Казахстанцы и иностранные туристы продолжают жаловаться на состояние дорог. Корреспондент CMN.KZ разбирался с экспертами в извечном вопросе: почему ситуация оставляет желать лучшего? Как граждане могут бороться с разбитыми дорогами – читайте в нашем материале

Начнём по порядку. Обсуждаемая тема затрагивает не только безопасность и комфорт населения, но и его финансовые интересы. Состояние дорог по как минимум этим же причинам важно и для самого государства. К примеру, в некоторых странах их строят так, чтобы обойтись без ремонта до полувека. А вот у нас срок службы покрытия по документам должен составлять 5-10 лет. В реальности же и эти годы не всегда успевают миновать без необходимости среднего или капитального ремонта. Но при этом в правительстве стремятся сделать из страны крупный транспортно-логистический хаб.

Возведение развязки в Алматы. Фото: Александр Смолин

Ремонт дорог и их обслуживание производят за счёт бюджета, пополняемым средствами налогоплательщиков. То есть, это деньги непосредственно граждан страны, которые как никто другой должны быть заинтересованы в том, чтобы их использовали по назначению и максимально эффективно.

Напомним, в конце октября в Антикоре вновь подняли волнующую многих граждан проблему. По мнению компетентной структуры, в прокладке некачественного дорожного полотна виноваты коррумпированные чиновники и подрядчики. Это связано, помимо прочего, с завышением смет, слабым контролем, недостатком цифровизации. Ещё оказалось, что в течение последних 3,5 лет по стране украли около девяти миллиардов тенге, выделенных на развитие в отрасли. А за пять лет на дороги в Казахстане в целом потратили шесть триллионов тенге.

Председателя агентства по противодействию коррупции Асхат Жумагали и министр транспорта Марат Карабаев на совещании по системным рискам в сфере автодорог. Фото: пресс-служба Антикора

Дороги, мои дороги

Общая протяженность автодорог в стране – 95 тыс. км. Из них 25 тыс. приходятся на республиканские трассы. Состояние дорог, соответствующим СНиПам, по данным министра транспорта Марата Карабаева, составляет 92%. То есть, почти идеальные едва ли не все дороги в стране.

Дорога. Фото: freepik.com

Но вопреки словам главы министерства, глубокие ямы, трещины и неровности на дорогах не просто так долгие годы становятся предметом серьёзного беспокойства в обществе. Достаточно зайти в городские группы в соцсети Facebook. Об этом же, в том числе, свидетельствует количество жалоб, коих в 2023-2024 годах, по данным Антикора, зарегистрировали более 20 тысяч.

Скриншот Facebook

Ещё выясняется, что с начала 2024-го в ДТП погибли свыше 1300 человек, пострадали более 16 тысяч. Фактически, говорил президент Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана в 2024 году, на дорогах страны ежедневно погибают люди, иногда целыми семьями:

«Дорожная безопасность может быть обеспечена посредством улучшения дорожно-транспортной инфраструктуры и внедрения интеллектуальных систем. Это касается не только дорог местного значения, но и республиканских трасс», – отмечал глава государства.

Касым-Жомарт Токаев. Фото: пресс-служба Акорды

И в 2023 году он тоже обращал внимание на проблему:

«Качество автомобильных дорог не выдерживает критики. Несвоевременное и некачественное выполнение работ, высокий уровень коррупции, низкая конкуренция – это «родовые болезни» этой отрасли. Поэтому следует принять конкретные меры уже до конца года», – сказал Касым-Жомарт Токаев в послании народу Казахстана в 2023 году.

Вероятно, поэтому в 2024 году работами по ремонту и строительству дорог охватили 12 тыс. км. Из них восемь тыс. км – республиканские, а четыре тыс. км – местные. По словам министра транспорта, это рекордный показатель. И действительно, в среднем каждый год в Казахстане ремонтируют до пяти тысяч км дорог.

Читайте также: Смертельное ДТП, унесшее жизни семерых, прокомментировали в «КазАвтоЖол»

Ломать – не строить

Официальная статистика показывает, что в 95% случаев в ДТП виноваты водители. Об этом в МВД также заявили телеканалу Almaty.tv. А в поиске виновных, информационный портал «Казинформ» (входит в телерадиокомплекс президента – Прим. Ред) сослался на аналогичные средние показатели.

Но с другой стороны есть автолюбители, которые уверяют, в авариях виноваты не только они. С некоторыми возмущёнными водителями удалось поговорить нашему корреспонденту.

«Да, полотно ремонтируют кое-где, но цельного качества, чтобы с уверенностью сказать, что дорогам уделили должное внимание, не могу. Работая курьером, скажу, что каждый день вижу и вынужден ездить по ямам в городе», – уверяет житель Алматы Роман.

Фото: «КазАвтоЖол»

Междугородний водитель Ильяс Абилкадиров сетует, что только в этом году заметил, как ремонтируют трассы республиканского значения. Однако он сомневается, что новое полотно пройдет испытание временем. 

«Опыт вождения у меня более 20 лет. Сейчас курсирую по Кызылординской, Туркестанской, Жамбылской и Алматинской областях. Много где в стране невозможно было спокойно ехать на микроавтобусе. Радовался, когда прокладывали новую дорогу, латали дыры, пусть и долго. Но не проходит и двух лет, как на них вновь появляются пробоины. Несколько раз уже помогал на трассе с ремонтом автомобилистам, у самого подвеска «убитая» – жалко потраченных денег и налогов. Несколько раз едва не попадал в ДТП, объезжая очередную яму», – поделился он.

Вероятно так совпало, но редко где можно найти полностью удовлетворённого дорогами водителя или пешехода. Опрос в Telegram-канале CMN.KZ показал, что подавляющее большинство недовольны состоянием дорожного полотна. Чтобы вышеперечисленные утверждения не звучали голословно, мы обратились к экспертам.

Читайте также: В Алматы не докладывали асфальт, ремонтируя и строя дороги

Бюджет. Дорога в никуда?

Участник Общественного совета Западно-Казахстанской области Азамат Мусилов рассказывает, что ранее сам занимался строительством дорог. Но последние 13 лет он борется за соблюдение законов, ищет и выводит на чистую воду коррупционеров. Общественный активист привёл один из примеров, на его взгляд халатности, в том числе мешающей объективной оценке происходящих событий.

«В протоколе после ДТП пишут: «Водитель не справился с управлением». Но не говорят почему. По закону, собственник дороги обязан обеспечить беспрепятственное и безопасное движение. При этом в правилах дорожного движения говорится, что водитель должен остановиться перед препятствием ‒ ямой, выбоиной и прочим, но если этого не сделал, то виноват. Но закон выше правил! Меж тем в полиции обязаны следить за состоянием патрулируемой ими дороги, давать сигналы на соответствие. Но когда они отчётливо видят, что ДТП произошло из-за ухабов и неровностей, всё равно пишут, что водитель не справился с управлением. Это не что иное, как круговая порука», – для начала сказал Азамат Мусилов.

Азамат Мусилов. Фото из личного архива

Не понаслышке знакомый с ситуацией активист уверяет, проблема плохих дорог в РК имеет и конкретные имена. По его словам, чтобы проложить асфальт «без проблем для подрядчика» в ЗКО в 2013 году установили своеобразный «тариф». За 1,5 км дороги шириной шесть метров – поставщик был обязан предоставить заказчику трехкомнатную квартиру в Астане.

«В 2013 году компанию, которую я возглавлял, проверяли восемь раз при положенных трёх только потому, что мы отказывали в даче взятки. Поэтому для системы я стал плохишом. Сейчас, приходя в территориальный департамент Антикора, нам говорят: «А вы докажите, что деньги не законно освоили!». Зачем тогда народ содержит целую армию борцов с коррупцией? », – добавил Азамат Мусилов. 

Выбоина на тротуаре. Фото: CMN.KZ

Так ли всё плохо?

Главный редактор журнала «За рулем» Алексей Алексеев также прокомментировал ситуацию, обратив внимание на следующее:

«О проблемах в отрасли говорили, говорят и будут. Однако в действительности состояние дорог разное от города к городу. Например, в Алматы – неплохое. Правда, есть 400 км улиц вообще без асфальта. Но на мой взгляд, в городе улицы постоянно ремонтируют. По Усть-Каменогорску же невозможно ездить – там ужасные дороги. Ощущение, что их как положили в прошлом веке, так и не ремонтировали. Особенно во дворах можно встретить ямы, которые больше нигде не увидишь. В Кызылорде и Шымкенте неплохие дороги. В Уральске – от района к району зависит. В целом же между городами также разное состояние полотна. «Бетонки» ещё более-менее. Но проехал недавно трассу Западная Европа – Западный Китай и увидел, что около 200 км дороги нет вообще. Фуры еле ползут, легковушки пытаются объехать по обочине и встречной полосе. Это такой хаос! Хотя в РК ранее гордились этой трассой».

Алексей Алексеев. Фото: facebook.com/veterkz

Эксперт пояснил, что построили указанную трассу китайские специалисты на деньги их же страны. Многие оказались безмерно рады её идеальному функционированию. Но затем в 2018 году кто-то из казахстанских чиновников решил снять этот качественный асфальт и положить новый, отечественный, который даже с виду отличался.

«А трасса Алматы – Астана – вообще позор нашей системы. Её начали строить в 1995 году и до сих пор идут работы. Местами она хороша, но вымотала нервы каждому проезжающему по ней водителю. Атырау – Астрахань – дорога «убитая», говорят водители, поэтому я туда даже не суюсь. В целом стремления видим, но в Жезказгане, Актобе и по другим городам регионов много жалуются. Просто так говорить же не будут!?».

Трещины на велодорожке наблюдаются почти каждые 10 метров. Фото: CMN.KZ

Впрочем, Алексей Алексеев отметил и успехи в отрасли. Например, построенный между Таразом и Шымкентом тоннель, сокративший путь и повысивший безопасность. Или же самый длинный в стране мост, расположенный в ВКО. До его возведения люди зимой проезжали по льду и гибли, утопая в реке. А ещё трассу Алматы – Усть-Каменогорск, которая ранее в разных своих частях зияла дырами.

«Если будут защищать и говорить об обширности наших территорий, то тогда стоит сравнить с РФ, где ещё в 90-х серьёзно взялись за дороги и США, у которых с 20-х годов осознали значимость трасс, по которым везут грузы, приезжают туристы. В целом мне особо жаль то, что дороги у нас строят двухполосные, не разделяя потоки. Как закономерный результат, происходят самые тяжелые аварии: в лобовую сталкиваются машины и по 7-8 человек погибают. Если резюмировать, в стране по-прежнему нет первоклассной сети дорог. И, к сожалению, это продлится ещё очень долго», – заключил эксперт.

При этом он добавил, что существует действенный способ бороться с плохим состоянием и качеством дорог. Всё просто: не лениться, и писать в акиматы и депутатам. Кроме того, заявлять о проблеме через eGov и eOtinish. Ответственные специалисты будут обязаны отчитаться о принятых мерах. При этом обязательно нужно приложить фото или видео и геолокацию. А ещё Алексей Алексеев предлагает государству создать специальный чат. В нём неравнодушные граждане могли бы присылать виды проблемных мест. Тогда, по его мнению, было бы ещё больше толку в борьбе с произволом в отрасли.

Система пожирает?

Анализируя вышесказанное, любопытно другое: после заявлений главы всех борцов с коррупцией, а также водителей и экспертов, стоит ли ожидать массовых арестов? Как в этой отрасли в принципе предотвратить хищения?

С этими и другими вопросами мы также обратились к Азамату Мусилову. В том числе получили ответы и от руководства службы превенции Антикора. Почему же дорога не всегда получается идеальной:

«Представление о строительстве дорог в Казахстане устарело по сравнению с мировыми тенденциями. Вместе с тем некачественное покрытие быстро приходит в негодность – уже через год работы проводятся снова. Скажу почему: все выделенные деньги просто не доходят в полном объёме. Пытаюсь обратить внимание президента и акимов, что из выделенного на дороги триллиона можно смело убирать 45% – их никто не найдет, потому что они уже осели в карманах.

Говоря о схемах, они довольно изощрены. Сейчас исследую кейс по ЗКО с дорогой областного значения. Государство только на этом примере потеряло более сотни миллионов. Суть в том, что на одну и ту же работу подрядили два ТОО. Как на тендере это пропустили? На мой взгляд, за это также ответственны руководители управлений автодорог и акимы, благоволящие такому положению дел», – сказал Азамат Мусилов.

Ремонт дороги. Фото: Canva

Как с этим бороться? Эксперт предложил следующий вариант:

«К примеру, зашёл подрядчик и объективно не справился (в том числе потому, что граждане обратили внимание – Прим. Ред). Его признают недобросовестным. Сейчас его не наказывают должным образом. Более того, у него есть ТОО– «спутники», которыми руководят родственники или другие приближённые. Им и переходят проекты и ничего в целом не меняется. Предлагаю: помимо самих руководителей и заместителей наказывать блокировкой счетов всех членов семьи. Таким же образом поступать с субподрядчиками и поставщиками материалов. Арестовывать всё имущество, базы с техникой. И пока одних недобросовестных лишают источника доходов, другие уже задумается, а стоит ли вступать в этот коррупционный конкурс».

При этом общественный активист указывает, что другой причиной некачественных дорог считается ненадлежащая работа технадзора.

Что по этому поводу говорят в Антикоре?

Несмотря на прямолинейные вопросы, внимание борцы с коррупцией обратили на другое. За подписью руководителя службы превенции Антикора Данияра Магауина в ответе на запрос говорится следующее:  

«В отрасли действует шестиступенчатая система контроля, включающая заказчика, подрядчика, авторский и технический надзор, а также государственный архитектурно-строительный контроль и Национальный центр качества дорожных активов (НЦКДА). Последний должен выполнять ключевую роль в экспертизе качества дорог и строительных материалов, но законодательством не предусмотрено обязательное проведение экспертизы по всем дорожным проектам. При этом заключения центра носят лишь рекомендательный характер. Технадзор также не охватывает все виды дорожных работ, он необязателен при среднем и текущем ремонте. Количество экспертов на объекте определяет не заказчик, а инжиниринговая организация. На практике это приводят к контролю одним инженером сразу несколько объектов», – говорится в сообщении.

Кладут асфальт. Фото: акимат Алматы

По предоставленной информации, 76 инженеров технадзора одновременно отвечают за 328 объектов (В среднем получается, один специалист курирует четыре участка – Прим. Ред). По мнению Антикора, такое положение дел и создаёт риск формального контроля над объектами.

«Усугубляет имеющуюся проблему недостаточная цифровизация. За последние 10 лет на развитие информационных систем потратили 16 млрд бюджетных денег. Заказчики – Комитет автомобильных дорог, Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ), НЦКДА, АО «НК «КазАвтоЖол». Однако до сих пор не разработана Цифровая карта дорог. В целом по результатам внешнего анализа разработали ряд рекомендаций по устранению коррупционных рисков в этой сфере», – говорится в ответе.

Какие конкретно меры предложили борцы с коррупцией:

  • пересмотреть функционал экспертизы проектов и института технического надзора;
  • переориентировать КаздорНИИ на разработку востребованных инновационных технологий, научно-техническое сопровождение крупных дорожных проектов;
  • усилить полномочия НЦКДА;
  • создать цифровую карту дорог.

Поможет ли перечисленное, покажет лишь время. А кто понесёт наказание, узнаем по сводкам после приговоров судов.

Прокладка дороги. Фото: Акимат Алматы

В завершение также отметим, что в 2018 году жителей аула имени Мукана Толебаева Сарканского района Алматинской области, которые своими силами отремонтировали участок дороги в 35 км, хотели оштрафовать за самоуправление. Чем закончилась история, до конца неясно. Но похожий случай в регионе произошёл и в 2023 году. Тогда 67-летняя жительница села Карабулак решила расширить небольшой участок дороги возле своего дома. И вот тут местные власти выписали пенсионерке штраф за самоуправство почти на 70 тысяч тенге.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version