Более семи миллионов различных нарушений зафиксировали камеры видеонаблюдения на дорогах Казахстана. Благодаря юристу на пенсии из Алматы теперь многие из них – под вопросом, сообщает CMN.KZ
Историю алматинской пенсионерки, которая нашла силы и время, чтобы противостоять системе и вышла из этого боя победительницей, рассказали журналисты канала AIRAN.
Жанат Сутемгенову возмутили три штрафа подряд. Она получила их за нарушения, которые не совершала – за парковку в неположенном месте и за движение в левой полосе. Будучи юристом по образованию, она изучила КоАП и нашла несостыковки в законодательстве. В итоге выяснилось, что штрафы, выписанные на основе видеофиксации, в основном присылают без указания обязательного реквизита о метрологической поверке. Как оказалось – это серьезное нарушение.
Корреспондент CMN.KZ провёл небольшой анализ, чтобы узнать, как часто казахстанцы борются с Большим братом и что из этого получается, а также – как дела у самой системы видеофиксации в стране.
Чат ChatGPT в помощь
Как справедливо отметила героиня канала AIRAN, бороться с системой – весьма неприятное занятие. Во-первых, это затратно, как по времени, так и по финансам. Во-вторых, разобраться в хитросплетениях Кодекса об административных нарушениях, зачастую сложно даже опытным юристам, не говоря уже об обычных гражданах. Поэтому, чаще всего от желания добиться справедливости до смирения путь достаточно короткий. Однако, есть среди нас особенно дотошные люди. О них и поговорим.
Недавно практически сенсацией стал случай, когда 23-летний алматинец выиграл суд с помощью ChatGPT. Предметом спора стал штрафа за нарушение ПДД.
Своим опытом молодой человек поделился в социальных сетях и мгновенно стал звездой.
По словам казахстанца, в декабре 2024 года его оштрафовали на 5800 тенге. Но после того, как он увидел видеозапись с места нарушения, то подал жалобу в гражданский суд на Департамент полиции Алматы.
«Я судился не из-за денег, а из принципа. Хотел, чтобы в следующий раз сотрудники относились к своей работе ответственно. Мне в составлении дела помог ChatGPT. Суд сегодня принял решение, что штраф наложили незаконно. Нейросеть отлично знает наши законы и даёт советы, как адвокат», — рассказал молодой человек.
В другом случае ещё один алматинец поборол систему, обратившись к представителю Уполномоченного по правам человека. И если в одном случае ИИ помог, то в данном – он же, в глобальном смысле, и навредил.
Мужчина имеет инвалидность, но она не защитила его от бездушной системы. Камеры зафиксировали, что он паркуется возле собственного дома и ничего за это не платит. В адрес нарушителя тут же «прилетело» восемь протоколов.
Чтобы отменить аресты, которые успели наложить частные судебные исполнители и в целом уладить эту ситуацию, алматинцу пришлось решать вопросы с акиматом и компанией «Алматы паркинг».
Подобное случилось чуть позже со столичными жителями, которые также имеют ограниченные физические возможности. Им пришли штрафы более чем на полмиллиона тенге.
Для решения проблемы пришлось вмешаться прокуратуре, в которой напомнили, что граждане с инвалидностью имеют право бесплатно размещать транспортные средства в парковочных зонах.
Нелепая ситуация, связанная со штрафом за превышение скорости, случилась в Туркестане и дошла до суда.
Полицейские остановили автомобиль из-за шторок на передних стёклах. За рулём машины оказался кардиохирург, который торопился на экстренную операцию. После составления протокола об административном правонарушении, правоохранители решили сопроводить врача до больницы.
«В момент сопровождения по улице Майкотова, хирург превысил установленную скорость движения. Это зафиксировали камеры, работающие в автоматическом режиме. В связи с чем врачу пришёл штраф», – говорится в сообщении суда.
Заслушав доводы врача, показания инспектора полиции, а также изучив материалы по проведённой экстренной операции, судья пришёл к выводу, что хирург совершил правонарушение в состоянии крайней необходимости для устранения опасности непосредственно угрожающей жизни и здоровью человека и согласно ст.37 КоАП.
В итоге штраф доктору за превышение скорости отменили, а вот за шторки он заплатил в добровольном порядке.
Доказывать VS заплатить со скидкой
Штрафы за нарушения ПДД, которые зафиксировали камеры видеонаблюдения, можно обжаловать онлайн через Gov.KZ, eOtinish или через платформу Единого реестра административных правонарушений. Срок для таких действий – до 10 дней с момента получения уведомления.
На рассмотрение обращения может уйти максимально до 15 рабочих дней. На это время начисление пени приостанавливается. Однако, если заявление отклонено, то у водителя есть 10 дней, чтобы оплатить штраф.
«Но здесь надо понимать, ввязываясь в борьбу с системой, ваша 50% скидка на оплату штрафа сгорит, поскольку она сохраняется лишь семь дней. Таким образом, если вы не сможете доказать свою правоту, то придётся вносить сумму в полном объёме», – говорит юрист Василий Ивлев.
При этом в МВД ранее поясняли, что если вы оплатили штраф со скидкой и потом доказали свою невиновность, то вернуть деньги не получится. По словам юриста, факт уплаты с точки зрения законности считается согласием с совершенным нарушением именно поэтому многим казахстанцам проще заплатить сравнительно небольшую сумму, нежели пытаться оспорить.
Так что же такое поверка и зачем она нужна?
Между тем, если возвращаться к вышесказанному, то информация об обязательной и регулярно метрологической поверке видеокамер и прочего оборудования, не вызывает сомнений. Но как же это работает на практике?
«Метрологическая поверка нужна для подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям. По сути, у нас есть для каждого прибора исходный эталон, который как отправная точка. И мы проверяем то или иное оборудование, чтобы понять, есть ли погрешности в его работе и насколько они велики. Потом следует корректировка. Это как часы, которые нужно периодически «подводить» поскольку любой механизм нуждается в настройке», – пояснил Олжас Дюсупов, сотрудник одной из аккредитованных компаний Алматы, которая занимается поверкой оборудования.
Он отметил, что поверку проводят только аккредитованные организации. После того. как оборудование проходит эту процедуру, выдаются соответствующие документы. Их срок действия ограничен.
Подробнее о том, как проводят метрологическую поверку в Казахстане, можно прочитать здесь.
Что же бывает, если приборы «троят»? Показателен случай жительницы Костаная, которая доказала в суде, что система автоматической фиксации «Автоураган» неправильно «считала» скорость её автомобиля.
Инцидент случился 27 января 2025 года. Система зарегистрировала превышение скорости у автомобиля под управлением Л., которая якобы при разрешенной скорости 60 км/ч двигалась со скоростью 76 км/ч.
«На основании этих данных было вынесено предписание о наложении административного штрафа. Однако, не согласившись с предписанием, Л. обратилась в суд, представив видеозапись с регистратора, которая поставила под сомнение точность фиксации скорости», – рассказали в пресс-службе областного суда.
В итоге, независимый анализ данных, проведенный специалистами, подтвердил некорректность работы «Автоурагана», включая кратковременный сбой и ошибочную фиксацию скорости.
«Дополнительное внимание было уделено фактической скорости движения других авто, фиксировавшихся системой в то же время на данном участке дороги. По заключению экспертов реальная скорость автомобиля Л., с учётом движения в потоке не превышала 60 км/ч и соответствовала показаниям видеорегистратора».
Суд принял факт некорректной фиксации нарушения и отменил протокол в отношении женщины.
К слову, ранее в Минторговли сообщили, что в отношении поверочной лаборатории в Астане составили 48 административных протоколов на 8,3 млн тенге. Всё из-за нарушений закона об аккредитации в области оценки соответствия при проведении процедур поверки средств измерений. При этом лаборатории приостановили аттестат аккредитации в части измерений параметров движения на полгода.
И человеческий фактор
К слову, иногда в ошибках виновато совсем не оборудование. Как, например, случилось в Астане, когда десятки ни в чём не повинных людей, получили штрафы за нарушения ПДД, которые они не совершали.
После разбирательств выяснилось, что устроила «заварушку» 30-летняя инспектор отдела административной практики. Она решила помочь возлюбленному, который работал в каршеринговой компании. Романтическая история обернулась ужасными последствиями для майора полиции.
«Мужчина неоднократно просил её переоформить административные штрафы, зарегистрированные системой автоматической фиксации «Сергек», с собственников авто на других лиц. Майор вносила изменения в базу данных Единого реестра административных производств, к которой имела доступ. Всего таким образом она поступила 234 раза. В результате государству был причинён крупный ущерб в размере 3 681 874 тенге, а также нарушены права граждан, на которых эти штрафы были незаконно оформлены», – говорится в сообщении пресс-службы межрайонного суда по уголовным делам Астаны.
При этом одной из казахстанок пришло сразу 59 административных штрафов за нарушение ПДД, хотя её в это время в столице даже не было.
Полицейскую признали виновной в злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшем тяжкие последствия и приговорили к четырём годам лишения свободы в колонии средней безопасности. Из органов её уволили и лишили звания.
«Сергек»: что пошло не так?
Вот уже восемь лет в Казахстане работает интеллектуальная система общественной и дорожной безопасности «Сергек». Но именно 2024-ый запомнился обилием слухов и претензий к разработке. Как минимум речь идёт о ситуации в Усть-Каменогорске и Костанае.
О том, какие компании входят в состав Sergek Group и кто является владельцами и главными бенефициарами системы, можно прочитать здесь.
8 апреля 2025 года специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области удовлетворил иск местных властей о расторжении договора партнерства с поставщиком «Сергек».
«В сентябре 2023 года управление информатизации, оказания государственных услуг и архивов акимата Костанайской области и департамент полиции региона заключили соглашение с ТОО «Коркем Телеком» на реализацию проекта по предоставлению данных из интеллектуальной системы дорожной и общественной безопасности «Сергек», – говорится в релизе суда.
После проверки выяснилось, что условия договора нарушены. Например, в областном центре установили версию системы 2.1, которая не соответствовала сертифицированному образцу.
В суде пояснили, что компания не предоставила доказательства соответствия используемого оборудования заявленным техническим параметрам, что и стало основанием для расторжения контракта. 3 сентября 2025 года коллегия областного суда в ответ на апелляцию компании оставила решение предыдущей инстанции в силе.
Не повезло ТОО «Көркем Телеком» и в Алматы.
Управление цифровизации мегаполиса с 26 августа по 3 сентября принимало заявки на госзакупку услуг видеонаблюдения. Новые камеры планировали разместить в парках, на перекрестках, в ТРЦ, дворах, школах и больницах. Цена вопроса составляла более 2,7 млрд тенге.
Однако всех возможных поставщиков забраковали и закупка не состоялась.
Тем временем срок работы системы «Сергек» в южной столице, как сообщает «КазТАГ» истекает спустя три месяца – в конце 2025 года.
К слову, в Астане уже попрощались с камерами «Сергек». Договор с «Коркем Телеком» в столице закончился ещё 13 марта 2025 года и теперь в главном городе страны видеонаблюдением занимается международная компания Presignt из ОАЭ. По словам акима столицы Жениса Касымбека, до конца года на улицах мегаполиса установят 20 тысяч новых камер с искусственным интеллектом. Срок контракта с подрядчиком – до 2030 года.
Таким образом на сегодняшний день «Сергек» работает в Шымкенте, Актау, Таразе, Туркестане, Кокшетау, Семее, Кызылорде, Талдыкоргане, Кульсары, а также в Алматинской, Туркестанской областях и области Жетысу. И пока в Алматы.
Продать нельзя закрыть
Между тем в Алматы всё ещё пытаются продать 49% доли в компании Innovation Safety Centre, которая занималась установкой видеокамер в городе. Стартовая цена покупки – 135 040 815 тенге. Аукцион планируют провести на понижение, заявки принимают до 10 утра 30 сентября 2025 года.
Продавцом выступает социально-предпринимательская корпорация «Алматы», принадлежащая акимату.
«Innovation Safety Centre оказывала услуги Департаменту полиции Алматы по техническому обслуживанию информационной системы «Безопасность дорожного движения», – следует из документов по оценке.
Компания существует с 2011 года. Она занималась поставками и монтажом аппаратно-программных комплексов, предназначенных для автоматической фото- и видеофиксации – контроль скорости, полос движения и так далее.
С 2019 года, после выхода на рынок системы «Сергек», фирма не побеждала в закупках на установку видеооборудования. Фактически с этого времени Innovation Safety Centre не поставила на паузу коммерческую деятельность. К слову, именно они занимались установкой камер камер-скоростемеров на Восточной объездной автодороге из-за которых весной того года был суд.
Сейчас доли в компании распределены следующим образом: по 49% у СПК «Алматы» (именно её и пытаются продать) и KEON-A Information Technology Co (Корея), оставшиеся 2% принадлежат «Центру Информационных Систем города Алматы».
Надо сказать, что компанию пытались продать уже несколько раз с 2021 года. И если тогда её стартовая цена составляла 1 433 631 360 тенге, то уже в январе 2024 года она упала до 215 млн, а в январе 2025 года снизилась до 135 млн. Впрочем, аукционы так и не состоялись по причине отсутствия участников.
Уставный капитал компании, согласно представленным документам, сегодня едва превышает 308 млн тенге.
Читайте также: