Строительство четвёртого НПЗ в Казахстане, похоже, что вычеркнуто из повестки. Власти поменяли свою стратегию: теперь ставка делается на тридцать мини заводов. Им пообещали «дешёвые» кредиты под 12%, нормальное сырьё и почти половину внутреннего рынка. Цель как всегда простая и амбициозная: полностью удовлетворить внутренний спрос на бензин, дизель и авиакеросин
Аналитики между тем не скрывают своего скепсиса: планы выглядят откровенно нереалистичными. Проект может обернуться дорогостоящим удовольствием, особенно на фоне дефицита нефти, нелиберальных цен на бензин и перманентной девальвации.
По просьбе CMN.KZ эксперты прокомментировали инициативу Минэнерго сделать ставку на 30 мини-нефтеперерабатывающих заводов.
Когда ставка на тридцать мини-НПЗ
Минэнерго намерено внести изменения в закон «О госрегулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов», чтобы заставить малые НПЗ прекратить гнать «жирную» фракцию и перейти к выпуску действительно качественных и востребованных нефтепродуктов. Отметим, что в профессиональной среде термин «жирный» почти не употребляется – нафту и мазут, которые производят местные мини-НПЗ, специалисты называют «тяжёлыми» или «масляными» фракциями.
Мини-НПЗ обязаны с начала 2029 года закрывать не меньше 45% внутреннего спроса на топливо, то есть времени на раскачку у них не много. По словам вице-премьера Каната Бозумбаева, государство через холдинг «Байтерек» выделит им кредиты под 12% годовых. Этого, как вероятно считают в правительстве, вполне хватит, чтобы за три года 30 заводов провели капитальный ремонт, обновили технику и наконец начали выдавать топливо нормального качества.

«Планы нереалистичные. Это очевидно. Выглядят больше популистскими, – так прокомментировал инициативу Минэнерго эксперт в нефтегазовой отрасли Аскар Исмаилов. – Я пока вижу, что мера с принуждением мини-НПЗ к модернизации – это попытка залатать дефицит сырья на крупных заводах. Но модернизация занимает в лучшем случае пять лет. Быстро эта проблема не решается».
По его словам, даже после обновления мини-НПЗ не смогут выпускать продукты уровня К-4 (такой стандарт, принятый в странах Таможенного союза, эквивалентен нормам Евро-4, – Прим. ред.). Во-первых, это уровень крупных комплексов с глубокой переработкой, а большинство мелких заводов работают на сырье с разведочных месторождений, где требования к качеству изначально низкие. А во-вторых, дефицит нефти – проблема системная, актуальная даже для трёх крупных НПЗ. В Казахстане банально не хватает сырья, особенно это ощущается на ПКОП: в Кызылординской области добыча рухнула втрое. То есть откуда возьмётся хорошее сырьё для мелких заводов – вопрос пока остаётся открытым.
«Объявленные кредиты под 12% – это иллюзия поддержки. Это не дешёвые деньги, а реальная нагрузка. Сколько придётся платить в итоге, станет ясно только после оформления займов. Бизнес вряд ли пойдёт на такие условия. Но даже, если гипотетически представить, что все мини-НПЗ модернизируются, они всё равно не смогут покрыть 45% внутреннего рынка. Потому что потребление Казахстана порядка 18 млн тонн нефтепродуктов ежегодно», – отметил эксперт.

Как выпускать больше бензина
В 2024 году Казахстан выкачал из недр 87,7 млн тонн нефти, из которых 69,6 млн ушло за границу, а 17,9 млн переработали внутри страны. На 2025 год планку подняли выше – нужно добыть 96,2 млн тонн и отправить на экспорт 70,5 млн.
При этом наша страна не раз нарушала взятые на себя обязательства в рамках ОПЕК+, производя нефти больше установленного для неё лимита. К примеру, в июле, по данным ежемесячного отчёта ОПЕК, при квоте в 1,514 млн баррелей в сутки добыча достигла 1,827 млн.
Кстати, недавно восемь стран, входящих в ОПЕК+, приняли решение в декабре повысить предельный уровень добычи нефти на 137 тысяч баррелей в сутки по сравнению с ноябрём 2025 года. Казахстан увеличит добычу на семь тысяч баррелей в сутки до 1,569 млн. Но эти же восемь стран, включая и наше государство, из-за сезонных колебаний, решили временно приостановить рост добычи нефти в январе-марте 2026 года.
В общем, тема нефти, добычи и переработки в Казахстане одна из важных и насущных. Если, при росте добычи и экспорта, страна не сможет обеспечить внутренние потребности, население этого точно не поймёт.

«Как эксперт и бывший работник системы министерства, я понимаю желание Министерства энергетики сократить внутренний дефицит за счёт, в том числе, модернизации мини-НПЗ. Однако, на мой взгляд, этих мер будет недостаточно. Сейчас, исключая нафту и мазут, в стране перерабатывается 18 млн тонн нефти в год. Этот объём обеспечивают три крупных НПЗ и сектор мини заводов. Совокупно производится примерно 14,5 млн тонн нефтепродуктов», – прокомментировал ситуацию экс-советник Минэнергетики и эксперт нефтегазовой отрасли Олжас Байдильдинов.
В Минэнерго посчитали, что в стране более 30 нефтеперерабатывающих заводов малой мощности, которые (по заявленной документации) обладают потенциалом переработки 4,5 млн тонн нефти в год. Однако продукция, которую они выпускают, это «полуфабрикат», не соответствующий требованиям стандартов и технических регламентов.
До того, как сделать ставку на мини заводы, рассматривался вариант с Шымкентским НПЗ, в пользу которого был весомый аргумент – развитая инфраструктура для обеспечения поставки нефти.
«Вряд ли Китайская национальная нефтегазовая корпорация CNPC будет расширять Шымкентский НПЗ. Здесь вообще очень много открытых вопросов», – считает Олжас Байдильдинов.
А вопрос строительства четвёртого НПЗ, похоже уже окончательно отложили в долгий ящик, утопив его в бесконечных согласованиях и бумажной волоките.
«По четвёртому НПЗ пока одни только заявления. Конкретных шагов ещё нет», – так предельно кратко высказался на эту тему Аскар Исмаилов.

Напомним, в Казахстане уже 30 лет обсуждают строительство четвёртого НПЗ, но решения нет. Сроки перенесли минимум до 2030 года. Ранее бывший глава Минэнерго Алмасадам Саткалиев заявлял, что до 2030 года потребности в новом НПЗ нет, а решение о строительстве примут после технико-экономических исследований.
Согласно ответу премьер-министра Олжаса Бектенова депутату Суиндику Алдашеву, с 2028 по 2030 годы планируется подготовить технико-экономическое обоснование, в 2030-2032 годах должны сделать проектную документацию, а с 2032 по 2040 годы построить четвёртый нефтеперерабатывающий завод мощностью 10 млн тонн в год.
Сколько бензина мы импортируем
«Примерно полтора миллиона тонн топлива (бензин, дизель, авиакеросин, битум) мы импортируем из России по индикативному плану. Это делается в рамках ЕАЭС, поэтому без пошлины, и в этом плюс нашего нахождения в союзе. В ближайшие годы, как минимум до 2030 года, если не расширится Шымкентский НПЗ, а я в этом сомневаюсь, придётся и далее прибегать к импорту», – рассказал Байдильдинов.
И мини-НПЗ, по его мнению, вряд ли смогут производить топливо высокого качества, потому что нефть, которая к ним заходит, выражаясь простым языком, грязная.
«Мини НПЗ перерабатывают некондиционную нефть с разведочных блоков и небольших месторождений. И вряд ли, даже после модернизации, смогут производить топливо такого качества. Вероятнее всего, это будут базовый 92-й бензин, но и тоже непонятно какого качества», – объяснил эксперт.
Хотя один пример, когда маленький завод модернизировали и он стал выпускать неплохую продукцию в истории казахстанской нефтепереработки есть. Это была непростая история и могла закончиться совсем печально.
«В Западно-Казахстанской области работал мини завод «Конденсат» и производил топливо хорошего качества. В его модернизацию вложили порядка 200 млн долларов. Мощность завода составляет 500 тысяч тонн в год. Но он оставался недозагруженным, из-за нехватки свободных объёмов нефти. Работал примерно на 5-10 % от своей мощности. Практически в предбанкротном состоянии его купила российская компания. Сейчас они поставляют свою нефть на этот мини-НПЗ и им разрешили её экспортировать, потому что при наших внутренних ценах и экономике здесь никакой выгоды нет», – рассказал Олжас Байдильдинов.
По оценкам Байдильдинова, на модернизацию мелким заводам нужно будет потратить как минимум от 30 млн до 50 млн долларов и даже больше. И вряд ли мини-НПЗ обладают такими ресурсами. И вряд ли им дадут такие деньги.
«И опять-таки большой вопрос, будут ли эти деньги действительно потрачены на модернизацию, или кто-то их разворует и потом опять будут громкие коррупционные расследования, – высказался Байдельдинов. – Но главная проблема – это загрузка нефтью».

Чтобы мини-НПЗ могли перейти к модернизации, необходимы два условия:
- достаточная загрузка нефтью, чего в Казахстане не хватает;
- внутренние цены на топливо, стимулирующие модернизацию.
«Если бы, например, цена на бензин марки 92 составляла минимум 60 центов, сектор сам бы модернизировался и производил более маржинальные продукты, – уверен эксперт. – А пока есть госрегулирование, пока заморозили цены и пока этот рынок не либерализован, всерьёз рассчитывать на модернизацию мини НПЗ не приходится, даже если правительство сможет гарантировать мини НПЗ загрузку нужным объёмом нефти. Поэтому подчеркну, я понимаю действия Министерства энергетики, но думаю, что они не принесут нужного результата».
По его расчётам, реальная рыночная цена бензина марки 92 должна составлять около 60 центов за литр. Если правительство установит такие цены и позволит им формироваться на свободном рынке, мини-НПЗ сами проведут необходимую модернизацию.
Читайте также:

