Несмотря на то, что в стране активно внедряют цифровизацию, приглашают международных экспертов, развивают IT и ИИ-индустрию, в обществе опасаются грядущих перемен. Особенно, когда вопрос касается внедрения инноваций искусственного интеллекта в образовательные учреждения и использования ИИ школьниками. Например, скандально известный депутат мажилиса Анас Баккожаев считает, что нейросети ведут к деградации. Как активное использование искусственного интеллекта скажется на образовании – читайте в материале CMN.KZ
Повсеместное использование нейросетей уже давно не будущее, а настоящее. В Казахстане создали первую отечественную языковую модель искусственного интеллекта «KazLLM». В стране планируют внедрить ИИ и в исполнительном производстве . Более того, в марте этого года 23-летний алматинец выиграл суд с помощью нейросетей.
При этом, вопросы юридического урегулирования вопроса с ИИ уже не раз поднимались, в том числе, депутатами. В Казахстане уже планируют ввести законопроект об искусственном интеллекте.
С первого сентября 2025 года в школах Казахстана начнут апробацию нового государственного общеобразовательного стандарта образования. Из нововведений – интеграция ИИ в каждый предмет, уже имеющийся в школьной программе. В биологии, химии и физике будут использовать виртуальные лаборатории, в лингвистике – приложения для общения и ведения диалогов, в географии – информационные системы.
«Наши дети живут в эпоху технологической трансформации, индустрии 4.0. Поэтому на рынке труда работодатели будут требовать с них навыки использования ИИ. Раньше мы писали: навыки Word, владею Excel и так далее. Сейчас мы так не пишем, потому что это само собой разумеющееся. Теперь, как только появился ИИ, владение им стало обыденностью. Поэтому мы должны ученика подготовить к этому», — пояснил вице-президент национальной Академии образования Минпросвещения Руслан Каратабанов.
Ранее Игорь Сенюшин, руководитель направления R’n’D (сотрудник, который занимается анализом инициатив внутри компании – Прим.Ред) в TSARKA Group рассказывал корреспонденту CMN.KZ о потенциальных сложностях в работе с искусственным интеллектом. Он подчеркнул, что развитие ИИ несёт в себе риски киберугроз, а также из-за относительной доступности инструментов нейросетей, может увеличить поток фейковых данных и манипуляций.
«Использование ИИ для быстрого решения задач может привести к тому, что мы меньше станем анализировать информацию. Хотя это может также высвободить время для творчества и исследований, что делает этот аспект скорее неоднозначным, чем негативным. Во-вторых, существует риск утечки конфиденциальной информации. Хотя эти сервисы не требуют прямого ввода персональных данных, в процессе взаимодействия пользователи могут непреднамеренно делиться “чувствительной” информацией», – подчеркнул Сенюшин.

При этом эксперт подчеркнул, что даже в сфере генерации текста результаты ИИ пока далеки от идеала. ChatGPT может ошибаться, а его логика не всегда совершенна.
Человек – носитель знания?
Депутат мажилиса Ирина Смирнова рассказала корреспонденту CMN.KZ, что внедрение ИИ в образовательный процесс неизбежно:
«Стало ясно, что искусственный интеллект будет сопровождать нас всю жизнь. Он будет усложняться, видоизменяться и создавать то, что мы даже представить себе не можем. Прятаться от ИИ или его тормозить – не получится. Его будут использовать все: и студенты, и ученики, и учителя. Это уже наша реальность. Видимо, пришло время менять сам учебный процесс – процесс оценивания. Если ранее оценивание было по тестам, по понятным рамкам. Сейчас это должно выглядеть по-другому».

По её мнению, в системе образования назревает большая революция и к этому нужно адаптироваться:
«Ребёнку необходима социализация и так далее. Конечно, необходима передача знаний и информации от человека к человеку. Чтобы сохранить уникальную, как теперь уже оказывается, возможность – учителям нужно меняться. Можно и нужно повышать свою квалификацию».

Профессор университета «Туран» Ренат Габдуллин сообщил корреспонденту CMN.KZ, что смотрит на применение ИИ в образовательном процессе с оптимизмом:
«Я твердо убежден, что игнорировать высокотехнологические достижения в области ИИ, цифровизации, обработки больших данных – непозволительная роскошь в современных реалиях. Мы обязаны научиться эффективно масштабировать производственные и бизнес-процессы с использованием авангардных технологий во всех отраслях и не только в образовании».
Габдуллин подчеркнул, что главная проблема в использовании нейросетей – это этический вопрос.
«Должна быть адекватная осторожность в этом процессе, чтобы не допустить поломки канала передачи знаний. Человек, педагог, учёный – это источник «знания», а нейросети лишь выступают в качестве проводника знаний. Чтобы воспользоваться «окном возможностей» и быть конкурентоспособными в этой сфере нужно сконцентрироваться на развитии интеллектуального потенциала».

Заместитель директора по учебной части Павлодар БИЛ (Бывший «Казахско-турецкий лицей» — Прим. Ред.) Ахмет Оразалин для одаренных юношей поделился с корреспондентом CMN.KZ своими наблюдениями о влиянии ИИ на школьников. Он отметил, что в нём присутствуют как положительные, так и отрицательные стороны. По мнению спикера, нейросети уже повсеместно используют в образовательном процессе:
«На своём опыте могу сказать, что дети перестают анализировать. У них пропадает желание и необходимость размышлять в ходе учебного процесса. Например, ученик, который активно пользуется нейросетями, не будет читать многостраничный реферат. Он введёт готовый запрос и не будет углубляться в тему. Искусственный интеллект отлично подходит для творческих задач. Отлично подходит для того, чтобы начать изучение, но чтобы углубиться, нужно подключать собственные умственные способности. Когда используешь ИИ, нужно чётко понимать зачем».
Сомневаюсь, следовательно…
Майкл Герлих из швейцарской бизнес-школы использовал тест Halpern Critical Thinking Assessment для изучения влияния нейросетей на критическое мышление. В своей работе он опросил 666 британцев.
Исследование выявило, что частое применение ИИ коррелирует с более низкими показателями в тестах на критическое мышление. Герлих объясняет это эффектом «когнитивной разгрузки», когда люди склонны делегировать задачи ИИ вместо того, чтобы самостоятельно их решать. При этом участники в возрасте от 17 до 25 лет чаще использовали ИИ и демонстрировали более низкие навыки критического мышления по сравнению с участниками старше 46 лет, которые реже прибегали к помощи искусственного интеллекта, сообщается на сайте Швейцарского академического издательства MDPI.

«Хотя инструменты ИИ предлагают неоспоримые преимущества с точки зрения эффективности и доступности, они могут непреднамеренно снижать вовлеченность пользователей в глубокие, рефлексивные мыслительные процессы. Более молодые участники, которые демонстрировали более высокую зависимость от инструментов ИИ, показали более низкие результаты в критическом мышлении по сравнению с более старшими участниками. Эта тенденция подчеркивает необходимость образовательных мероприятий, способствующих критическому взаимодействию с технологиями ИИ. Удобство, предлагаемое этими инструментами, не должно достигаться за счёт важнейших когнитивных навыков».
Многие участники исследования обеспокоились своей растущей зависимостью от ИИ. Один из 25-летних респондентов отметил, что, несмотря на удобство доступа к информации, он переживает, что перестаёт учиться и запоминать. Молодой человек настолько полагается на ИИ, что не уверен в способности решать задачи самостоятельно. В исследовании образовательным учреждениям порекомендовали искать баланс в использовании искусственного интеллекта, делать акцент на стратегиях активного обучения для развития критического мышления у обучающихся.
Всей системе образования придётся рано или поздно адаптироваться к новым реалиям. Эта тенденция общемировая. Как это будет реализовано, не ясно. Конкретики по новому государственному общеобразовательному стандарту образования, пока тоже нет.
Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.
Читайте также: