К концу подходит 2025 год, а вместо передачи нескольких аэропортов Казахстана в доверительное управление, мы наоборот их возвращаем в лоно госуправления. Редакция CMN.KZ выяснила, как обстоят дела с вьетнамской компанией SOVICO Group и поиском локации для базы самолётов бывшего Qazaq Air
Ранее мы уже рассказывали, что сразу две воздушные гавани рассматривали для передачи в доверительное управление. В качестве вариантов казахстанское правительство предложило SOVICO Group кызылординский аэропорт «Қорқыт-Ата» и туркестанский «Хазрет Султан».
В обоих случаях соглашения между владельцами воздушных гаваней и крупнейшим диверсифицированным конгломератом Вьетнама подписали в один день – 9 сентября 2024 года.
SOVICO Group отказался от аэропорта Туркестана и приостановил соглашение с Кызылордой
Несмотря на то, что многие считали, что вьетнамские топ-менеджеры отдадут предпочтение именно Туркестанскому аэропорту, Sovico Group отказался от этой идеи. О чём уведомил акимат региона.
Согласно ответу, который предоставили CMN.KZ, холдинг «намерен сосредоточить свои усилия на развитии авиакомпании Qazaq Air» и, соответственно, отказался от участия в проекте по управлению аэропортом. Поэтому-то процесс передачи аэропорта вьетнамцам прекратили.
«В аэропорту для авиакомпании Qazaq Air (Новое название VietJet Air – Прим. ред.) предоставляются услуги наземного обслуживания в соответствии со стандартным договором. Долгосрочное базирование воздушных судов в настоящее время не осуществляется», – рассказали в Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кызылординской области в ответ на запрос редакции.
Однако сейчас для воздушной гавани «Хазрет Султан» ищут других потенциальных инвесторов.
«В целях дальнейшего развития Международного аэропорта «Туркестан» планируется передача объекта в доверительное управление инвестору сроком на 10 лет без права выкупа, в соответствии с действующим законодательством. Перед иностранной управляющей компанией потребуют повышение доходности аэропорта, рост пассажиропотока и грузооборота, модернизацию инфраструктуры, развитие туристического потенциала региона, а также обеспечение выхода аэропорта на устойчивую прибыль в течение трёх лет».
При этом продажу воздушной гавани не планируют. Что же касается объёма инвестиций, то их размер будет известен уже после выбора инвестора.
Похожая ситуация произошла и с модернизированным аэропортом «Қорқыт Ата». В акимате Кызылординской области редакции CMN.KZ в ответ на запрос сообщили, что переговоры приостановили.
«В данное время, передача аэропорта сторонней организации не планируется. Объект продолжает работу в рамках существующей структуры управления», – уточнили в Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кызылординской области.
По всей видимости в Sovico Group решили, что им важнее сейчас выполнить условия по покупке авиакомпании, чем искать воздушный «хаб». Возможно, позже они вернутся к этому вопросу.
Напомним, 1 ноября 2025 года стало известно, что арабский Terminals Holding решил прекратить управление воздушной гаванью Астаны. Причины столь резких изменений не раскрыли. И это при том, что ещё 16 июля 2025 года стороны подписали соглашение на 25 лет. Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.

