Четверть смертей в дорожно-транспортных происшествиях приходится на пешеходов. Об этом в конце мая заявил председатель Комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев. При этом, одной из основных причин аварий считаются плохие дороги в стране. Каковы же данные по ДТП в Казахстане с начала года и кто чаще всего в них виноват — в материале CMN.KZ

Согласно официальной статистике, за первые шесть месяцев 2024 года на дорогах страны произошло более 10 тысяч ДТП, в которых пострадало почти 14 тысяч человек. Из них погибло около тысячи и почти 13 тысяч получили ранения и травмы.

Таблица: скриншот официального отчёта

По информации МВД, 84% дорожно-транспортных происшествий приходится на населённые пункты.

А что насчёт более детальной информации? Давайте попытаемся разобраться, кто и почему попадал в аварии на дорогах за 6 месяцев.

Фото: Pixabay.com

Антилидер по ДТП

Если посмотреть на статистику за первые три месяца года, то первым по количеству ДТП остаётся Алматы. Где дороги, к слову, куда лучше, чем во многих регионах. 

Например, за январь 2024 года в южной столице произошло 374 дорожно-транспортных происшествия, в которых пострадали 438 человек. Ещё 112 ДТП зафиксировали в Алматинской области, там пострадали 163 человека.

Также в тройке антилидеров за январь Мангистауская (112 ДТП) и Жамбылская (110 ДТП) области. 

Таблица: скриншот официального отчёта

Для сравнения, в Астане за первый месяц года произошло всего 30 аварий на дорогах, которых пострадало 25 человек.  Зато за последующие два, количество аварий в Алматы увеличилось геометрически: 719 в феврале и 1133 в марте. Вероятнее всего, это связано с погодными условиями и таянием снега. 

Ради справедливости, надо отметить, что к весне в Астане показатель тоже вырос, но разница между двумя городами всё равно колоссальная. 

Таблица: скриншот официального отчёта за февраль и март

Кстати, антилидером по ДТП Алматы был и в 2023 году3,2 тыс. случаев. В тройку также входили Алматинская (1,1 тыс.) и Жамбылская (1,1 тыс. случаев) области. А вот по статистике смертельных аварий впереди была Туркестанская область — 27,2 % от общего числа с летальным исходом.

На самом деле, такое количество аварий в южной столице объяснить достаточно легко. Ведь именно в Алматы зарегистрировано больше всего транспорта. 

На начало июня в Алматы было 626,9 тыс. единиц транспорта. Это на 14,6% больше, чем годом ранее. Вторым номером идет Алматинская область. А вот Астана только на третьем месте. И всё это без учета мопедов и электросамокатов.

Алматы / Фото: Pixabay.com

Виновники и пострадавшие

К сожалению, срез статистики ДТП по регионам доступен на сайте только с января по май. Далее таблицы содержат несколько иные сведения, но не менее интересные. Например: место аварии, а также информацию о виде происшествия и его виновниках

В статистической таблице за первую половину 2024 года можно увидеть подтверждение тому, что большинство аварий случилось в населённых пунктах — 8 499

Таблица: скриншот официального отчёта

При этом чаще всего их причиной становились водители легковушек — в 5 408 случаях, это половина от общего числа

А вот случаев, в которых виновными в ДТП оказались водители автобусов за полгода по стране набралось не так много — 169. И только 65 из них относятся к ДТП с пассажирскими автобусами.

Также полугодовой период насчитывает 303 случая, когда аварии спровоцировали пешеходы. В результате погибли 37 человек.  

Таблица: скриншот официального отчёта

Водители мопедов и скутеров становились причиной аварий в два раза чаще, чем водители автобусов — 324 раза за полугодие. Стоит отметить, что 135 пострадавших из 356, в авариях с мопедами, являются несовершеннолетними

Самые редкие виновники аварий — велосипедисты. Всего 27 ДТП за полгода. И ни одного летального исхода.  

Велосипедисты чаще всего двигаются по пешеходным дорожкам и выделенным линиям, и с достаточно низкой скоростью. Так что у них просто меньше шансов столкнуться с тяжелым транспортом.

Фото: CMN.KZ

Гендерная статистика и виды аварий

Интересно также, что количество пострадавших в ДТП по гендерному разделению отличается на тысячу человек. Получивших за полгода травмы мужчин больше (6 937) чем женщин (5 820). При этом погибших в авариях казахстанок в три раза меньше (258), чем казахстанцев (713).

Таблица: скриншот официального отчёта

Первое место по частоте случаев за полугодие поделили два вида ДТП: наезд на пешехода (3 892) и лобовое столкновение (3 174). 
Среди самых нечастых причин аварий — наезд на гужевой транспорт (конные или иные транспортные средства с живой упряжью), здесь всего четыре случая за шесть месяцев.

Таблица: скриншот официального отчёта

А вот наезды на велосипедистов случались в пять раз чаще, чем сами велосипедисты создавали аварии — 152 раза. Из них пять случаев стали летальными.

Досталось и водителям электросамокатов — 24 аварии с наездом на самокатчиков с одним летальным исходом.

Фото: Pixabay.com

Итоги двух десятилетий

Если проследить динамику по ДТП в Казахстане за последние двадцать лет,  то самое большое количество происшествий зафиксировано в 2013 году – 23 359 случаев. А самое меньшее в 2011 году – 11 955 случаев.

Таблица: Бюро национальной статистики

При этом, больше всего за двадцатилетие погибших в авариях оказалось в 2007 году — 4 365 человек на 15 942 случая ДТП. А меньше всего летальных исходов пришлось на ковидные 2019-20120 годы — 1 947 и 1 997 погибших соответственно.

Самих аварий в пандемию стало тоже на порядок меньше —13 515 и 13 940 случаев ДТП за 2020 и 2021 год соответственно. Правда потом это число снова стало расти, прибавляя в год примерно тысячу случаев.

Сохранится ли такая динамика для 2024 года, мы узнаем только по его прошествии. Но исходя из уже зафиксированных аварий, можно предположить, что Казахстан приблизится к показателям 2013 года.

Поделиться:

1 комментарий

  1. Pingback: В Костанае два подростка разбились на скутере

Оставить комментарий

Exit mobile version