Вопросы к качеству интернета и связи в нашей стране беспокоят, пожалуй, каждого казахстанца. Потребности к высокоскоростной связи только растут, вместе с ними поднимаются и цены. В конце мая 2025 года на сайте «Открытые НПА» появился проект закона, инициированный Министерством цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности. Там речь шла о нововведениях в установке коммуникационного оборудования в жилых домах на безвозмездной основе, а также о новом «фонде», который призван улучшить качество связи. В деталях разбирался корреспондент CMN.KZ
Жаслан Мадиев, к слову, уже комментировал проблему цен на интернет:
«Я вам ещё раз говорю, все расчёты есть в абсолютном выражении. Может быть, вы больше платите, но, если это всё привести к одному гигабайту в рамках мобильного трафика, цена однозначно дешевле. Если это на 1 мегабит в секунду перевести по фиксированному трафику, тоже дешевле».
Это также объясняет, почему Казахстан регулярно оказывается в списках стран с самым доступным по цене интернетом. Так, в ноябре 2024 года разные СМИ со ссылкой на Internet Accessibility Index (Индекс доступности интернета – Прим. ред.) сообщали, что страна вошла в Топ-10 по дешевизне этой услуги. Сейчас проверить актуальность этих данных не получится. Утверждается, что тогда стоимость составляла 0,59 долларов за 1 ГБ.
В новом законопроекте предлагается обязать собственников объектов кондоминиума предоставлять операторам связи площади для размещения оборудования на безвозмездной основе. Именно эти изменения вызвали бурю возмущений в комментариях к проекту.
Бесплатно?
В МЦРИАП на запрос CMN.KZ ответили, что в 2011 году Совет по правам человека ООН принял резолюцию. Доступ к интернету в этом документе приравняли к базовым правам человека.
«Согласно законодательству, население страны необходимо обеспечить круглосуточным соединением с экстренной службами (медицинской, правоохранительной, пожарной, аварийной и другими) как в мирное время, так и при чрезвычайных ситуациях, а также должный доступ к информации, гарантированный государством и законами. Однако на сегодняшний день в рамках действующего законодательства предоставление равного доступа операторов связи к инфраструктуре многоквартирных домов – проблема, которую решить не удается много лет».
В министерстве отметили, что причины связаны с ограничением прав управляющими компаниями или местными жителями:
«Зачастую управляющие компании пересматривают договорные условия, а также размер арендной платы. При этом повышение арендной платы непосредственно сказывается на ценообразовании операторов связи в сторону увеличения, что в конечном итоге отражается на абонентской плате за услуги связи».
Поэтому и ввели, так называемую, «Рабочую группу», куда вошли эксперты и представители отраслевых ассоциаций, операторов связи, заинтересованных государственных органов. Она, в свою очередь, предложила разместить телекоммуникационное оборудование на домах «на безвозмездной основе».
Однако в комментариях к проекту открылся настоящий портал в ад. Люди выражают своё возмущение, прежде всего, размещением оборудования на частной территории «на безвозмездной основе».
«Реализация гражданами права на доступ в интернет. То есть права одного не должны реализовываться посредством ущемления или даже лишения многих других прав! К тому же данное право не является жизненно необходимым. Вы вспоминаете о нём, когда вам удобно. При этом во время известных событий в стране многие были лишены связи и никакой компенсации не получили. То есть, это право отнимается вами же, не имея на то оснований. А теперь вы ВОЗом прикрываетесь. Монополию это не устранит никак. Данные аргументы не выдерживают никакой критики и не состоятельны», – пишет под проектом некий Дмитрий Игнатенко.
Фонду тоже нужно кушать
Другим заметным нововведением, которое есть в проекте закона, стал «Фонд повышения качества телекоммуникационных услуг и защиты прав граждан». Если его введут, операторов обяжут ежегодно перечислять туда некий процент от своих доходов. Деньги должны пойти на улучшение качества связи. Несмотря на это, конечно, есть опасения повышения цен на услуги.
«АО «Кселл» считает создание такого Фонда нецелесообразным ввиду того, что операторы связи на регулярной основе осуществляют инвестиции в основные средства для повышения качества предоставляемых услуг (в том числе систем защиты) на основании решений акционеров, проводимых маркетинговых и технических исследований, выявляемых нарушений уполномоченными органами, совместных программ с республиканскими и местными органами. Так, предлагаемое фондирование текущей операционной деятельности создаст дополнительную финансовую нагрузку, будет являться дублированием, что в конечном счете будет вести к неэффективности финансово-экономической деятельности операторов связи», – комментирует законопроект некто Ізтiлеу Алуаш.
По словам Алуаш, фондирование создаст дополнительную финансовую нагрузку, такой подход будет дублированием, которое приведёт к неэффективности экономической деятельности операторов связи:
«Концептуальный подход нарушает принципы рыночности и конкуренции, что также не будет способствовать повышению качества рынка услуг связи. Следует отметить, что вышеуказанные вопросы, которые планируется решить посредством Фонда, не являются основной задачей и деятельностью операторов связи. Согласно проекту Закона, платежи и взносы должны осуществляться только операторами связи и поставщиками интернет-услуг, при этом отсутствует аналогичная обязанность для владельцев цифровых платформ/приложений, осуществляющих производство и хранение контента».
В ответе на запрос CMN.KZ, несмотря на прямой вопрос, в Минцифры почему-то не уточнили, сколько денег от доходов компании будут платить в фонд. Вместо этого в МЦРИАП ответили:
«С 2004 года операторы связи вносят плату за предоставление междугородной и/или международной телефонной связи, а также сотовой связи, который составляет 1,3992%. Данные поправки также находится на стадии обсуждения, при этом МЦРИАП готов оставить процент взноса на действующем уровне».
Как эти вещи связаны – не понятно. В самом проекте указали, что требуемые вложения составят 3% от доходов компаний:
«Создание и функционирование фонда будет осуществляться полностью за счёт взносов операторов связи, что будет составлять 3% от доходов операторов связи за отчётный год, соответственно, данная поправка не требует изучения с учётом потребности и выделения дополнительных средств из государственного бюджета на эти цели».
Для примера, согласно отчёту VEON, выручка Beeline в Казахстане за 9 месяцев 2024 года составила 303,5 млрд тенге. Существуй фонд в январе 2025, компании пришлось бы выплатить чуть больше 10 млрд тенге за указанный период. Ещё миллиард и можно было бы снова реконструировать многострадальный «Сайран». И это только с одного оператора…
«На стадии обсуждения»
МЦРИАП много раз в ответе на запрос подчёркивает, – законопроект находится на стадии обсуждения. Пока планируемые меры существуют только на бумаге. Но уже можно предположить, что думают об этом люди.
Так, на момент написания статьи, из 60 оценок законопроекта на сайте «Открытые НПА», только семь положительные. Остальные – негативные.
Кроме интересных высказываний о влиянии точек коммуникаций на половые функции, есть и другие, более весомые. Чаще всего люди возмущаются как раз установкой оборудования в домах «на безвозмездной основе».
Пока реакция общественности на законопроект, скорее, негативная. Да и непонятно, как дело будет обстоять дальше с учётом запуска Starlink в Казахстане. Остаётся ждать, как будет меняться сам законопроект с учётом общественного мнения.
Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.
Читайте также: