В конце января Нацбанк приобрёл облигации холдинга «Байтерек» на 173 млрд тенге. Для этого он использовал деньги из ЕНПФ. Всего нацхолдинг привлёк 190 млрд тенге на срок до 15 лет с доходностью 13% годовых. Как выяснилось, пенсионные отчисления пойдут на покупку грузовых вагонов стоимостью 30-35 млн тенге за штуку. Хотя ещё несколько лет назад «дочка» КТЖ продал на аукционе цистерны, заработав 21,1 млрд тенге, сообщает CMN.kz

Новость об очередном использовании пенсионных отчислений вызвала ажиотаж среди общественности. Министр национальной экономики Нурлан Байбазаров в кулуарах мажилиса 21 февраля объяснил, что покупка грузовых и пассажирских вагонов на деньги из ЕНПФ – это только первый проект. За ним последуют и другие. Каждый аналогичный проект проходит стадии обсуждения и одобрения в нацхолдинге «Байтерек» и его структурах.

По словам министра транспорта Марата Карабаева, «на 184 млрд тенге закупят 100 пассажирских и 3 000 грузовых вагонов». Глава ведомства указал, что облигации принесут ЕНПФ доход. Купить вагоны планируют на казахстанских заводах.

«Это дополнительные рабочие места и загрузка казахстанских заводов. Деньги останутся на территории страны. С этой точки зрения считаю, что средства были вложены экономически целесообразно и эффективно»,

сообщил Карабаев.

Как в АО «Қазтеміртранс» решили продать вагоны-цистерны

Однако ещё недавно у государства были вагоны-цистерны для перевозки нефтепродуктов в количестве почти пять тысяч штук. Они находились на балансе АО «Қазтеміртранс». Но в 2019 и 2020 годах представители компании решили продать имущество на аукционе. В общей сложности дочернее предприятие АО «Қазақстан темір жолы» реализовало 4 916 вагонов-цистерн.

При этом в том же 2020 году АО «Банк Развития Казахстана» (БРК) для возобновления производства грузовых полувагонов на ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» (КВК) выделил 20 млрд тенге для лизингового финансирования. На тот момент учредителями ТОО «КВК» выступали АО «Қазтеміртранс» (69,94%), ТОО «Ремонтная корпорация «Камкор» (8,53%) и ТОО «SMP Group» (21,53%).

Скриншот ekvk.kz

Согласно аудиторскому отчёту АО «Қазтеміртранс» за 2021 год, с января по сентябрь на заводе изготовили 1000 полувагонов. Сделали это через временное объединение юрлиц (ТОО «КВК» и ТОО «SMP Group»). Лизингодателем выступало АО «Фонд развития промышленности». Фонд предоставил 23,3 млрд тенге на 15 лет под 15% годовых (10% субсидировали из бюджета).

В июне 2023 года финансист Расул Рысмамбетов заявлял, что КТЖ продал почти все цистерны для ГСМ и зерновозы.

«Поэтому перевозка ГСМ и зерна обходится так дорого, потому что в цене перевозки ещё и маржа частников. КТЖ-шники не знают хватит ли денег восполнить нормальный перевозочный парк. Также КТЖ то ли продали, то ли сломали много платформ для перевозки техники, в том числе и военной. И не обновляют. Минобороны даже для плановых учений собирает платформы за месяц до начала. В случае любой нештатной ситуации, технику не на чем будет везти»,

сообщил Рысмамбетов.

Как компания Тимура Кулибаева купила вагоны-цистерны

В апреле 2019 года на сайте электронных торгов опубликовали лот на продажу 4500 цистерн 1977 – 2012 годов выпуска. Их использовали для перевозки светлых, темных, вязких нефтепродуктов и бензина.

Сотрудники аудиторской компании «Valuation Service» осмотрели объекты с 22 февраля по 4 марта 2019. На дату определения рыночной стоимости:

  • 3315 вагонов-цистерн находились в хорошем техническом состоянии;
  • 1047 единицам требовался деповский ремонт за 1 782 522 632 тенге;
  • 138 вагонам нужен был капитальный ремонт за 472 044 105 тенге.

Оценщики для определения рыночной стоимости использовали индексный метод. По нему рыночная стоимость 4500 вагонов составляла 21 638 373 877 тенге.

Скриншот оценки вагонов-цистерн

После корректировок по году выпуска, грузоподъемности и техническому состоянию аудиторы снизили цену на вагоны-цистерны до 19 130 430 149 тенге.

«На вагоны-цистерны в количестве 138 единицы требуется капитальный ремонт за 472 044 105 тенге. При вычислении, стоимость капитального ремонта превысила рыночную стоимость вагонов-цистерн. В связи с этим, мы пришли к мнению, что цистерны в количестве 200 штук целесообразнее реализовать как металлолом по 500 тысяч тенге за единицу»,

написали в отчёте об оценке.

Пересмотрев качество вагонов-цистерн, оценщики решили, что их можно продать за 17,9 млрд тенге. То есть, большая часть нефтяных цистерн, которые решил реализовать АО «Қазтеміртранс», можно было и дальше использовать по назначению.

Скриншот оценки вагонов-цистерн

На торгах стартовая стоимость 4500 вагонов составляла 20,1 млрд тенге. Аукцион проходил на повышение, заявки подали четыре компании. Победителем оказалось ТОО «РТС Holding», которое через компанию «Joint Technologies» принадлежит Тимуру Кулибаеву. 4500 вагонов обошлись предприятию в 20,3 млрд тенге.

Скриншот e-auction.gosreestr.kz/Вагоны-цистерны

Четыре аукциона, 416 вагонов и один победитель

В 2020 году АО «Қазтеміртранс» четыре раза публиковал лот на продажу 416 цистерн для перевозки нефтепродуктов: дважды на повышение цены и дважды на понижение. Актив смогли продать 2 декабря 2020 года за 857 млн тенге. Заявки подали три компании или физлица. Кто стал победителем, не сообщается.

Скриншот e-auction.gosreestr.kz/Вагоны-цистерны

Во всех случаях аудит проводило ТОО «Казахстан консалтинг групп». Датой оценки на сайте электронного аукциона прописали 25 сентября 2020 года, хотя некоторые заявки зарегистрировали в более ранний период. На деле аудиторы компании подготовили два отчёта: 31 декабря 2019 года и 25 сентября 2020 года. Состояние 415 объектов оценили как «удовлетворительное» и лишь один – «хорошее».

Судя по предоставленным при аудите документам, оценивали одни и те же цистерны. В первом случае рыночная стоимость составила 1,6 млрд тенге, а во втором – 1,2 млрд тенге. Вагоны на момент оценки находились в Казахстане, Узбекистане и РФ.

За два года «Қазтеміртранс» продал почти пять тысяч вагонов цистерн для перевозки нефти. Компания заработала 21,1 млрд тенге.

В конце 2022 года в Антикоре сообщили, что должностные лица и сотрудники региональных филиалов АО «Қазтеміртранс», пользуясь дефицитом грузовых вагонов и искусственно создавая такой дефицит, получали взятки от предпринимателей. За что получали грузовые вагоны беспрепятственно и ускоренно.

Эксклюзивный оператор и ТОП-3 в Центральной Азии

По данным официального сайта РТС Holding, в октябре 2019 года для пополнения подвижного парка компания приобрела 799 нефтеналивных цистерн, 548 полувагонов и 250 нефтехимических цистерн.

Скриншот PTC Holding/Вагоны-цистерны

Всего на балансе компании 10 874 вагонов-цистерн, 576 нефтехимических и 1 148 газовых цистерн. Как утверждают представители предприятия, оно входит в ТОП-3 крупнейших собственников вагонов-цистерн для перевозки нефти и нефтепродуктов в Центральной Азии. На сайте PTC Holding указано, что компания– эксклюзивный оператор нефтехимических грузов и сжиженного газа Атырауского НПЗ.

Напомним, что не так давно в суде доказали, что ТОО «Парк хранения сжиженного нефтяного газа» через ТОО «PTC Holding» и предприятие «РТИ-АНПЗ» диктовали клиентам свои условия.

Скриншот PTC Holding/Вагоны-цистерны

Вот так, продав старые вагоны-цистерны, система КТЖ столкнулась с нехваткой этих самых вагонов. Редакция CMN.kz продолжит следить за развитием событий.

Читайте также:


Комментируй, делись мнением у нас в Telegram!

Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на CMN.


Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version