Школы, к сожалению, не всегда являются безопасным местом. Среди потенциальных угроз: физическое, психологическое и сексуальное насилие, а также риски, связанные с проникновением посторонних лиц и террористическими актами. Вахтёров в школах на профессиональные охранные организации заменили несколько лет назад. Однако вопросы к системе безопасности остаются, передаёт CMN.KZ
За границей проблема безопасности в образовательных учреждениях стоит остро. В Америке стрельба в школах происходит часто. Так, например, в декабре прошлого года в городе Мэдисон штата Висконсин несовершеннолетняя девушка ранила шесть человек. Погиб учитель и ученик. Этот инцидент стал 83-м за 2024 год.
В Казахстане, к счастью, подобных ситуаций пока не было: всё ограничивается только угрозами и проникновениями.
Такой случай произошёл во время Кантара. Тогда мужчина сообщил, что в здании СОШ №158 Ауэзовского района Алматы заложена бомба. Позже он попал в психбольницу Тараза, откуда сбежал в феврале этого года. Примечательно, что молодой человек работал в этой школе охранником.
Ещё одна история произошла в мае прошлого года в Павлодаре. Там ученик школы ранил ножом учителя и одноклассника. В суде школьнику вынесли приговор и отправили на лечение в психиатрический стационар общего типа.
В марте 2025 года в социальных сетях появились шокирующие кадры из Кокшетау. Окровавленный мужчина в состоянии наркотического опьянения пытался попасть в школу №13. 73-летний охранник успел нажать на тревожную кнопку, после чего нарушителя задержали.
Дееспособность нынешней системы безопасности часто подвергают критике. Мажилисмен Асхат Аймагамбетов считает, что безопасность в школах обеспечивают люди часто без подготовки. По его словам, в системе лицензирования отсутствуют необходимые критерии, в том числе, возрастной ценз.
«Необходимо разработать и утвердить единую техническую спецификацию: кто может охранять школу, с каким уровнем подготовки и оборудованием. Установить норматив по количеству охранных постов в зависимости от численности учащихся и архитектуры здания. Обеспечить дополнительное финансирование школьной охраны — в соответствии с утверждёнными стандартами, а также доработать процедуру закупок», – написал Аймагамбетов в своём Telegram-канале.
На рынке труда легко найти вакансии охранников школ, на которых видно, какие требования у самих школ к своей безопасности. Есть и специфические обязанности. Например, «соблюдение чистоты».
Как можно заметить, оплата труда либо равна минимальной зарплате, такую предлагают в Семее, либо двум минимальным – в Алматы. Напомним, средняя зарплата в Казахстане к 2025 году составила 434 тысячи тенге.
Школа или тюрьма?
В пресс-службе МВД в ответ на запрос CMN.KZ ответили, что хоть контроль за ЧОО (частная охранная организация) ведётся органами внутренних дел, формы этого контроля заключаются лишь во внеплановых и профилактических проверках.
«Качество работы охранных организаций в казахстанских школах регулируется в рамках договорных отношений между заказчиком (СОШ) и ЧОО. Следует отметить, что школы заключают договоры о закупе охранных услуг в соответствии с законодательством о государственных закупках, где заказчиком выступают образовательные учреждения, а в качестве поставщика – ЧОО. В свою очередь, ОВД не вправе вмешиваться в данные правоотношения, поскольку они регулируются в порядке гражданского судопроизводства и законодательства в сфере государственных закупок», – подчеркнули в ведомстве.
В Министерстве отметили, что все сотрудники ЧОО проходят обучение и ежегодное повышение квалификации в специализированных учебных центрах. Минимальный возраст охранника – 19 лет, верхний возрастной предел не устанавливается, так как это противоречит Конституции. Вместе с тем, единые технические спецификации для охранных организаций в школах могут быть разработаны только Министерством просвещения.
«Необходимо отметить, что пожилой возраст охранника не может служить критерием его недееспособности, так как это не отражает состояния его физического здоровья, стрессоустойчивости, уровня подготовленности и т.п., тем более прошедшего специальную подготовку в специализированном учебном центре», – добавили в МВД.
В Минпросвещения CMN.KZ подтвердили, что действительно разрабатывают новый проект приказа для усилений требований к ЧОО:
«В рамках проекта планируется усилить требования в части наличия: – лицензий и разрешений к охранным организациям (лицензия 1 подвида, разрешение на оружие и специальных средств); – офисного помещения, пульта централизованного наблюдения, радиосвязи; – не менее двух мобильных групп быстрого реагирования, огнестрельного оружия и специальных средств; – возраста охранника, свидетельства о прохождении обучения в специализированном центре».
В министерстве заметили, что финансирование охраны школ осуществляется из местного бюджета. А заработная плата устанавливается работодателем в рамках трудового договора.
«При организации охраны на объекте образования оборудуется пост охраны, также определяется количество главных входов, на основании чего и формируется численность охранников», – дополнили в пресс-службе.
Правда, откуда будут брать людей для работы в школах с такими суровыми требованиями, при имеющихся условиях на рынке труда, в Минпросвете не уточнили.
Кто должен защищать детей?
Депутат мажилиса Ирина Смирнова сообщила корреспонденту CMN.KZ, что школы вообще не должны сами обеспечивать себе охрану. По её словам, охрана – «не функция школ».
«Школа никоим образом не готова себя охранять – это не её функции. Я не могу понять, для чего нужны молодые люди как охранники, потому что охранник не обладает полномочиями вообще оказывать сопротивление. Он должен только вовремя нажать на кнопку. То, что придумали в Министерстве просвещения – это вообще превышение здравого смысла».
Депутат подчеркнула, что существующая система только растрачивает бюджетные и людские ресурсы.
«В школе несколько входов: отдельный выход из актового зала, отдельный выход из столовой. Это мы сейчас поставим везде охранные пункты? Может, мы для кого-то бизнес делаем? Следующий этап, получается, поставить танки? Автоматчиков? Я слышала, что некоторые школы говорят, что хотели бы, чтобы у них была военизированная охрана. От чего?!».
Бывший подполковник полиции Рустам Мирзабаев сказал корреспонденту CMN.KZ, что ЧОО существует не для отражения вооружённых нападений – у них для этого просто нет ресурсов.
«На сегодняшний день в охранных предприятиях, особенно в школах, оружие не входит в состав экипировки. Максимум – это дубинка и рация. Есть ещё технические средства: это сигнализация и тревожная кнопка. Их задача – грамотно среагировать на опасность и вовремя сообщить полиции или МЧС».
По его словам, первостепенные задачи охранника в таких ситуациях в оповещении компетентных служб и отводе людей в безопасное место.
«Это при имеющейся возможности. Опять же, он не обязан, конечно, лезть грудью на амбразуру, но это человеческий фактор. У кого-то быстрее работает смекалка, у кого-то вообще испуг. Нужно не забывать, что охранник, находящийся на посту, это тоже человек со своими эмоциями, со своими страхами. У нас скорее для «галочки» нанимают охранников. На самом деле, чаще всего у нас один-два поста. Это входная группа и максимально (если есть) ещё один делает обход. Если даже через главный пост будет проходить вооружённый человек, что он может сделать? Ему надо предпринять меры к его задержанию, при этом, ему нужно ещё соблюсти все меры, чтобы не было угрозы окружающим…», – добавил Мирзабаев.
На данный момент положение непростое. Несмотря на принимаемые меры, существующая система безопасности вызывает много вопросов. Отсутствие чётких критериев отбора и подготовки охранников, а также размытая ответственность между различными ведомствами создают уязвимости, которые могут привести к трагическим последствиям. С учётом планируемых усилений требований к охранным организациям со стороны Министерства просвещения сложно предположить, что будет дальше.
Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.
Ранее в школах Казахстана предложили ввести новый школьный предмет.
Читайте также: