Стало известно, кто будет отвечать за строительство двух из трёх воздушных гаваней в курортных зонах Казахстана, сообщает CMN.KZ
В госкомпании «КазАэроНавигация» корреспонденту рассказали, что ТОО «Элхон» будет возводить сразу два аэропорта в Восточно-Казахстанской области – в Катон-Карагае и Зайсане.
«Ведутся работы по разработке проектно-сметной документации (ПСД), включая проектирование внешних инженерных сетей (электричество, связь, водоснабжение). По всем аэропортам ПСД находятся на рассмотрении в РГП «Госэкспертиза».
К настоящему времени к аэропорту Зайсана начали подводить внешние инженерные сети. В двух других воздушных гаванях ведётся подготовка к строительно-монтажным работам (СМР):
- провели инженерно-геологические изыскания;
- установили контейнеры и ограждения;
- перевезли скальный грунт на строительный участок,
- идёт разработка котлованов;
- смонтировали бетоносмесительную установку и систему видеонаблюдения;
- мобилизовали необходимую технику;
- обеспечили временное электроснабжение (ВЛ 10 кВ).
«Проект реализуется с целью развития внутреннего и международного туризма в стране. Стоимость проектирования и строительства каждого аэропорта будет определена после прохождения государственной экспертизы. Проекты реализуются за счёт средств РГП «КазАэроНавигация», – отметили в госпредприятии.
Как мы и писали ранее, взлётно-посадочные полосы аэропортов будут длиной 2200 метров и шириной 35 метров. Территория каждой воздушной гавани будет включать ИВПП, перрон на четыре судна, рулёжную дорожку, терминал на 150 пассажиров в час, здание аварийно-спасательной службы, лабораторно-производственный корпус, а также радионавигационное и метеорологическое оборудование.
Кто строит два курортных аэропорта и причём тут депутат мажилиса?
ТОО «Элхон» создали ещё в мае 2004 года. Сейчас учредителями компании значатся:
- Сауле Тумашинова – супруга депутата мажилиса Лукбека Тумашинова;
- Жанболат Казанов – директор компании, бизнесмен, был президентом федерации бокса ВКО и большим любителем этого вида спорта. 1 августа 2025 года президент Касым-Жомарт Токаев наградил его орденом «Барыс» II степени за вклад в развитие транспортной отрасли – мост через Бухтарминское водохранилище. Проект реализовывало дочернее предприятие «Элхон» – ТОО «ОблШығысЖол».
При этом недолгое время, с марта по апрель 2025 года, совладельцем компании был депутат мажилиса, член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Лукбек Тумашинов. Ранее он также выступал депутатом маслихата ВКО.
Одно касание и 194 млн тенге неустойки
Отметим, что это не первое сотрудничество «КазАэроНавигации» с ТОО «Элхон». Ещё зимой 2021 года компания жены депутат мажилиса должна была построить диспетчерскую вышку в Семее за 3,4 млрд тенге. На это ТОО дали 21 месяц (15 апреля 2023 года), но к назначенному времени объект не был готов.
Забегая вперёд скажем, что стороны в Специализированном межрайонном экономическом суде Астаны согласились, что работы по объекту закончились 27 декабря 2023 года. Ввели в эксплуатацию диспетчерскую вышку в Семее в середине декабря 2024 года.
В суде в качестве причины срыва срока представители ТОО «Элхон» называли поставку оборудования из США, Тайваня и других стран, которое надо было ждать до полугода. Оказалось, что в феврале 2023 года госкомпания произвела корректировку проектно-сметной документации (ПСД). В «Госэкспертизе» её приняли только 13 сентября. В суде сотрудники «КазАэроНавигации» уверяли, что подрядчик получал всю необходимую информацию об изменениях в ПСД. Поэтому мог заранее озаботиться заказом оборудования.
Получив новое ПСД, стороны ударили по рукам, представители поставили свои подписи в контракте, но забыли про пункт со сроками. Работы по вышке возобновили в октябре 2023 года, а период приостановки не включили в те самые 21 месяц. Стоимость проекта выросла до 5,7 млрд тенге.
В судах первой и второй инстанции в 2024 году представителям «Элхон» отказали в удовлетворении иска и апелляционной жалобы в части увеличения срока строительства.
В 2025 году стороны снова встретились в суде. Кроме вопроса сроков строительства решался также вопрос неустойки в 194,6 млн тенге, которую подрядчику выставили за шесть актов выполненных работ. На этот раз решения и постановления судов были в пользу ТОО «Элхон».
Ремонт дорог и строительство домов
Само ТОО «Элхон» выступает учредителем в ряде других предприятий, среди которых в том числе ТОО «Согринская ТЭЦ». Компания из Усть-Каменогорска производит электрическую и тепловую энергию для посёлков Новая Согра, Радужный и Солнечный.
Какие предприятия ещё входят в ТОО «Элхон»?
- «ОблШығысЖол»;
- «Завод стекольных конструкций»;
- «Өрнек Алтын»;
- «ВорлдТрейдАльянс»;
- «INVESTMENT & INNOVATION GROUP»;
- «KGE Hydro 2»;
- «KGE Hydro»;
- «EastSystems»;
- «Мойыл-сай».
С 2015 года «Элхон» пополнил казну государства на 6,8 млрд тенге. Львиная доля налогов пришлась на прошлый год – более двух млрд тенге. За неполные 12 месяцев этого года руководство «Элхон» почти достигло показателей 2024 – 1,7 млрд тенге.
Прибыль компания получает в том числе за счёт государственных контрактов, которые исчисляются десятками и сотнями миллионов тенге. В 2025 году ТОО заключило несколько основных договоров и дополнительных соглашений с акиматом ВКО. Они касались срединных ремонтов автодорог (KF-29 «Карасу – «М-38 Омск-Майкапчагай» км 0-12, «KFKK-104 Улкенбокен-Кокжайык-Улгулималши» км 43-54″, KF-21 «Октябрьская переправа-АлтайкаНово-Хайрузовка» км 10-25) и строительства домов. Заказчиком выступили Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог и Управление строительства, архитектуры и градостроительства.
О строительстве трёх воздушных гаваней в курортных зонах Зайсан, Катон-Карагай и Кендерли впервые сообщил президент Касым-Жомарт Токаев в январе 2025 года. Ранее в Министерстве транспорта рассказали, где именно появятся новые аэропорты.
Пока стоимость каждого объекта неизвестна, но общая составит около 117,7 млрд тенге. Закончить со строительством планируют до конца 2026 года. Все три аэропорта построят на деньги РГП «КазАэроНавигация», после чего их передадут акиматам.
Читать также: