Казахстанские студенты бакалавриата, обучающиеся на гранте, помимо стипендии, два раза в год получают дорожные выплаты. Деньги государство выделяет на оплату стоимости железно-дорожных билетов. Покрывает ли эта сумма реальные расходы на проезд во время каникул, и на что хватает этих денег, в материале CMN.KZ
Дорожные выплаты изначально поступали на счета только тех студентов, которые приехали на учёбу в другой регион. Тем, кто уезжал на каникулы в родной город, нужно было сохранить билет, чек и посадочный талон. В начале нового семестра их сдавали вместе с копией удостоверения на кафедру в университет. Однако вне зависимости от того, сколько студент потратил на дорогу домой и обратно, всем поступала и по сей день поступает одинаковая сумма.
Но в январе 2023 года правительство решило изменить условия получения компенсации за проезд студентов на каникулах. Об этом сообщил министр просвещения Гани Бейсембаев. Тогда он отметил, что обучающимся в вузах не нужно будет предоставлять подтверждающие документы.


Если раньше компенсацию получали только иногородние студенты, то сейчас выплату начисляют всем, кто обучается на гранте. То есть, те, кто учится на бакалавриате и магистратуре в своих родных городах, также получают деньги.
Чтобы подробнее узнать о том, сколько составляет сумма компенсации и какие категории студентов её получают, корреспондент CMN.KZ обратилась с запросом в Министерство науки и высшего образования РК.
В министерстве сообщили, что выплаты производят согласно Приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 677.
«Компенсацию за проезд выплачивают студентам организаций высшего и послевузовского образования, магистрантам, обучающимся по государственному заказу (на гранте – Прим. ред.), два раза в год в период зимних и летних каникул в размере 4-х МРП (в 2025 году 15 728 тенге)», – говорится в ответе.
При этом в министерстве отметили, что такую же сумму, но только один раз в год получают:
- слушатели подготовительных отделений вузов и учреждений послевузовского образования;
- выпускники вузов и учреждений послевузовского образования.
Получают ли студенты колледжей дорожные выплаты?
Корреспондент CMN.KZ получила ответ Министерства просвещения о том, должны ли студенты колледжей получать подобную компенсацию за проезд во время каникул.
Выплату данных средств студентам колледжей для льготного проезда регулируют согласно приказу Министра просвещения Республики Казахстан от 15 декабря 2022 года № 497.
Компенсацию получают обучающиеся в колледжах по государственному гранту два раза в год в размере 2 МРП (7 864 тенге на 2025 год). Но это должны быть студенты именно дневной формы обучения. Деньги им начисляют в период зимних и летних каникул.
При этом в министерстве отметили, что иногородние студенты получают дорожные выплаты на основании информации, указанной в Национальной образовательной базе данных без предоставления подтверждающих документов.
Но, оказалось, что и тем, кто обучается в своих родных городах, также могут оплатить проезд в каникулярное время.
«Вместе с тем студенты, обучающиеся по месту проживания, смогут получить компенсацию за проезд на основании предоставления подтверждающих документов о проезде на междугородном железнодорожном и автомобильном транспорте (проездной билет и посадочный талон, по проезду автобусом только проездной билет), при выезде в другой населённый пункт во время каникул», – рассказали в министерстве.


К слову, в Минпросвете отметили, что вопрос увеличения суммы дорожных выплат находится на стадии рассмотрения.
Однако в обоих министерствах на вопрос о том, как именно рассчитывают размер компенсации, не ответили. Почему студенты получают деньги в размере именно двух или четырёх МРП, и знают ли чиновники о реальных тратах студентов, остаётся неизвестным.
Сколько в действительности студенты тратят на проезд?
Так как сама выплата называется «компенсацией за расходы на проезд между городами» страны, корреспондент CMN.KZ изучила, сколько стоят билеты на поезда и насколько дорожные выплаты помогают студентам покрыть затраты.
Согласно данным Бюро национальной статистики за 2024 год, больше всего студентов обучаются в городах Алматы, Астана и Шымкент. В пятёрку лидеров по данному показателю также входят Карагандинская и Западно-Казахстанская область.
Так вот, оказалось, что затраты на билеты по маршрутам в эти города чаще всего превышают сумму выплат от государства. Корреспондент CMN.KZ изучила стоимость проезда между городами и регионами Казахстана на даты с 29 по 31 мая на момент 17 апреля.


Цены на железнодорожные билеты по направлениям из Алматы в дальние от мегаполиса регионы составляют минимум 11 209 тенге в одном направлении.
- В Уральск на 30 мая место в купе стоит 36 823 тенге (плацкарт в поезде не предусмотрен), проезд туда и обратно, соответственно, – минимум 73 646 тенге.
- В Атырау на 29 мая и все другие даты место в купе стоит 35 384 тенге (плацкарт в поезде по данному маршруту вовсе не предусмотрен), проезд туда и обратно, соответственно, – минимум 70 768 тенге.
- В Костанай на 30 мая и все другие даты место в плацкарте стоит 13 282 тенге, в купе – 20 035 тенге, проезд туда и обратно, соответственно, – минимум 26 564 и 40 070 тенге.
- В Петропавловск на 29 мая и все другие даты место в плацкарте стоит 12 226 тенге, в купе 18 378 тенге, проезд туда и обратно, соответственно, – минимум 24 452 и 36 756 тенге.
- В Павлодар на 31 мая и все другие даты место в плацкарте стоит 11 209 тенге, в купе – 16 695 тенге, проезд туда и обратно, соответственно, – минимум 22 418 и 33 390 тенге.
Если учитывать, что на обучение в Алматы казахстанцы поступают в основном на бакалавриат и магистратуру, а студенты высших учебных заведений получают от государства лишь 15 728 тенге, можно заметить, что выплата в некоторых случаях не покрывает и половину расходов на билеты.
Но стоит отметить, что есть направления, на которых билеты стоят дешевле. Например, цена билета из Алматы в Караганду на 31 мая за сидячее место составляет 7 889 тенге, место в купе – 17 693 тенге. Однако сама дорога занимает почти 13 часов, поэтому можно предположить, что в сидячем положении так долго могут ехать далеко не все. А цена за место в купе в одном направлении превышает сумму компенсации, которую отправляют с расчётом на маршрут туда и обратно.


При этом билеты в направлении из Астаны в регионы, которые находятся далеко, дешевле, чем из Алматы.
- В Уральск на 29 мая место в купе стоит 23 572 тенге (плацкарт в поезде не предусмотрен), проезд туда и обратно, соответственно, – минимум 47 144 тенге.
- В Уральск на 30 мая место в в плацкарте стоит 11 274 тенге, в купе – 16 962 тенге, проезд туда и обратно, соответственно, – минимум 22 548 и 33 924 тенге.
- В Атырау на 31 мая и все другие даты место в плацкарте стоит 14 339 тенге, в купе – 24 065 тенге, проезд туда и обратно, соответственно, – минимум 28 678 и 48 130 тенге.
- В Кызылорду на 31 мая и все другие даты место в плацкарте стоит 13 137 тенге, в купе – 19 979 тенге, проезд туда и обратно, соответственно, – минимум 26 274 и 39 958 тенге.
А проезд из столицы в города ближайших областей стоит ещё дешевле. Например, билеты на все даты в Костанай на сидячее место стоят 3 353 тенге, место плацкарта – 6 134 тенге, место в купе – 8 918 тенге. Между тем, проезд до Павлодара и Петропавловска не сильно отличаются по цене от проезда до Костаная. Разница составляет максимум две тысячи тенге.
Отметим, что компенсация от государства покрывает расходы только в том случае, если билет в одну сторону стоит не больше 7 864 тенге. Если сравнить эту сумму с указанными выше ценами, сразу понятно, что казахстанские студенты тратят гораздо больше, чтобы съездить в родные города на каникулы.


Стоит также учитывать время дороги на поездах. Каникулы в зимнее время при этом у студентов разных вузов различаются по длительности. Например, некоторые обучающиеся отдыхают меньше двух недель после зимней сессии. А дорога на поезде по маршрутам в дальние регионы может занимать до 2-2,5 суток. Поэтому студенты вузов, которые обучаются далеко от своего дома, зачастую предпочитают поездам самолёты.
Авиабилеты чаще всего дороже железнодорожных. К примеру, билет на поезд из Алматы в Уральск на 30 мая стоит 36 823 тенге, авиабилет по этому же маршруту стоит 36 849 тенге (но это на момент 16 апреля, и таких билетов в наличии осталось лишь 6 штук). На эту же дату есть билеты по 56 139 тенге, но и их осталось всего пять. Далее в списке идут места стоимостью от 83 442 тенге (полёт с одной пересадкой). И это цена за перелёт лишь в одну сторону при том, что авиабилеты с каждым днём дорожают ближе к дате вылета.
Дорога на поезде при этом занимает чуть больше 52 часов, а полёт на самолёте – от 3,5 до 9,5 часов. Каждый раз студентам приходится делать выбор: потратить гораздо больше денег или потерять много времени.
На что студенты могут потратить деньги от дорожных выплат?
Важно помнить, что обучающиеся, которые потратили деньги на дорогу домой в каникулярное время, получают компенсации не сразу. Помимо этого есть и те, кто вовсе не покупал билеты, но деньги получил. Корреспондент CMN.KZ решила изучить, на что из своих нужд они могут потратить деньги, которые поступили им от государства.


Принято считать, что чаще всего студенты тратят деньги на еду и проезд. В среднем цена за проезд в общественном транспорте в разных регионах Казахстана варьируется от 70 до 120 тенге. В Алматы проезд по карте Onay стоит 120 тенге, но школьники и обучающиеся в вузах оплачивают лишь половину стоимости. На сумму компенсации от государства в размере 15 728 тенге студенты в Алматы могут прокатиться на автобусе 262 раза. Этого хватит примерно на четыре месяца, если в день ездить на автобусе два раза (в университет и обратно).
Если говорить о питании именно казахстанских студентов, первым на ум приходит донер. Средняя стоимость этого деликатеса по стране составляет 1 800-2 000 тенге. По такой цене студенты могут купить себе 7-8 донеров.
Обучающиеся в вузах и других высших учебных заведениях на компенсацию за проезд во время каникул также могут:
- купить дешёвый абонемент в спортзал на месяц;
- 6 раз сходить в кинотеатр;
- закупиться продуктами на неделю;
- 3 млн раз сыграть в игровой автомат с мягкими игрушками;
- 2 раза плотно поесть в кафе;
- оплатить абонентскую плату мобильного номера за 2 месяца.
При этом студенты колледжей и учреждений средне-специального образования получают выплату в два раза меньше. Соответственно, всё выше перечисленное на эти деньги они могут приобрести в меньшем количестве.
Стоит отметить, что всем обучающимся на гранте с сентября 2025 года повысят стипендию. А учитывая, что в Министерстве просвещения отметили, что вопрос повышения дорожных выплат уже рассматривают, возможно к осени это и произойдёт. Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.
Читайте также: