Вот уже несколько лет группа Orbis Kazakhstan управляет глубоко убыточным объектом. О том, зачем бизнесмены вложились в него, CMN.KZ рассказал один из представителей акционеров

В 2022 году аэропорт города Петропавловска после нескольких неудачных тендеров наконец-то удалось пристроить. В том году самая северная воздушная гавань была передана из рук государства в доверительное управление компании ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар».

Сначала аэропорт хотели продать. На торги его выставляли трижды, но желающих купить не находилось. Воздушная гавань Северного Казахстана давно находилась в упадке, и, видимо, не привлекала бизнесменов. А потом появилось ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар». Его создали почти за год до самих торгов – 27 июня 2021 года. Ему и был отдан в доверительное управление аэропорт.

Учредители в ТОО менялись несколько раз – и каждый раз это были люди, связанные с группой Orbis Kazakhstan. Её владельцы – братья Фаррух и Сухраб Махмудовы, занимающие 27 место в списке Forbes Kazakhstan в 2025 году. Мы обратились в компанию, чтобы узнать подробности сделки. В Orbis Kazakhstan не стали отрицать связь с аэропортом. А представитель акционеров Евгений Тюрморезов дал подробные объяснения.

Евгений Алексеевич, как Orbis Kazakhstan оказалась причастной к управлению аэропортом?

– В 2021 году администрация Северо-Казахстанской области обратилась к бизнес-сообществу с просьбой поддержать деятельность аэропорта. Сегодня в составе группы Orbis действует более 150 компаний, которые представлены практически в каждом казахстанском крупном городе. В том числе, мы активно работаем в СКО, и от нормальной работы аэропорта наш бизнес в регионе зависит тоже. Поэтому руководство группы Orbis посчитало, что мы могли бы взять в управление аэропорт, и приняли решение поддержать его в качестве социального проекта. Для этого через доверенных лиц и было создано ТОО «Международный аэропорт Кызыл-Жар».

Евгений Тюрморезов / Фото предоставлено Orbis Kazakhstan

В момент обращения к нам администрации СКО в 2021 году аэропорт уже на протяжении полугода был лишен сертификата лётной годности из-за наличия критического количества (около 200) не устранённых предыдущим эксплуатантом аэропорта замечаний. То есть, воздушная гавань фактически не работала. Ещё на тот момент у аэропорта были большие задолженности перед коммунальными и прочими предприятиями области, в том числе, долги перед коллективом по зарплате более чем за полгода.

Документы для объявления тендера на передачу аэропорта в доверительное управление на тот момент не были готовы, однако, несмотря на это, мы приняли решение начать управлять аэропортом и инвестировать средства в восстановление его работы немедленно, понимая, какое важное значение для региона имеет его работа. В июле 2022 года тендер состоялся лишь с третьей попытки, так как желающих получить аэропорт в доверительное управление, кроме нашей группы, не нашлось. И за нами закрепили право на доверительное управление.

На сколько лет рассчитан договор на управление аэропортом?

– На пять лет с правом последующего выкупа. Это согласно пункту 1 условий тендера о передаче в доверительное управление. Я вам процитирую: «Срок доверительного управления 5 лет с правом последующего выкупа». В документах также сказано, что доверительный управляющий, то есть мы, должны сохранить профиль деятельности аэропорта в течение 10 лет с даты заключения договора (срок 10 лет – типовой для подобных документов).

И какой у вас план на пять лет, отведённые вам?

– Аэропорт — это не просто место для прибытия и отправления пассажиров, а сложный инфраструктурный комплекс. Он включает в себя систему служб, отвечающих за его бесперебойную работу. Это требует регулярных закупок и обслуживания оборудования, обеспечения необходимыми материалами, а также постоянного обучения персонала. Всё это необходимо для соответствия требованиям уполномоченных органов и других государственных инстанций.

Аэропорт Петропавловск / Фото предоставлено Orbis Kazakhstan

Планы с самого начала были просты: восстановить после остановки работу всех служб аэропорта, чтобы устранить замечания Авиационной администрацией Казахстана (ААК РК) и получить сертификат лётной годности. Чтобы привести работу аэропорта в соответствие с действующими требованиями, мы регулярно стали закупать антигололёдные реагенты и противообледенительную жидкость для обработки воздушных судов в сложных метеоусловиях. Также проводим ремонт и арендуем спецтехнику для очистки взлётно-посадочной полосы, рулёжной дорожки и стоянок самолетов от снега и льда в зимний период.

Ещё отремонтировали и наладили светосигнальное оборудование, которое необходимо для взлёта и посадки самолётов. Купили оборудование и материалы для текущего ремонта взлётной полосы, рулёжной дорожки и стоянок, специальную пену для заправки пожарных машин и другие материалы, нужные для функционирования служб аэропорта.

В 2024 году мы закончили реконструкцию склада авиа-ГСМ – это позволило аэропорту получить разрешение на заправку самолётов. Теперь мы можем принимать транзитные международные рейсы на дозаправку.

Аэропорт Петропавловск / Фото предоставлено Orbis Kazakhstan

Также пришлось потратиться на восстановление инфраструктуры аэропорта: ремонт зданий терминала и аварийно-спасательной станции; ремонт системы отопления; приобретение отопительных котлов и угля. Еще мы отремонтировали системы водоснабжения и канализации аэропорта. Также на постоянной основе выделяем средства для обучения сотрудников служб аэропорта.

Сегодня наша основная задача – организация стабильной и бесперебойной жизнедеятельности аэропорта, чтобы регулярные полёты не прерывались.

Сколько компания уже вложила в аэропорт и ещё вложит?

– В целом инвестиции в аэропорт с 2022 по 2024 годы составили 1 млрд 281 млн тенге. Из них 846 млн тенге – это гарантийный взнос, и 435 млн тенге направили на содержание аэропорта.

Проект инвестиций в размере 1,2 млрд тенге был рассчитан на весь срок действия договора о доверительном управлении, то есть на пять лет. Но группа уже потратила больше.

Дальнейший план инвестиций будет зависеть от потребностей аэропорта в развитии, где определяющими являются такие внешние факторы, как желание авиаперевозчиков, а также пассажиров посещать регион. При увеличении количества рейсов, возможно, последует и модернизация структур и объектов аэропорта.

Аэропорт Петропавловск / Фото предоставлено Orbis Kazakhstan

Почему компания решила взяться за управление аэропортом, который находится в таком плачевном состоянии? Почему решили взять именно этот аэропорт, а не какой-либо другой в более хорошем состоянии?

– Как я уже сказал, группа активно работает в Северном Казахстане, и от стабильной работы аэропорта зависит наш бизнес в регионе. При заключении сделки мы не ставили себе задачу заработать.

Почему аэропорт был приобретён не напрямую, а через доверенных лиц?

– Средства на выкуп права на доверительное управление аэропорта выделила группа компаний Orbis Kazakhstan.

Мы понимали, что этот проект заведомо убыточный, и пока может функционировать только за счет дотаций. Присоединение убыточного проекта к структуре Orbis могло бы негативно повлиять на финансовые показатели всей группы, поэтому решили не присоединять проект к структуре группы, а совершить сделки через доверенных лиц.

Планируете ли выкупить аэропорт?

– Этот вопрос остается открытым. Для нас аэропорт не является коммерческим проектом. Пока наша цель – восстановить нормальную жизнедеятельность этого стратегического объекта и обеспечить его бесперебойную работу в будущем.

Аэропорт Петропавловск / Фото предоставлено Orbis Kazakhstan

Почему не было широкого освещения в медиа того факта, что Orbis Kazakhstan взяла под управление аэропорт Петропавловска?

– Знаете, не все проекты группы получают широкое освещение.

Вы планируете строить новое здание аэропорта?

– Действующий терминал вполне справляется с текущим пассажиропотоком, поэтому пока строительство нового здания мы не планируем. В последствии, если пассажиропоток будет расти, то строительство нового здания терминала, возможно, понадобиться.

Планируете ремонтировать взлётно-посадочную полосу?

– ИВПП (искусственная взлётно-посадочная полоса) аэропорта прошла капитальную реконструкцию в 2016-2018 годах. Сейчас она в хорошем состоянии. Её длина 2852 м, и её характеристики позволяют принимать большинство типов воздушных судов, кроме таких габаритных и тяжёлых как Boeing 747 и Airbus A380 – им нужна длина ИВПП не менее 3300 м и более прочный коэффициент грузоподъёмности покрытия, чем у нас. 

Какие рейсы сегодня принимает аэропорт?

– Сегодня аэропорт Петропавловск семь раз в неделю принимает регулярный рейс Астана – Петропавловск и отправляет семь рейсов Петропавловск – Астана. Пять раз в неделю принимает регулярный рейс Алматы – Петропавловск, пять раз в неделю отправляет рейс Петропавловск – Алматы, а также два раза в неделю принимает рейс Шымкент – Петропавловск и отправляет два рейса Петропавловск – Шымкент. Кроме того, аэропорт принимает чартерные, санитарные, военные, правительственные самолёты. 

Аэропорт Петропавловск / Фото предоставлено Orbis Kazakhstan

Что вы планируете сделать для увеличения пассажиропотока?

– Мы постоянно ведём переговоры с отечественными и многими зарубежными авиакомпаниями об увеличении количества рейсов и направлений перелётов. Авиакомпании и туроператоры проводят мониторинг и рассчитывают рентабельность возможных рейсов по курортным направлениям.

Однако сейчас казахстанские авиакомпании, как и многие мировые, испытывают дефицит в поставках самолётов из-за проблем у производителей. Это сдерживает возможности казахстанский перевозчиков значительно увеличивать количество рейсов. Поэтому они отдают приоритет маршрутам из крупных городов страны, учитывая более высокую численность населения там и уровень платёжеспособности пассажиров.

Читайте также:

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version