Машины скорой помощи в большом дефиците по всему Казахстану. Износ автомобилей скорой по стране составил 58%. Но в разрезе регионов антирекорд побил столичный автопарк — в Астане устарели 83% карет скорой помощи. Из-за этого в столице медики порой вынуждены приезжать к пациентам на такси. О том, почему в главном городе страны сложился катастрофический дефицит карет скорой помощи, сколько новых автомобилей планируют закупить местные власти и решит ли это проблему, читайте в материале CMN.KZ
Жители столицы не раз возмущались, что бригады скорой помощи передвигаются на такси. В июне появилась новость: врачи прибыли к пациенту на Chevrolet Cobalt — легковой машине, популярной среди таксистов.
Как выяснилось, в качестве временной меры акимат прибегнул к услугам такси. Почти 20 бригад выезжают на легковой машине для обслуживания вызовов четвёртой категории — тех, которые не требуют срочного вмешательства и не представляют угрозы для жизни пациента.
Недавно в Мажилисе прошло совещание по вопросам оснащения станций скорой помощи автомобилями. Заместитель акима Астаны Ерик Мейрханов представил удручающую статистику по нехватке санитарных машин.
Сегодня в Астане из 145 автомобилей на линию выходят лишь 63. Ремонта требуют 22 машины, а 61 автомобиль и вовсе не подлежит восстановлению. Депутаты, выслушав доклад, раскритиковали темпы работы акиматов в решении этой проблемы.
Девять лет на бумаге, три года на деле: эффективен ли такой срок службы машин?
Ситуацию усугубляют особенности эксплуатации машин скорой помощи: по нормативам, транспорт должен работать семь лет, но фактически его износ происходит гораздо раньше. За год пробег достигает 120 тысяч километров, из-за чего автомобили изнашиваются уже за три года.
Несмотря на это, после семи лет машину трижды выставляют на аукцион, и только если её не приобретут, она подлежит списанию. Таким образом, машину списывают обычно спустя девять лет. Но из-за долгого срока амортизации, который указан в правилах, старые машины продолжают числиться в автопарке, пылятся в гаражах и не позволяют своевременно заменить их на новые.Об этой проблеме рассказал мажилисмен Асхат Аймагамбетов на совещании.
Такой неудобный срок службы для машин скорой помощи установлен приказом Министерства финансов Nº 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учёта в государственных учреждениях». Минздрав и акиматы уверяют, что это только мешает обновлять автопарк и просят пересмотреть это правило.
«Если вы представляете, что такое работа скорой помощи — это пробег порядка 100-150 тысяч километров в год. То есть, через три года эта машина уже непригодна. Поэтому каждые три года надо кареты скорой помощи обновлять, и семь лет это не терпит. Мы предложили новую норму, над которой сейчас работаем с коллегами, чтобы сократить период амортизации и списания до 3-4 лет. Планируем внести изменения в учётную политику организаций, чтобы они смогли установить этот срок. Также сотрудничаем по этому вопросу с акиматами», — сообщил Аймагамбетов журналистам в кулуарах.
Так, предлагается сократить срок службы санитарного автотранспорта: для городских машин до 4 лет, а для сельских — до 5 лет.
«На сегодняшний день Министерство здравоохранения инициировало письмо в Министерство финансов по вопросу внесения изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года Nº 393 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учёта в государственных учреждениях» (приложение 1) в части пересмотра нормы износа для городского (4 года) и сельского санитарного автотранспорта (5 лет)», — заявил вице-министр здравоохранения Ержан Нурлыбаев на тематическом совещании.
«Когда дело касается скорой помощи, денег почему-то не хватает» – Аймагамбетов о приоритетах местных бюджетов
Однако следить за количеством и состоянием санитарных машин, а также выделять средства на их обновление должны сами акиматы.
Аймагамбетов подчеркнул, что если проблема с транспортом в регионе не решается, жители должны требовать это от местных властей. По его словам, распределение бюджета — это всегда вопрос приоритетов.
«Денег не будет хватать. Если возьмёте Америку, то там тоже денег не хватает, как и в Германии, и во Франции. И у нас всегда не будет хватать денег потому, что проблемы всегда появляются новые. Но, когда мы говорим о бюджете, то речь идет о приоритетах. Я думаю, что акимы в качестве одного из основных приоритетов всегда должны брать здравоохранение, образование, безопасность и коммунальную сферу. Поэтому, когда речь идет о праздничных мероприятиях, оформлениях, форумах, круглых столах — деньги находятся. А когда речь идет о скорой помощи — почему-то этих денег не хватает. Это всё, что нужно знать о приоритетах наших местных бюджетов», — заявил мажилисмен.
Когда скорая Астаны пересядет с такси?
На сегодня в Астане картина такая, что более половины машин скорой помощи не в строю. В управлении здравоохранения объяснили, как собираются исправить ситуацию: в этом году в городе появятся 47 новых авто скорой помощи. Из них 35 машин модели Hyundai Staria купит акимат, а 12 автомобилей JAC Sunray городская станция скорой медицинской помощи приобретёт за свой счёт.
Для покупки 35 машин акимат заключил договор лизинга с Astana Motors на 5 лет.
«В бюджет на 2025-2027 годы уже заложены средства на погашение лизинговых платежей по 35 санитарным автомобилям: в 2025 году — 290,3 млн тенге, в 2026 году — 247,0 млн тенге, в 2027 году — 225,4 млн тенге», — заявили в управлении.
Правда, по словам замакима столицы Ерика Мейрханова, поставка машин задерживается.
«В ноябре должны привезти 10 машин, а оставшиеся 25 машин привезут до конца года. В Astana Motors затруднения с поставкой из Южной Кореи автомашины Hyundai Staria. А 12 единиц JAC Sunray тоже должны привезти в ноябре», — сообщил он.
В следующем году акимат планирует закупить ещё 12 машин за счёт средств городской станции скорой медицинской помощи. Всего собираются добавить 59 машин, но, по мнению мажилисменов, этого всё ещё недостаточно для масштабов столицы.
В управлении здравоохранения добавили, что усилили контроль над автопарком скорой помощи: заключили договоры на обслуживание и ремонт с компаниями, ужесточили требования к отбору водителей и механиков, а ежедневное состояние машин теперь контролируется от начала до конца смены.
«В настоящее время для улучшения состояния санитарного автопарка заключены договоры аутсорсинга на обслуживание и ремонт с сертифицированными компаниями города. Усилен технический состав работников транспортного отдела, ведётся качественный набор водителей (проверяются на наличие дорожно-транспортных происшествий, нарушение правил дорожного движения) и механиков подстанций. Пересматриваются бизнес-процессы отдела транспортного обеспечения, начиная от выхода автомобиля на линию до окончания смены, с ежедневным контролем состояния санитарного транспорта», — заявили в управлении здравоохранения.
До конца года в управлении здравоохранения обещают отремонтировать 25 автомобилей и вернуть их в строй.
В следующем году в Казахстане планируют выделить 1,6 трлн тенге на оказание гарантированного объёма бесплатной медицинской помощи (ГОБМП). В октябре мажилис утвердил трёхлетний бюджет, по которому на здравоохранение в 2025 году предусмотрено 2,4 трлн тенге — на 180 млрд тенге больше, чем в текущем году.
Ранее сообщалось, что в Казахстане предлагают пересмотреть работу бригад первичной медико-санитарной помощи и установить график обслуживания вызовов в зависимости от срочности.
В ведомстве объяснили, что изменения не предполагают отмены обслуживания на дому несрочных вызовов, а наоборот, направлены на улучшение доступности и качества медицинских услуг.