщики также показали внешние изменения основного здания и то, каким может быть планируемая пристройка.
К концу презентации присутствующие в зале практически единогласно поддержали проект – прошла волна аплодисментов. Корреспондент CMN.KZ меж тем выяснил, что заказ на разработку проекта поступил летом 2023 года от управления строительства Алматы. Это стоило бюджету 272 083 028 тенге.
Пусть театр и подведомственная министерству культуры организация, но за само здание отвечает акимат Алматы. И все предыдущие тендеры на ремонт и обслуживание проходили через местных чиновников.
Претензий мало, но они есть
Представители общественного совета Алматы по очереди задали вопросы и высказали замечания к проекту. Впрчоем, член градсовета Гульмира Байгабулова начала с хвалебного отзыва.
«Архитектура здания была испорчена со временем. Хочется всё вычистить и восстановить его историческую ценность. Нам показали красивые элементы внутри, всё проработали. Само строение красиво выглядит, но… Пристройка здания… Кажется, вы слукавили, что она будет ниже по сравнению с основным. Вам всем комфортно, что рядом с историческим центром будет вот это современное, футуристическое строение? Также печально, что вы не обратили внимание на фонтаны: сейчас они выглядят немного инородно»,
сказала Гульмира Байгабулова.
Другие участники ОС Алматы отметили отсутствие мер для инклюзивных граждан и теневых зон в проекте. Также прозвучало мнение, что важно сохранить идентичность памятника архитектуры.
Затронули при обсуждении и тему качества строительных материалов, из которых планируют реконструкцию старого и возведение нового зданий. Прозвучал вопрос и следом утверждение: «Какова релевантность замены пола из добротного дерева или мрамора? Надо провести архитектурный конкурс и выбрать лучшее решение!».
При этом члены совета призвали присутствующих к терпению и стратегическому подходу в этих вопросах. На что из зала прозвучало противоположное мнение: «Надо всё сделать быстрее, пока кто-то не пострадал из-за плачевного состояния театра».
Представитель Engineering center ltd Канат Нурумов заявил, что всё описанное в проекте проходит согласование в ответственных госструктурах. Компания, по его словам, за то, чтобы восстановить все первоначальные идеи авторов, которые не реализовали по разным причинам. Проектировщики при этом ответили, что приняли к сведению рекомендации и пожеланий членов ОС.
На конкретно поставленные вопросы о бюджете или материалах Канат Нурумов ответить не смог. По его словам, представленная общественности 27 версия проекта всё ещё на стадии разработки и утверждения.
«Все эти вопросы мы детально проработали с представителями акимата и сотрудниками театра. Конкретные ответы по бюджету будут после прохождения государственных экспертиз – это к осени 2024 года. Дальше всё зависит от заказчика в лице управления акимата Алматы. Плановый срок реализации проекта – 18 месяцев»,
сказал Канат Нурумов.
Жители Алматы высказывали свои переживания о парковочных местах, а также о путях обхода территории во время ремонта.
Руководитель театра Олег Гостев добавил, что администрация города пообещала обеспечить сотрудников подходящим зданием на время ремонта, чтобы не прерывать культурные мероприятия. Кроме того, он отметил, что сама министр культуры и информации Аида Балаева курирует проект и выступает на стороне сотрудников театра.
На этом и закончился первый общественный совет по теме реконструкции театра им. Наталии Сац. На нём так не было решено, оставят ли современную футуристическую пристройку в таком виде. Похоже, решать это будут уже за закрытыми дверями в высоких кабинетах. CMN.KZ следит за дальнейшим развитием событий.