В интернете запустили петицию с требованием поднять минимальную зарплату в стране до 200 тысяч тенге. Казахстанцы говорят, что размер МЗП стоит на одном уровне с 2023 года и цены за это время ушли далеко вперед. А что будет, если «минималка» вырастет до желаемой суммы уже завтра? Корреспондент CMN.KZ обратился к экспертам
Чиновники признают, что минимальную оплату труда, которая на сегодня составляет 85 тысяч тенге, в стране нужно поднимать, но предлагают делать это постепенно и без резких шагов. К примеру, этим летом министры несколько раз будто бы пообещали скорое повышение.
Глава Миннациональной экономики Серик Жумангарин сначала заявил, что МЗП действительно нужно увеличить, но осторожно. Министр финансов Мади Такиев сказал, что Казахстан может себе позволить поднять минимальные зарплаты чуть выше 90 тысяч тенге уже в 2026 году. В Минтруда тем временем сообщили, что институты уже проводят расчёты с учётом инфляции и других факторов. Однако уже в августе тот же Жумангарин неожиданно резюмировал: планов повышать минимальную зарплату пока нет, а журналисты и казахстанцы всё не так поняли.

После этого на сайте GosRating.com разместили петицию с требованием повысить МЗП с нынешних 85 тысяч сразу до 200 тысяч тенге. На момент подготовки материала её подписали около 2000 человек.
Авторы приводят в пример несколько стран: в Туркменистане минимальная зарплата в пересчёте на тенге около 200 тысяч, в странах Балтии – от 500 до 600 тысяч, а в Эквадоре порядка 270 тысяч.
Почему сравнения некорректны
Главный аналитик Ассоциации финансистов Казахстана Рамазан Досов считает, что сравнивать уровень МЗП в разных странах некорректно – необходимо учитывать покупательскую способность и общий экономический контекст.
«В ЕС минимальные стандарты строго регулируют, поэтому зарплаты там выше, но и стоимость жизни значительно дороже. В Казахстане же 85 тысяч тенге позволяют покрывать больше базовых расходов, чем эквивалентная сумма в евро», – отметил он.
На примере с Туркменистаном, где «минималка» в тенге составляет около 200 тысяч тенге, аналитик поясняет: официальная МЗП там выглядит выше из-за фиксированного курса, но на «чёрном» рынке её покупательная способность значительно ниже.
«Чтобы понять, нужно знать, что с 2015 года официальный курс в Туркменистане установлен на уровне 3,5 маната за доллар, а с 2016 года обмен наличной валюты там был запрещён. В результате в стране действует «чёрный» рынок, где доллар стоит около 30 манатов», – говорит Досов.
По словам эксперта, в Казахстане минимальная зарплата используется в основном как расчётная величина для налогов и пособий, а не как отражение реальных доходов. Сейчас при МЗП в 85 тысяч тенге средняя зарплата в стране составляет свыше 448,6 тысячи.
Эксперт добавил, что сырьевая направленность экономики, где ключевую роль играет нефтегазовый сектор, ограничивает рост заработных плат. Основные доходы концентрируются в крупных компаниях с небольшой численностью сотрудников, поэтому это слабо отражается на уровне средней зарплаты и минимальной оплаты труда.
А если в Казахстане резко поднять минимальную зарплату до 200 тысяч?

Досов считает такой сценарий не просто малореалистичным, но и опасным. По его словам, такой шаг не подкреплён экономическими возможностями и уровнем производительности. Почти половина занятых работает в малом и среднем бизнесе, где фонд оплаты труда ограничен, а бюджет не выдержит расходов в 2,4 раза.
«Резкий рост приведёт к инфляции, сокращению рабочих мест и давлению на тенге», – говорит эксперт.
Схожую позицию высказал финансовый аналитик Андрей Чеботарёв. Он отметил, что можно поднять МЗП и до 500 тысяч тенге, но результатом станет всплеск инфляции и трёхкратный рост безработицы.
«Не стоит забывать, что минимальную зарплату выплачивает работодатель, то есть один казахстанец – другому. Средства на повышение он возьмёт из цены товара или услуги. Это приведёт к росту инфляции, снижению покупательского спроса, падению выручки бизнеса и, как следствие, к сокращению рабочих мест», – прокомментировал эксперт.
Есть слона по кусочкам
Рамазан Досов отметил, что МЗП в 85 тысяч тенге не покрывает базовые потребности казахстанцев, но её повышение даже до 90 тысяч – уже головная боль для всего правительства. Проще говоря, это решение потянет за собой цепочку из ряда экономических факторов и не только.

«Увеличение МЗП сразу ведёт к росту бюджетных расходов, так как к ней привязаны зарплаты в госсекторе и социальные выплаты. Для бюджета это дополнительные миллиарды при уже существующем дефиците. Одновременно возрастает нагрузка на малый и средний бизнес, которому сложно выдерживать рост фонда оплаты труда, налогов и социальных отчислений. При отсутствии роста производительности повышение доходов создаёт инфляционное давление и сводит к нулю эффект от прибавки», – объяснил аналитик.
Досов подчёркивает, что отказ от немедленного увеличения связан не с нежеланием улучшить положение граждан, а с ограниченными ресурсами бюджета, рисками для бизнеса и инфляционными угрозами.
Эксперт предлагает двигаться постепенно: доводить МЗП до уровня, который ближе к реальному прожиточному минимуму и экономическим возможностям страны. Такой шаг, по его словам, позволит усилить социальную защиту работников, но без серьёзных потрясений для экономики.
Финансовый аналитик Андрей Чеботарёв согласен с позицией властей о сохранении текущего уровня МЗП.
«Могу только поддержать Минфин и Минэкономики: давайте есть слона по кусочкам. Сначала принимаем новый Налоговый кодекс и смотрим, насколько он позволит закрыть текущую дыру в бюджете. А уже потом думаем об увеличении социальных выплат, что повлечёт рост МЗП и инфляции», – отметил Чеботарев.
Эксперт поясняет, что принятие нового Налогового кодекса уже само себе даст всплеск цен и совмещать два таких удара по экономике крайне рискованно – можно получить гиперинфляцию. Он надеется, что после его принятия появится механизм автоматического пересмотра МЗП, как это работает с МРП
Необходимость или экономический анахронизм – нужна ли МЗП?
Андрей Чеботарев вообще считает минимальную зарплату лишним показателем. По его мнению, он нужен лишь в госсекторе, а в частном – её размер должен определяться договором между работодателем и сотрудником.

«МЗП – это показатель, который государство навязывает частному сектору. Но зарплата должна быть предметом договора между работником и работодателем. В идеале государство здесь лишний фактор. Другое дело, что и работники, и работодатели не всегда ведут себя добросовестно. Поэтому государство вмешивается, чтобы защитить слабую сторону. Но и это приводит к перекосам. Там, где МЗП завышен, растёт доля серых мигрантов, готовых работать дешевле и без оформления. Бизнес это устраивает, потому что есть спрос», – отмечает Чеботарёв.
При этом он добавил, что только в идеальной рыночной системе умный работник и ответственный работодатель сами договариваются о справедливой оплате. В реальности до такой модели Казахстану далеко. Он убеждён – вместо дискуссий о повышении МЗП стране нужны инициативы по росту производительности труда.
«Все хотят получать зарплату, но мало кто хочет работать больше», – подытожил он.
В начале 2024 года журналистка CMN.KZ решила провести эксперимент и лично проверить, насколько хватит установленной в Казахстане минимальной зарплаты в 85 тысяч тенге с учётом наличия собственного жилья. Что из этого вышло – читайте здесь.
Читайте также: