Сейчас в кинотеатрах страны идут 23 фильма. Из них всего три – отечественного производства. Но только ли киноделы виноваты в том, что Казахстан проигрывает в борьбе за собственных зрителей? Редакция CMN.KZ на примере конкретных кейсов разбиралась, как устроен кинопрокат и выгодно ли вообще снимать кино

Фактор первый: время релиза

В 2024 году на экраны вышли 94 казахстанских фильма. В целом, неплохой показатель. Большую часть релизов стараются запланировать с середины осени до середины зимы. И приурочить к Наурызу.

По словам дистрибьюторов, декабрь – самый выгодный слот. Как правило, его бронируют заранее. К примеру, успешная франшиза «Бизнес по-казахски» стабильно появляется на больших экранах в новогодний период. Нетипичная для Казахстана социальная драма с элементами хоррора «Дәстүр» тоже вышла в декабре и собрала более 1, 730 млрд тенге, став одним из самых кассовых фильмов 2024 года. Рекордсмен рынка комедия «Таптым-ау сені» (более 1, 830 млрд тенге) была в прокате в то же время.

Фото freepik

Нарушать устоявшуюся традицию решаются разве что тяжеловесы с большой фанбазой – «Патруль. Последний приказ» компании Salem Entertainment вышел в апреле 2025 года и заработал более 1,7 млрд тенге.

А вот летом рынок беден на премьеры. В Казахстане это производственный период, почти все продакшены заняты съёмками. Ведь зимой работать гораздо сложнее с логистической точки зрения – не все локации доступны, да и погодные условия усложняют процесс. Кроме того, проще согласовать график актёров: большинство из них в течение года служат в театрах, а летом уходят на «каникулы» и могут спокойно сниматься.

Фото freepik

Фактор второй: жанр

Можно сколько угодно говорить об усталости казахстанцев от комедий – кассовые сборы показывают иное. Это, по-прежнему, самый востребованный жанр. Из свежих примеров: картина «Остров. Ұмытылмас саяхат» от Tiger Films (продюсерской компании на базе кинотеатров Kinopark-Kinoplexx Theatres) за четыре недели проката заработала более 240 млн тенге. И это летом! Фильм «Байдың баласы», неплохо стартовавший в прокате, – тоже комедия.

По данным ticketon.kz

Но это не значит, что другие жанры обречены на провал. Помимо упомянутого выше «Дәстүр», ещё несколько неюмористических фильмов собрали кассу. «Пейіш» от кыргызстанского режиссера Руслана Акуна за первые четыре дня собрал в Казахстане более 450 млн тенге (1, 485 млрд тенге за все время проката). Фильм рассказывал о мужчине с интеллектуальными нарушениями, который отправился с матерью в паломничество. Криминальная драма «Sheker» заработала более 780 млн тенге. А «Рэкетир 3» – 1,1 млрд тенге.

Фактор третий: реклама

Что объединяет эти фильмы? О «Рэкетире» Акана Сатаева слышали даже те, кто принципиально не смотрит казахстанское кино. А «Sheker» изначально был успешным веб-сериалом, и его появления в кинотеатрах ждали (Salem Entertainment активно выпускает полнометражные продолжения своих интернет-хитов. Это случилось с «Пацанские истории», «Аппақ келін» и «Патруль. Последний приказ»). То есть, фильмы не нуждались в представлении. А прокату «Дәстүр» предшествовала креативная и масштабная маркетинговая кампания. Наверняка вы помните вирусные ролики о традициях, которыми можно и нужно пренебрегать.

С «Пейіш» вышло ещё любопытнее: он появился в кинотеатрах в Рамадан, что сильно перекликалось с сюжетом картины. Все перечисленное нисколько ни умаляет качества продукта. А лишь подчёркивает, насколько важно продвижение фильма. Без маркетинга – никуда.

Во сколько обойдется фильм: реальный кейс

Дастан Алдабек – режиссер, несколько лет снимавший сериалы по заказу телеканалов. О полнометражном дебюте задумывался давно, но откладывал: не получалось найти финансирование. Вдохновившись успехами коллег по цеху, в 2023 году он решился снять собственный фильм и нашёл частного инвестора. Помимо режиссуры, взял на себя и продюсирование – из соображений экономии. Выбор в пользу комедии делался осознанно, в расчёте на коммерческий успех.

Съемочная площадка, Фото из личного архива спикера

«Производство фильма обошлось в 80 млн тенге. Дистрибьюцией занялась компания Meloman Entertainment за 15% от кассовых сборов. Плюс им же мы заплатили около девяти млн тенге за рекламу – билборды и электронные постеры на сайтах. К слову, Meloman взяли на себя и получение прокатного удостоверения. Это заняло около недели. 50% от прибыли забрали кинотеатры. В случае, если сборы превышают определенный порог, нужно отдать ещё 12% – это НДС», – рассказал Дастан Алдабек.

30 млн тенге он заплатил сети кинотеатров Kinopark в качестве маркетингового взноса – аренды места для постеров и трансляции трейлера в залах. В результате драмеди «Тамыр» заработала чуть больше 60 млн тенге, не окупив затрат.

Режиссер связывает это с недостаточным продвижением: рекламную кампанию начали слишком поздно. Плюс сказалось недостаточное финансирование.  К слову, эксперты рекомендуют на рекламные нужды закладывать не менее 30-50% от производственного бюджета фильма.

Премьера фильма «Тамыр». Фото Марии Горбоконенко

Кино – один из самых рискованных видов бизнеса. Успех складывается из множества факторов. А ошибаются порой даже опытные игроки – достаточно посмотреть фильмографию любого казахстанского продюсера. Картины, которые приносят кассу, неправильно ругать. Если проанализировать, все они все так или иначе касаются злободневных тем: сложных отношений в семье, лудомании, коррупции, насилия, наркотической зависимости, бедности. Могут быть вопросы к правдоподобности сюжета или качеству исполнения. Но это уже детали.

Читайте также:

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version