Согласно отчёту международной исследовательской компании MarketLine, в 2026 году экспорт произведений искусства из Казахстана достигнет приблизительно 1,1 млн долларов. Что это значит для отечественного арт-рынка, и в каком он состоянии, выясняла редакция CMN.KZ
Мировой арт-рынок в цифрах
В 2024 году объём продаж произведений искусства в мире составил 57,5 млрд долларов. Из них на США приходится 43% от оборота – 24,8 млрд долларов. На втором месте Великобритания с 10,4 млрд долларов. На третьем – Китай (включая Гонконг) с 8,4 млрд долларов. Это цифры из ежегодного обзора мирового арт-рынка, который публикует международная ярмарка современного и современного искусства Art Basel и швейцарский банк UBS. Другими словами, перед нами огромная индустрия с авторитетными источниками данных, отлаженными механизмами работы рынка и прозрачными процессами.
На этом фоне прогноз, обещающий Казахстану экспорт предметов искусства на 1,1 млн долларов к 2026 году, звучит несерьёзно. Это всего 0,0019% от оборота мирового арт-рынка прошлого года. И дело вовсе не в уровне отечественных художников, а в почти полном отсутствии инфраструктуры.
Как работает арт-рынок на западе
Возьмем для примера США. Там рынок искусства состоит из нескольких секторов.
Основа – это галеристы и дилеры, на которых приходится более 45% сделок. Они занимаются первичными продажами, представляют художников и занимаются их раскруткой.
Второй сектор – аукционные дома. Около 40% продаж осуществляется через них.Самые значимые – Sotheby’s, Christie’s, Phillips. Нью-Йорк – это мировой центр аукционов high-end, то есть, в высшем ценовом сегменте с лотами от 10 млн долларов. Там уходят с молотка работы самых знаменитых и востребованных художников. К примеру, картину «Salvator Mundi», приписываемую Леонардо да Винчи, на аукционе Christie’s в Нью-Йорке продали более чем за 450 млн долларов с учётом комиссии. Это самая дорогая официальная сделка в мире искусства.
Относительно новый и стремительно растущий сектор – онлайн-платформы, такие как Artsy, Artnet, eBay for Art. Их целевая аудитория – коллекционеры моложе 40 лет.
Музеи в США определяют культурную ценность работ и косвенно влияют на стоимость работ художников через выставки.
И последний сегмент – частные коллекционеры и инвестиционные фонды. Они активны в ценовом диапазоне от одного до десяти миллионов долларов. И рассматривают предметы искусства как активы.
«Рынок казахстанского искусства сложно назвать рынком»
В Казахстане, к сожалению, дела обстоят сложнее. Одна из проблем – отсутствие специализированного закона, который регулировал бы рынок искусства как коммерческую отрасль. Пока у нас есть нормы, касающиеся вопроса косвенно. Вот основные:
- Закон «О культуре» (от 15 декабря 2006 года) определяет, что считать культурными ценностями, регламентирует их ввоз и вывоз, регулирует поддержку художников и культурных учреждений.
- Закон «Об авторском праве и смежных правах» (от 10 июня 1996 года) защищает интересы авторов: закрепляет авторские права на произведения и регулирует их передачу.
- Гражданский кодекс РК применяется при заключении сделок купли-продажи, дарения и аренды произведений.
«Рынок казахстанского искусства сложно назвать рынком, он в спящем состоянии. Любые позитивные изменения начинаются с законов. Было бы неплохо вводить нормы, которые будут защищать деятелей искусства, а также станут стимулировать богатых людей помогать культуре и получать за это какие-то бонусы», – считает директор галереи и искусствовед Союза художников РК Юрий Маркович.
Арт-рынок Казахстана: проблемы
По мнению председателя Комитета экспертизы и оценки Академии художеств РК Александра Калинина, рынок искусства в Казахстане скорее жив, чем мёртв. Базово он опирается на:
- производственников, они же авторы произведений;
- пользователей, к которым относятся коллекционеры, галеристы и владельцы салонов;
- организаторов. Это арт-дилеры, арт-агенты и искусствоведы.
«Структура спроса и предложений в Казахстане такова: инвестиции – 2%, коллекционирование – 3%, для оформления интерьера – 5%, а в подарок – 90% картин», – привел собственную статистику Александр Калинин.
По словам специалистов, многие обеспеченные люди просто не видят ценности в предметах искусства, не рассматривают их как инвестиционный актив. Коллекционированием на серьёзном уровне занимаются тоже нечасто. Исключение – крупные бизнесмены вроде Нурлана Смагулова, на базе собрания которого откроется первый в Казахстане частный музей искусства. По большому счёту, на казахстанском рынке отсутствует целый сегмент, который мог бы создать регулярный спрос на искусство.
Эпизодическим же покупателям выгоднее обращаться напрямую к художникам. Из-за отсутствия буфера в виде галереи, арт-дилера или продюсера, многие авторы соглашаются на более низкий гонорар. Во-первых, неясно, когда будет следующая продажа. А во-вторых, многие просто не знают, во сколько оценить картину.
«Ни одна организация в Казахстане не занимается составлением художественного рейтинга. А ведь он определяет стоимость работ автора, сейчас из-за отсутствия рейтинга, художник сам решает, сколько он стоит. Это не очень правильно. Так же и с аукционами: нет ни одного казахстанского, на котором бы регулярно проводились торги отечественного искусства. Приглашать зарубежные аукционные дома тоже никто не хочет. А этим должно заниматься государство», – отметил Юрий Маркович.
Справедливости ради, иногда казахстанские художники все же участвуют в зарубежных торгах. К примеру, в 2013 году работы Салихитдина Айтбаева и Бахтияра Табиева были представлены в рамках выставки “At the Crossroads” в лондонском Sotheby’s. Но это исключение из правил.
Сколько стоит творец?
По данным Александра Калинина, средняя стоимость частной коллекции в Казахстане – около 500 тысяч долларов. А размер разовой сделки – от двух до пяти тысяч долларов. Более подробной информации не найти в открытых источниках. Ведь зачастую вопрос решается между покупателем и художником, без документов. А вот при официальном оформлении покупки картины или, к примеру, судебных разбирательствах обращаются к оценщикам. В Казахстане выработана своя методология, несмотря на отсутствие некоторых рейтинга художников.
«Оценка художественного произведения состоит из двух этапов. Первый – атрибуция. Это определение художественной ценности и подлинности произведения. Второй – провенанс. Это история происхождения данного актива на рынке. На первом этапе мы приглашаем авторитетных искусствоведов и художников, они без оценки делают экспертное заключение. Как правило, сотрудничаем с тремя организациями: музеем имени Кастеева, Союзом художников РК и Академией художеств. И на основе этого заключения мы делаем оценку, обращаясь к открытым источникам, таким как Christie’s, Sotheby’s и другие аукционы. Так мы определяем рейтинг художника», – объяснил Председатель Комитета экспертизы и оценки Академии художеств РК Александр Калинин.
Наибольшим спросом пользуются классики: Салихитбин Айтбаев, Жанатай Шарденов, Андрей Дячкин и другие художники-шестидесятники, а также Сергей Калмыков, которого называют последним авангардистом Серебряного века. Подделывают чаще всего их же. Чтобы защититься от подделки и нужен провенанс: если картина была у крупного коллекционера или участвовала в выставках, больше шансов, что это оригинал. Но стопроцентной гарантии никто не даст.
Рынок современного искусства в Казахстане — это ещё не «рынок» в полном смысле, а скорее живая экосистема на перепутье. Не хватает прозрачности, достоверной статистики и устойчивого спроса. В стране есть культурный капитал. Но получится ли выстроить вокруг него работающую инфраструктуру?
Читайте также: