В Астане планируется масштабное развитие столичного аэропорта. Компания Terminals Astana Airport Limited (входит в состав Terminals Holding, ОАЭ) заключила долгосрочное инвестиционное соглашение с Министерством транспорта РК. Общая сумма вложений составила 1,1 млрд долларов. На что потратят эти деньги, и перейдёт ли аэропорт в собственность компании из Эмиратов, в материале CMN.KZ

Компания Terminals Astana Airport Limited планирует реализовать комплексный проект на сумму 1,1 млрд долларов, включая строительство второй взлётно-посадочной полосы, третьего пассажирского терминала и cargo-терминала для обработки грузов.

Кроме того, в планах — создание аэротрополиса: многофункционального комплекса с логистическим хабом, индустриальной зоной, бизнес-центрами, гостиницами и торговыми площадями.

В АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» в ответ на запрос CMN.KZ сообщили, что комплексную технико-экономическую оценку проводила сама компания Terminals Holding (ОАЭ) в рамках годовой процедуры due diligence (всесторонняя проверка контрагента).

Согласно представленному ответу, проект рассчитан на 25 лет. Первый этап начнётся в 2025 году, но конкретной даты в аэропорту не назвали.

В течение следующих пяти лет планируют реализацию ключевых инфраструктурных проектов:

  • строительство второй и реконструкция существующей взлётно-посадочных полос;
  • начало строительства терминала №3 при достижении пассажиропотока в 10 млн человек в год;
  • создание современного грузового терминала;
  • расширение и модернизация топливной инфраструктуры и другое.

При этом поэтапная разбивка бюджета ещё только на стадии разработки. Её будут утверждать на каждом этапе реализации. Исходя из этого может сложиться впечатление, что в аэропорту сами не знают, сколько понадобится денег на каждый этап. Но зато известны сроки некоторых работ.

«Строительство второй взлётно-посадочной полосы планируют начать в 2025 году и закончить к 2028 году. Сразу после этого начнут реконструкцию существующей ВПП. Реализацию строительства современного грузового терминала, то есть второй очереди, ориентировочно планируют на 2026–2028 годы, синхронизировано с запуском второй ВПП», – сообщили в международном аэропорту.

В воздушной гавани отметили, что все этапы синхронизировали с прогнозируемым ростом пассажиропотока и логистических потребностей.

В ответе говорится, что проект предусматривает внедрение новых цифровых решений и новых технологий в работу аэропорта:

  • умные системы безопасности и видеонаблюдения;
  • биометрические проходы и автоматизация досмотра;
  • интеллектуальное управление пассажирскими потоками;
  • полная цифровизация процессов обслуживания и логистики.

Но в каком количестве установят такие камеры, биометрические проходы и другое оборудование для максимальной цифровизации обслуживания, неизвестно. Где их будут закупать или какие компании привлекут для их установки, также не сообщили.

Фото: freepik

В рамках инвестиционного проекта также планируют увеличить пассажиропоток с 8 млн до 15 млн человек в год и грузовой поток в 3–4 раза к 2035 году.

Контролировать выполнение всех работ по строительству и реконструкции будет Министерство транспорта РК, сам аэропорт и независимые финансовые и технические аудиторы, как от государства, так и от международной компании.

Иностранцы VS земляки: кто выступит в качестве подрядчиков и как их будут выбирать?

В аэропорту сообщили, что отбор подрядчиков будут проводить через открытые конкурсные процедуры.

«Прозрачность закупок — одно из ключевых требований. На каждый компонент проекта будут привлекать отдельных подрядчиков. Но генерального подрядчика пока не назначили, так как тендер ещё не объявили», – говорится в ответе на запрос.

К слову, в воздушной гавани столицы отметили, что особое внимание уделят участию казахстанских компаний: в приоритете местные поставщики строительных материалов, инжиниринговые и подрядные организации. Процедура тендера будет открыта для всех квалифицированных участников — как местных, так и международных.

Но исходя из ответа, понятно, что в договоре между компанией из эмиратов и аэропортом не уточняли, в каком соотношении будут привлекать специалистов, как это иногда делают. То есть нет определённого требования, где указано обязательное минимальное количество казахстанских сотрудников. При отсутствии этого условия, возможно, среди подрядчиков не будет ни одной компании из Казахстана.

Но известно, что благодаря проекту создадут около 18 000 рабочих мест в авиационной и смежных отраслях. В аэропорту подчеркнули, что приоритет отдадут казахстанским специалистам и выпускникам профильных вузов. Однако при необходимости для высокотехнологичных участков могут привлечь иностранных специалистов. Конкретного соотношения количества казахстанских специалистов к иностранным также не назвали.

Помимо этого, в рамках проекта сотрудникам аэропорта организуют сертифицированные программы обучения как в Казахстане, так и за рубежом, в том числе на базе международных аэропортов и авиационных академий ОАЭ. Обучение будут проходить как действующие, так и новые сотрудники.

Перейдёт ли аэропорт Нурсултан Назарбаев в собственность компании ОАЭ?

Как сообщили в аэропорту столицы, компания Terminals Astana Airport Limited вкладывает свои средства в проект в рамках инвестиционного соглашения и договора доверительного управления.

«Вся ключевая инфраструктура аэропорта остаётся в собственности государства. Финансирование осуществляется исключительно за счёт средств инвестора — без использования госбюджета Казахстана», – говорится в сообщении.

В стратегическую инфраструктуру входят: терминалы, взлётно-посадочные полосы, топливные комплексы – всё это будет также на балансе нашего государства. Но инвестор получает право на эксплуатацию и развитие инфраструктуры в рамках доверительного управления.

Напомним, что ранее стало известно, что арабский инвестор получил аэропорт Нурсултан Назарбаев в аренду на полгода. Акимат Астаны, получивший 100% акций АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев», подписал договор доверительного управления с ТОО Terminals Astana Airport Management.

Как сообщили в Управлении транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы в ответ на запрос редакции, с арабским инвестором контракт заключили 22 января 2025 года. Срок закончится в июле, а до этого времени стороны разрабатывают долгосрочное инвестиционное соглашение.

Фото: АО «Международный аэропорт Нурсултана Назарбаева»

Красивая картинка в перспективе разбилась о суровую реальность. С приходом новой власти в столичную воздушную гавань там изменились некоторые порядки. Внезапно оказалось, что аэропорту срочно нужны новые клинеры, как раз под Новый год. В самой воздушной гавани опровергали наличие конфликта, сообщив, что всё успели урегулировать.

В январе 2024 года в Минтранспорта рассказали, что ремонт взлётно-посадочной полосы займёт год. Начать его обещали в апреле, но сделали это только в мае. В конце февраля в аэропорту произошёл пожар. А в начале июля к проблемам добавилась и протёкшая крыша. Дождь разразился прямо в терминале аэропорта.

Привели ли эти проблемы к проблемам с пролонгацией годового контракта, неизвестно. Изначально решить вопрос должны были к 7 ноября 2024 года. В итоге его продлили всего на два месяца – до 7 января 2025 года.

После нового года в Минтранспорта на запрос CMN.KZ прислали, так называемую, отписку: мол, мы вам уже ответили ранее, а новых данных у нас нет. И хотя ответ пришёл всего за день до окончания контракта, видимо, уже тогда вопрос был почти решён. 100% акций АО «Международный аэропорт Нурсултан Назарбаев» передали в коммунальную собственность столицы. Передачу аэропорта совершили согласно постановлению правительства Казахстана. Уже тогда акимат и ТОО Terminals Astana Airport Management начали обговаривать условия будущего взаимодействия.

Поделиться:
Оставить комментарий

Exit mobile version