Школы, к сожалению, не всегда являются безопасным местом. Среди потенциальных угроз: физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также риски, связанные с проникновением посторонних лиц и террористическими актами. Вахтёров в школах на профессиональные охранные организации заменили несколько лет назад. Однако вопросы к системе безопасности остаются, передаёт CMN.KZ

За границей проблема безопасности в образовательных учреждениях стоит остро. В Америке стрельба в школах происходит часто. Так, например, в декабре прошлого года в городе Мэдисон штата Висконсин несовершеннолетняя девушка ранила шесть человек. Погиб учитель и ученик. Этот инцидент стал 83-м за 2024 год.

В Казахстане, к счастью, подобных ситуаций пока не было: всё ограничивается только угрозами и проникновениями.

Такой случай произошёл во время Кантара. Тогда мужчина сообщил, что в здании СОШ №158 Ауэзовского района Алматы заложена бомба. Позже он попал в психбольницу Тараза, откуда сбежал в феврале этого года. Примечательно, что молодой человек работал в этой школе охранником.

Ещё одна история произошла в мае прошлого года в Павлодаре. Там ученик школы ранил ножом учителя и одноклассника. В суде школьнику вынесли приговор и отправили на лечение в психиатрический стационар общего типа.

В марте 2025 года в социальных сетях появились шокирующие кадры из Кокшетау. Окровавленный мужчина в состоянии наркотического опьянения пытался попасть в школу №13. 73-летний охранник успел нажать на тревожную кнопку, после чего нарушителя задержали.

Дееспособность нынешней системы безопасности часто подвергают критике. Мажилисмен Асхат Аймагамбетов считает, что безопасность в школах обеспечивают люди часто без подготовки. По его словам, в системе лицензирования отсутствуют необходимые критерии, в том числе, возрастной ценз.

«Необходимо разработать и утвердить единую техническую спецификацию: кто может охранять школу, с каким уровнем подготовки и оборудованием. Установить норматив по количеству охранных постов в зависимости от численности учащихся и архитектуры здания. Обеспечить дополнительное финансирование школьной охраны — в соответствии с утверждёнными стандартами, а также доработать процедуру закупок», – написал Аймагамбетов в своём Telegram-канале.

Скриншот: CMN.KZ

На рынке труда легко найти вакансии охранников школ, на которых видно, какие требования у самих школ к своей безопасности. Есть и специфические обязанности. Например, «соблюдение чистоты».

Как можно заметить, оплата труда либо равна минимальной зарплате, такую предлагают в Семее, либо двум минимальным – в Алматы. Напомним, средняя зарплата в Казахстане к 2025 году составила 434 тысячи тенге.

Скриншот: CMN.KZ

Школа или тюрьма?

В пресс-службе МВД в ответ на запрос CMN.KZ ответили, что хоть контроль за ЧОО (частная охранная организация) ведётся органами внутренних дел, формы этого контроля заключаются лишь во внеплановых и профилактических проверках.

«Качество работы охранных организаций в казахстанских школах регулируется в рамках договорных отношений между заказчиком (СОШ) и ЧОО. Следует отметить, что школы заключают договоры о закупе охранных услуг в соответствии с законодательством о государственных закупках, где заказчиком выступают образовательные учреждения, а в качестве поставщика – ЧОО. В свою очередь, ОВД не вправе вмешиваться в данные правоотношения, поскольку они регулируются в порядке гражданского судопроизводства и законодательства в сфере государственных закупок», – подчеркнули в ведомстве.

В Министерстве отметили, что все сотрудники ЧОО проходят обучение и ежегодное повышение квалификации в специализированных учебных центрах. Минимальный возраст охранника – 19 лет, верхний возрастной предел не устанавливается, так как это противоречит Конституции. Вместе с тем, единые технические спецификации для охранных организаций в школах могут быть разработаны только Министерством просвещения.

Фото: CMN.KZ

«Необходимо отметить, что пожилой возраст охранника не может служить критерием его недееспособности, так как это не отражает состояния его физического здоровья, стрессоустойчивости, уровня подготовленности и т.п., тем более прошедшего специальную подготовку в специализированном учебном центре», – добавили в МВД.

В Минпросвещения CMN.KZ подтвердили, что действительно разрабатывают новый проект приказа для усилений требований к ЧОО:

«В рамках проекта планируется усилить требования в части наличия: – лицензий и разрешений к охранным организациям (лицензия 1 подвида, разрешение на оружие и специальных средств); – офисного помещения, пульта централизованного наблюдения, радиосвязи; – не менее двух мобильных групп быстрого реагирования, огнестрельного оружия и специальных средств; – возраста охранника, свидетельства о прохождении обучения в специализированном центре».

В министерстве заметили, что финансирование охраны школ осуществляется из местного бюджета. А заработная плата устанавливается работодателем в рамках трудового договора.

«При организации охраны на объекте образования оборудуется пост охраны, также определяется количество главных входов, на основании чего и формируется численность охранников», – дополнили в пресс-службе.

Правда, откуда будут брать людей для работы в школах с такими суровыми требованиями, при имеющихся условиях на рынке труда, в Минпросвете не уточнили.

Кто должен защищать детей?

Депутат мажилиса Ирина Смирнова сообщила корреспонденту CMN.KZ, что школы вообще не должны сами обеспечивать себе охрану. По её словам, охрана – «не функция школ».

«Школа никоим образом не готова себя охранять – это не её функции. Я не могу понять, для чего нужны молодые люди как охранники, потому что охранник не обладает полномочиями вообще оказывать сопротивление. Он должен только вовремя нажать на кнопку. То, что придумали в Министерстве просвещения – это вообще превышение здравого смысла».

Ирина Смирнова / Фото: parlam.kz

Депутат подчеркнула, что существующая система только растрачивает бюджетные и людские ресурсы.

«В школе несколько входов: отдельный выход из актового зала, отдельный выход из столовой. Это мы сейчас поставим везде охранные пункты? Может, мы для кого-то бизнес делаем? Следующий этап, получается, поставить танки? Автоматчиков? Я слышала, что некоторые школы говорят, что хотели бы, чтобы у них была военизированная охрана. От чего?!».

Бывший подполковник полиции Рустам Мирзабаев сказал корреспонденту CMN.KZ, что ЧОО существует не для отражения вооружённых нападений – у них для этого просто нет ресурсов.

«На сегодняшний день в охранных предприятиях, особенно в школах, оружие не входит в состав экипировки. Максимум – это дубинка и рация. Есть ещё технические средства: это сигнализация и тревожная кнопка. Их задача – грамотно среагировать на опасность и вовремя сообщить полиции или МЧС».

По его словам, первостепенные задачи охранника в таких ситуациях в оповещении компетентных служб и отводе людей в безопасное место.

Рустам Мирзабаев / Фото: instagram/mirzabayev_rustam

«Это при имеющейся возможности. Опять же, он не обязан, конечно, лезть грудью на амбразуру, но это человеческий фактор. У кого-то быстрее работает смекалка, у кого-то вообще испуг. Нужно не забывать, что охранник, находящийся на посту, это тоже человек со своими эмоциями, со своими страхами. У нас скорее для «галочки» нанимают охранников. На самом деле, чаще всего у нас один-два поста. Это входная группа и максимально (если есть) ещё один делает обход. Если даже через главный пост будет проходить вооружённый человек, что он может сделать? Ему надо предпринять меры к его задержанию, при этом, ему нужно ещё соблюсти все меры, чтобы не было угрозы окружающим…», – добавил Мирзабаев.

На данный момент положение непростое. Несмотря на принимаемые меры, существующая система безопасности вызывает много вопросов. Отсутствие чётких критериев отбора и подготовки охранников, а также размытая ответственность между различными ведомствами создают уязвимости, которые могут привести к трагическим последствиям. С учётом планируемых усилений требований к охранным организациям со стороны Министерства просвещения сложно предположить, что будет дальше.

Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.

Ранее в школах Казахстана предложили ввести новый школьный предмет.

Читайте также:

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version