В Антикоре выявили системные коррупционные риски на всех этапах строительства и ремонта дорог, передаёт CMN.KZ со ссылкой на пресс-службу ведомства
За последние пять лет на дорожную отрасль затрачено более 6 трлн тенге, но состояние дорожной сети вызывает нарекания со стороны населения, отметили в Антикоре.
За 2023-2024 годы в госорганы поступили более 20 тысяч жалоб граждан на низкое качество автомобильных дорог. Общественность это связывает с коррупцией.
«Только с начала текущего года зарегистрировано 24 уголовных дела в этой отрасли. Внешний анализ показал наличие системных коррупционных рисков на всех этапах строительства и ремонта дорог, начиная с планирования, заканчивая контролем и содержанием»,— уточнили в ведомстве.
Так, уже на первоначальном этапе неправильно определяются проблемные участки, ремонтируются дороги, на которых недавно проводились работы. При проектировании смету искусственно завышают за счёт излишних объёмов работ и материалов.
Кроме того, контракты нередко заключаются с подрядчиками без опыта и ресурсов, с одного источника или в условиях картельного сговора. Привлечение субподрядных организаций никто не контролирует.
Показала свою недостаточность и многоступенчатая система контроля.
«Заключения Национального центра качества дорожных активов о выявленных дефектах необязательны для исполнения, а технадзор выполняет свои функции формально. Не в полной мере используется потенциал Казахстанского дорожного научно-исследовательского института для развития отрасли. Вместо проведения прикладных научных исследований и внедрения инноваций институт занимается разработкой нормативной документации», — добавили в Антикоре.
Отсутствие контроля за внедрением новых технологий, недостаток квалифицированных кадров и сложная нормативно-правовая база также влияют на качество автодорог.
Усугубляет проблему недостаточная цифровизация, считают в антикоррупционной службе. За последние 10 лет на развитие информсистем потрачено 16 млрд бюджетных средств. Однако до сих пор не разработана Цифровая карта дорог.
В этой связи в Агентстве подготовили свыше 90 рекомендаций по устранению коррупционных рисков в этой сфере.
«Предложили меры по пересмотру функционала экспертизы проектов и института технического надзора, переориентированию КаздорНИИ на разработку востребованных инновационных технологий, научно-техническому сопровождению крупных дорожных проектов, усилению полномочий Национального центра качества дорожных активов, а также созданию цифровой карты дорог», — отметили в Антикоре, добавив, что некоторые рекомендации уже апробируются.
Например, в Атырауской области планируется прослеживать выделенные денежные средства через проект «Цифровой тенге» при среднем ремонте одной из автодорог.