Выбор базового аэропорта для VietJet Air в Казахстане – это не просто выбор между Туркестаном с его развитой инфраструктурой и политической поддержкой или Кызылордой с уже начавшимися переговорами и прозрачной дорожной картой. Этот шаг определит будущее казахстанско-вьетнамского партнёрства и направления инвестиций. За проектом стоит один из крупнейших частных конгломератов Вьетнама – Sovico Group. Ситуацию проанализировали в редакции CMN.KZ

Что известно о Sovico Group

Sovico Group – один из крупнейших частных конгломератов Вьетнама, владеющий авиакомпанией VietJet Air и активами в энергетике, финансах и недвижимости. В декабре 2024 года холдинг приобрёл контрольный пакет акций Qazaq Air, начав процесс интеграции и ребрендинга под маркой VietJet Air.

Фото akorda.kz

О серьёзности намерений инвестора говорит и встреча президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева с председателем правления Sovico Group Нгуен Тхань Хунгом, состоявшаяся 23 мая 2024 года в Сингапуре. Помимо приобретения Qazaq Air, стороны обсудили возможность передачи нескольких казахстанских аэропортов под управление вьетнамского холдинга, а также вложения в логистические комплексы. Инвестор планировал в течение пяти лет поставить в Казахстан не менее 20 самолётов Boeing 737-Max8 и Airbus A320/321.

Сделка стала частью более широкой инициативы по укреплению стратегического партнёрства между Казахстаном и Вьетнамом.

Фото akorda.kz

Ранее генеральный секретарь ЦК Компартии Вьетнама То Лам заявил, что Казахстан станет первым стратегическим партнёром Вьетнама в Центральной Азии. А в мае 2025 года во время визита в Астану его наградили орденом «Достық» I степени.

Первый выбор: Кызылординский аэропорт «Қорқыт Ата»

Уже в сентябре 2024 года представители Sovico Group подписали с акиматом Кызылординской области меморандум о сотрудничестве, выразив интерес к передаче аэропорта «Қорқыт Ата» в доверительное управление. Документ охватывает развитие авиационной инфраструктуры, грузовых перевозок, туристических объектов и создание логистического центра.

Международный аэропорт Кызылорды «Коркыт Ата». Фото gov.kz
Международный аэропорт Кызылорды «Коркыт Ата». Фото gov.kz
Международный аэропорт Кызылорды «Коркыт Ата». Фото gov.kz

Дополнительные детали относительно меморандума и хода переговоров предоставили в Управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Кызылординской области. В официальном ответе на запрос CMN.KZ там подчеркнули, что документ пока не предполагает обязательств и представляет собой основу для обсуждения условий будущего сотрудничества:

«9 сентября 2024 года в Астане подписан Меморандум о сотрудничестве между акиматом Кызылординской области и холдингом SOVICO Group, в котором стороны выразили желание рассмотреть возможность передачи в доверительное управление аэропорта «Қорқыт Ата». Соглашение также предусматривает сотрудничество в области развития авиационной инфраструктуры, грузоперевозок, строительства торгово-логистического центра и объектов туризма».

Важно понимать, что меморандум – это не обязательство и не контракт, а лишь документ о намерениях сторон. Он фиксирует факт начала переговоров и обозначает вектор обсуждения, но не гарантирует реализацию обозначенных в нём пунктов.

Альтернатива: Туркестанский «VIP-аэропорт»

О возможности участия Вьетнама в управлении аэропортом Туркестана впервые заговорили в январе 2024 года. Тогда глава Sovico Group Фам Нгок Сау встретился с первым заместителем акима области Зулпыхаром Жолдасовым. Встреча была приурочена к завершению пост-инвестиционного периода по контракту государственно-частного партнерства c Турцией, и стороны обсудили модернизацию инфраструктуры и развитие туризма.

Международный аэропорт «Хазрет Султан». Фото hsairport.kz
Интерьер аэропорта «Хазрет Султан». Фото Дамиры Аугамбаевой
Интерьер аэропорта «Хазрет Султан». Фото Дамиры Аугамбаевой

Международный аэропорт «Хазрет Султан» был открыт в сентябре 2020 года и стал одним из знаковых проектов региона. Современный комплекс с дизайнерским оформлением терминалов, развитой инфраструктурой и высокой пропускной способностью позиционируется как ключевой транспортный узел на юге Казахстана и основной воздушный «хаб» для туристов, посещающих культурную столицу страны.

2 июня 2025 года интерес к Туркестану подтвердил и вице-премьер Серик Жумангарин. По его словам, инвестор рассматривал также аэропорт в Актобе, но приоритетным всё же стал Туркестан. Инвестор не нацелен на покупку – его интересует управление и создание базового узла.

«Если у тебя есть авиакомпания, тебе нужен базовый аэропорт», – отметил Жумангарин».

Туркестан или Кызылорда: что говорит аналитика

Сравнение самых понятных технических характеристик Туркестанского и Кызылординского аэропортов показывает что Туркестан гораздо привлекательнее для основы бизнеса:

  • Пропускная способность до 3 млн пассажиров в год против 2 млн у «Қорқыт Ата»;
  • Площадь международного терминала – 10,5 тыс. м² против 7,5 тыс. м²;
  • Длина взлётно-посадочной полосы – 3 300 м (против 2 702 м), что позволяет принимать тяжёлые самолёты;
  • Масштабная территория 900 гектаров и статус культурной столицы Казахстана.

Туркестан – это современный международный терминал, центр культурного туризма, а главное – политически поддерживаемый проект. Вместе с тем Кызылорда предлагает первичную договорную базу, географическое расположение и потенциал для совместного развития с инвестором. Опираясь на подписанный меморандум и официальный ответ областного управления пассажирского транспорта, можно говорить о более формальной и понятной «дорожной карте» сотрудничества.

Возможно, всё намного масштабнее

Интерес Sovico Group к Казахстану, вероятно, выходит далеко за рамки авиации. Холдинг может стать мостом для других вьетнамских компаний, развивая туризм, логистику и даже игорный бизнес. Туркестан, как культурная столица с готовой инфраструктурой, логичная точка входа для такого сценария.

Таким образом, выбор базового аэропорта для VietJet Air – это не только логистическое решение, но и политико-экономический сигнал, отражающий приоритеты инвестора и казахстанских властей. Сейчас Туркестан лидирует по инфраструктуре и имиджу, в то время как Кызылорда выигрывает за счёт инициативы и скорости переговоров. Окончательное решение ожидается уже в ближайшие месяцы.

Редакция CMN.KZ и дальше будет следить за ходом событий, связанных со стратегическими объектами.

Читайте также:

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version