4 февраля Министерство транспорта РК опубликовало предварительный отчёт по расследованию авиационного происшествия с воздушным судном Embraer-190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, которое произошло 25 декабря 2024 года. Документ прокомментировали в Министерстве цифрового развития и транспорта Азербайджана, передаёт CMN.KZ
Как пишет местное агентство Minval.az, представители Азербайджана принимали участие на всех этапах расследования авиакрушения, включая осмотр места происшествия, фиксацию фактов, предоставление фотоматериалов и видеозаписей, а также участие в процессе извлечения данных из «чёрных ящиков» (устройств CVFDR) воздушного судна в Центре расследования и предотвращения авиационных происшествий (CENIPA) в Бразилии.
Как отмечают в ведомстве, в предварительном отчёте, который Казахстан обнародовал 4 декабря, подтверждаются следующие факты:
1. Пассажирский самолет «Embraer 190-100 IGW», зарегистрированный под номером 4K-AZ65 и принадлежащий ЗАО «Азербайджанские Авиалинии»(«AZAL»), выполнявший регулярный рейс J2-8243 из города Баку Азербайджанской Республики в город Грозный Российской Федерации, с момента начала выполнения полёта на участке маршрута до Грозного находился в полностью пригодном для полётов состоянии. Эти данные о лётной годности воздушного судна, включая работу его систем управления, были подтверждены с помощью данных FDR;
2. Оба двигателя самолёта работали без технических проблем до момента аварии. Эту информацию также подтверждают данные FDR;
3. Во время выполнения полёта в воздушном пространстве Российской Федерации, в том числе над аэропортом Грозный, самолёт потерял сигналы GPS;
4. Из-за неблагоприятных погодных условий над Грозным самолёт не смог совершить второй заход на посадку, после чего капитан принял решение вернуться в Баку. После принятия этого решения над Грозным, в CVR были зафиксированы два внешних звука с интервалом в 24 секунды;
5. Сопоставление данных CVR и FDR показало, что через 4 секунды после первого внешнего звука вышла из строя 3-я гидравлическая система, через 6 секунд – 1-я гидравлическая система, а через 21 секунду – 2-я гидравлическая система;
6. Были обнаружены многочисленные глухие и сквозные повреждения в фюзеляже, зафиксированные посредством фотографий и видеозаписей. Данные повреждения были обнаружены в задней части фюзеляжа, подавляющее большинство из которых было на вертикальном и горизонтальном стабилизаторах, а также левом крыле и левом двигателе;
7. Предоставлена информация о том, что обнаруженные повреждения в фюзеляже воздушного судна образовались в результате воздействия внешних объектов. В предварительном отчёте не содержится информации о наличии каких-либо фактов, указывающих на столкновение воздушного судна с птицами;
8. Обнаруженные в глухих повреждениях фюзеляжа посторонние объекты, не принадлежащие воздушному судну, были извлечены; их фотографии представлены общественности в тексте предварительного отчета. Для точного определения принадлежности обнаруженных посторонних объектов в дальнейшем планируется проведение дополнительных экспертиз;
9. В 05:13:32 на воздушном судне вышли из строя основные системы управления; в 05:21:42 диспетчер по взаимодействию сообщил в Грозный о проведении операции «Ковер»;
10. Не указано никакой информации, содержащей факт взрыва кислородного баллона.
Фотографии, аудио и цифровые записи, подтверждающие изложенные факты, приведены в тексте предварительного отчёта.
В соответствии с требованиями Чикагской конвенции ИКАО, в течение года с момента происшествия должен быть подготовлен окончательный отчёт о причинах крушения. Работу по подготовке окончательного отчёта уже начали в Казахстане и других государствах, участвующих в расследовании.
Напомним, самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевший из Баку в Грозный, разбился утром 25 декабря близ Актау. На борту находились пять членов экипажа и 62 пассажира, среди которых 16 россиян, включая 11-летнюю девочку, 37 граждан Азербайджана, шесть — Казахстана, три — Кыргызстана. В результате крушения 38 человек погибли, 29 выжили.