Алматинская агломерация — одна из самых динамично развивающихся территорий Казахстана с населением 3,5 млн человек. Однако в поисках работы тысячи людей из пригородных районов ежедневно стремятся в Алматы, создавая транспортный коллапс. В последние годы транспортная система региона оказалась в состоянии кризиса. Ежедневные пробки, неудобные маршруты общественного транспорта и недостаток инфраструктуры заставляют горожан тратить часы на дорогу. Корреспондент CMN.KZ отправилась в населённые пункты в пригороде Алматы, чтобы узнать, чем занимаются жители агломерации, как доезжают до работы и с какими трудностями сталкиваются

Жанбота Исмаилова – 20-летняя студентка из города Каскелен. Она учится в Университете имени Сулеймана Демиреля и подрабатывает продавцом консультантом в одном из торговых центров Алматы. Она утверждает, что найти подработку для студента в Каскелене с приемлемой зарплатой почти невозможно.

«Город у нас маленький. Несмотря на то, что Каскелен считается административным центром Карасайского района, зарплаты очень низкие. Я не рассчитывала на баснословные деньги за неполный рабочий день, но получать 70 тысяч тенге мне тоже не хотелось. В то время в Алматы найти работу оказалось гораздо легче», 

делится Жанбота.

При этом девушка утверждает, что тратит на дорогу из Каскелена в Алматы как минимум полтора часа, и столько же на обратный путь.

Пробки по улице Райымбека / Фото: CMN.KZ

Однако проблема не только в временных затратах на дорогу, но и в том, что Каскелен связан с городом-ядром всего одним автобусным маршрутом.

«Если ты живёшь в Каскелене, у тебя есть четыре варианта доехать до Алматы: автобус № 230, который отправляется каждые 25-30 минут, маршрутка за 150 тенге, попутное такси за 400 тенге или такси через агрегаторы, стоимость которого может быть от 5000 тенге и выше. Но у каждого из этих вариантов есть свои минусы: автобус № 230 почти всегда переполнен, а ожидание его может затянуться. Маршруток-газелей стало меньше после пандемии, и они не отличаются высоким комфортом. Попутки поймать тоже бывает сложно, и таксисты доезжают только до определённых точек, откуда нужно искать дополнительные маршруты», 

пояснила девушка.

Кстати, такими «точками» являются автопарк Сайран, остановка на пересечении улиц Момышулы и Райымбека, перекрёсток Момышулы и Толе би, а также остановка у 7-й больницы.

Фото: CMN.KZ

В час пик на этих отправных точках ежедневно собираются десятки людей, выстраиваются в колонны и ловят попутное такси.

Фото: CMN.KZ
Фото: CMN.KZ
Фото: CMN.KZ

Ожидание попутки может занять до часа, и, чтобы быстрее доехать домой, люди выходят на проезжую часть, толкаются и торгуются с частными извозчиками за одно из четырёх мест в легковушке, направляющейся в агломерацию.

Алматинцы могут жаловаться на автобусы, а я нахожу в них комфорт

Корреспондент CMN.KZ отправилась на перекрёсток Момышулы, Райымбека, где познакомилась с 30-летней Гульжан Ибрагим.

Девушка поделилась, что работает фармацевтом в нескольких аптеках Алматы, при этом живёт с семьёй в селе Жамбыл, Жамбылского района Алматинской области.

«Моя дорога на работу и обратно — это целое трёхчасовое приключение. Сначала я доезжаю из Жамбыла до трассы Алматы-Бишкек на маршрутке или попутке, потом пересаживаюсь на другую попутку до Сайрана и оттуда еду на нормальном автобусе на работу. Пока алматинцы жалуются на городские автобусы, я нахожу в них настоящий комфорт», 

говорит женщина.

Гульжан совмещает работу в двух алматинских аптеках: по ночам она трудится в одной, а днём — в другой, стараясь организовать свой график так, чтобы переночевать на работе и сразу перейти на вторую смену. Это позволяет ей сократить время в дороге.

Пробки по улице Райымбека / Фото: CMN.KZ

Выпускница Карагандинского медицинского университета имени Е. А. Букетова, Гульжан мечтает о том, чтобы однажды переехать в собственную квартиру в Алматы.

«Я бы могла устроиться в аптеку в Жамбыле, но за ту же работу я бы получала в два раза меньше, чем сейчас. Иногда я очень завидую жителям мегаполиса, я бы тоже хотела жить здесь. Поэтому сейчас мне приходится проводить несколько часов в километровых пробках, чтобы заработать деньги на первоначальный взнос для своей квартиры в южной столице», 

делится Ибрагим.

Женщина отмечает, что таких историй по всем пригородным районам – сотни.

Ведь в состав агломерации входит пять административных районов Алматинской области: Енбекшиказахский, Жамбылский, Илийский, Карасайский и Талгарский.

По официальной статистике, там проживают более 3,5 млн человек. Ежедневно в Алматы въезжают порядка 150 тысяч из них на общественном транспорте и около 230 тысяч на частных машинах.

При этом с городом-ядром агломерацию объединяют лишь 34 автобусных маршрута, сообщили корреспонденту CMN.KZ в акимате Алматы.

Фото: CMN.KZ

Однако в ведомстве не уточнили, сколько маршрутов связывают каждый административный район с городом.

По словам некоторых жителей Карасайского и Жамбылского районов, в северо-восточной части агломерации междугородних маршрутов гораздо больше. Но в акимате Алматы так не считают:

«Количество подвижного состава и интервалы движения на маршрутах определяются исходя из анализа пассажиропотока. Маршрутная сеть строится из потребностей жителей»,

заявили в ведомстве.

Но в администрации города заверили, что до конца 2024 года введут 20 новых пригородных маршрутов.

Трагедии и опасность

Отсутствие общественного транспорта вынуждает жителей пригородных регионов пользоваться услугами частных извозчиков. Хотя это может быть опасно.

Фото: CMN.KZ

Студентка Жанбота Исмаилова признаётся, что на свой страх и риск садится в попутное такси, чтобы сэкономить.

«Когда я задерживаюсь на работе, на отправных точках не бывает ни маршруток, ни автобуса. Заказывать такси у агрегаторов обходится в копеечку, поэтому на свой страх и риск я сажусь в попутное такси. Обычно стараюсь делится своей геолокацией с родными или сфотографировать номер машины, но последнее не всегда представляется возможным», 

поясняет студентка.

Кроме этого, опасность ловли попутного такси доказало смертельное ДТП с автобусом в Алматы в 2023 году.

В конце декабря прошлого года во время движения автобуса по проспекту Райымбека, пассажир Дархан Ахметжанов несколько раз ударил по голове водителя Ермек Шокебаеву. Причиной конфликта стало нежелание Ахметжанова платить за проезд. Водитель потеряла сознание, врезалась в припаркованные машины и сбила несколько человек, которые вышли на проезжую часть, чтобы словить попутное такси.

Дархан Ахметжанов и Ермек Шокебаева / Фото: CMN.KZ

В результате трое погибли, четверо пострадали. Водителя автобуса, Ермек Шокебаеву, госпитализировали с черепно-мозговой травмой и ушибом головного мозга. Ахметжанова признали виновным в трагедии и приговорили к 8 годам лишения свободы.

ДТП обнажило сразу несколько проблем казахстанского общества: насилие мужчин над женщинами, обвинение жертвы, а также отсутствие транспортной инфраструктуры. Несмотря на трагедию, сегодня около места происшествия всё ещё толпятся люди, которые ловят такси на проезжей части.

Остановка возле 7 больницы, где произошла трагедия / Фото: CMN.KZ

Как будут развивать агломерацию?

Транспортный коллапс в Алматинской агломерации напрямую связан с экономическими проблемами в прилегающих к мегаполису районах. Неравная оплата труда, качество образования и здравоохранения вынуждают людей стоять в километровых пробках, чтобы добраться до города-ядра.

Фото: CMN.KZ

Для решения этих проблем в 2023 году Министерство национальной экономики разработало Комплексный план развития Алматинской агломерации на 2024-2028 годы. План направлен на развитие региона, как многофункциональной территории с конкурентоспособной экономикой.

В частности, в ведомстве планируют решить вопрос транспортной инфраструктуры, образования, здравоохранения, инженерных сетей и других сфер.

Фото: CMN.KZ

К 2028 году обещают построить четыре транспортно-пересадочных узла (ТПУ). В министерстве заверяют, что это сократит количество въезжающего транспорта в Алматы на 30%. К 2027 году планируют построить три автопарка, увеличив охват пассажиров общественного транспорта на 20%.

Фото: CMN.KZ

Также согласно плану, к 2027 году на 15% увеличат пропускную способность ключевых улиц, объединяющих близлежащие районы с городом. Это проспекты Рыскулова, Абая, улица Тлендиева, улица Северное кольцо, проспект Райымбека и улица Хмельницкого.

Успеет ли миннацэкономики воплотить эти планы в жизнь, покажется время. CMN.KZ будет следить за развитием событий.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version