В сентябре в Казахстане продали более 17 тысяч легковых и коммерческих автомобилей. Самыми популярными стали Chevrolet Cobalt, Hyundai Tucson и Hyundai Elantra. Среди автодилеров особенно выделяются братья Сухраб и Фаррух Махмудовы. Отдел расследований CMN.KZ узнал, с какими проблемами сталкивались мужчины на пути к построению своей империи
В мае прошлого года Фаррух Махмудов вошёл в список Forbes под номером 22 (сейчас занимает 23 место с активом в 375 млн долларов). Портфель Orbis Kazakhstan включает дилерскую сеть Orbis Auto с 60 автоцентрами в 12 городах. Также холдинговая компания занимается нефтесервисом (АО «Аксайгазсервис» предоставляет услуги на Карачаганакском месторождении), сельским хозяйством, коммерческим девелопментом. Кроме того, Orbis Kazakhstan построил завод мелкоузловой сборки южнокорейского бренда KIA в Астане и владеет гостиницей Almaty.
В марте 2024 года братья Махмудовы договорились с китайским концерном Yibin Kaiyi Automobile и планируют запустить производство полного цикла автомобилей бренда KAIYI на будущем заводе Orbis Manufacturing в индустриальной зоне Алматы.
С октября прошлого года Orbis Kazakhstan принадлежит семье Махмудовых не напрямую, а через частную компанию Orbis Group Ltd. Её создали в октябре 2022 года, но владельцами там были не только Фаррух и Сухраб, но и некая Рашида Махмудова 1949 года рождения. Она приходится сестрой бывшему владельцу АО «Инвестиционный фонд Казахстана» Ильмурату Ахметову. Что ещё раз доказывает, что теперь уже госкомпания несколько лет принадлежала братьям Махмудовым.
Холдинг Orbis Kazakhstan, его «дочки», «внучки» и «правнучки»
Как мы и писали выше, бизнес у братьев Махмудовых диверсифицированный. И как это обычно бывает, он похож на некую пирамиду: на вершине находится частная компания Orbis Group Ltd, а внизу – целая цепочка из предприятий.
ТОО «Orbis Kazakhstan» с июля 2018 года разросся до 11 дочерних компаний разной направленности, почти каждая из которых выступает материнской организацией для других предприятий. Любопытно, что некоторыми из них владеет не только холдинг братьев Махмудовых, но и ТОО их родственницы Рашиды – Supreme Management.
«Дочки» и «внучки» холдинга:
- Orbis Auto – деятельность головных компаний:
- в мини-холдинг входит ряд предприятий под общими именами G Motors, Orbis Luxury, Royal Cars, Авто Прайм, Exclusive Auto, Evolux с добавлением названий городов. Среди «внучатых» организаций значится более 60 компаний. Это те самые автосалоны.
- Orbis Development – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления:
- Компании АЛТЫН ДАЛА ИНВЕСТ КАПИТАЛ, Orbis Realty, INTA-2006 и Farmers Mart занимаются арендой/субарендой/управлением недвижимостью. ТОО «Голубой Дунай» предоставляет индивидуальные услуги. В конце 2022 года получили разрешение на строительство коттеджей со столовыми на Капчагайском водохранилище. Orbis Logistics складирует и хранит непродовольственные товары, а Orbis Construction строит инженерные сооружения. Гостиница «Алма-Ата», естественно, предоставляет услуги гостиниц с ресторанами.
- Orbis Finance – иная профессиональная, научная и техническая деятельность:
- Orbis Business, МФО «Orbis Сredit» и Orbis Leasing.
- Orbis Oilfield Services – предоставление прочих индивидуальных услуг:
- E-drivetech Eurasia, Fleet Solutions, АвтоДом—Т, Orion Group KZ, Export Service и АВТОДОМ—М.
- Orbis Agro – оптовая торговля зерном, семенами и кормами для животных, а также аренда машин:
- Организации «Элеватор Смирновский», «Киялинский Элеватор» и «Ковыльный Элеватор» складируют и хранят зерно. Astana Development Company, Dairy Fresh Farm, Агро-Ломоносовка, Farm Factory, Кызылорда AGROPlus и World Green Company либо выращивают продукцию, либо продают её. Частная компания Tomato Ltd занимается ещё и консервированием фруктов и овощей.
- Orbis Machinery – деятельность прочих головных компаний:
- ТОО «Orbis Agro Manufacturing» занимается оптовой торговлей с/х техникой, оборудованием, деталями и принадлежностями к ним, ТОО «Хино Моторс Казахстан» и ТОО «Autodom Machinery» – розничной торговлей прочими автотранспортными средствами в торговых объектах, ТОО «Orbis Agro Machinery» – оптовой торговлей прочими машинами и оборудованием. ТОО «Orbis Heavy Machinery» производит автомобили.
- Orbis Trading – оптовая торговля широким ассортиментом товаров:
- Orbis Distribution – реализует товары от крупнейшего японского производителя Daio Paper Corporation. Так, по крайней мере, написано на сайте холдинга.
- Orbis Manufacturing – производство автомобилей;
- Orbis Clinic – прочая деятельность в области здравоохранения;
- Orbis Security – деятельность частных охранных служб;
- Orbis Travel – деятельность туристских агентств.
Вот так выглядит только часть холдинга, потому что у некоторых внучатых предприятий ТОО «Orbis Kazakhstan» есть свои «дочки» в регионах. Об одном из них и пойдёт речь ниже.
Как у Exeed от братьев Махмудовых нашли дефект в коробке передач
Эта история произошла в Уральске с Шолпан Буранбаевой. В ноябре 2022 года она купила у ТОО «Eurasia Motor Uralsk» новенький Exeed LX 2022 года выпуска. За машину из салона Буранбаева отдала 17,2 млн тенге. Не прошло и года, как у транспортного средства внезапно загорелся индикатор неисправности коробки передач. С проблемой хозяйка Exeed LX обратилась в сервисный центр продавца, но там заверили: всё хорошо и волноваться не о чём. Индикатор горит? Так это ошибка компьютера. И её уже устранили.
Оказалось, что всё намного серьёзнее, чем пытались заверить Буранбаеву. 19 октября 2023 года на плановом техосмотре в Exeed обнаружили течь в автоматической коробке передач (АКПП) с обеих сторон передних приводов. То есть, у АКПП был скрытый дефект. О чём и посылал сигналы индикатор.
В начале декабря 2023 года автолюбительница подала иск в суд на «внучку» холдинга Махмудовых. Само ТОО «Orbis Kazakhstan» выступало третьим лицом в процессе, но в суд их представители не явились. Как выяснилось, сотрудники ТОО «Eurasia Motor Uralsk» отказались по гарантийному обслуживанию полностью разобрать коробку переключения передач. А определить техническую причину неисправности без этой процедуры было невозможно. В суде это назвали «препятствием эксперту полного исследования спорного автомобиля».
Шолпан Буранбаева за дефект в новом Exeed LX отсудила у компании Махмудовых полную стоимость авто (17,2 млн тенге), моральный вред (100 тысяч тенге), неустойку (193 тысяч тенге), расходы нотариуса (3 795 тенге), демонтаж АКПП (75 тысяч тенге), командировочные экспертов (44 тысячи тенге), расходы по оплате помощи представителя (1,7 млн тенге) и госпошлину (177 723 тенге). Кроме того, ТОО «Eurasia Motor Uralsk» заплатил более 75 тысяч тенге за проведение судебной товароведческой экспертизы.
Что стало с самим автомобилем, история умалчивает. Возможно, он продолжает колесить по просторам Казахстана, но уже с другим хозяином.
Скандал вокруг Toyota City
Весной 2014 года в Алматы появился самый крупный дилерский центр Toyota, общая площадь которого была семь тысяч квадратных метров. Автосалон (Showroom), современная сервисная станция (Service Shop) и склад запчастей (Spare Parts Shop) – заправлял всем Фаррух Махмудов. Владельцами Toyota City выступало ТОО «Royal Cars», которое на тот момент принадлежало братьям Махмудовым. Сейчас тоже принадлежит им, но уже через ТОО «Orbis Auto».
В 2018 году разразился настоящий скандал. Казахстанцам обещали огромные скидки на машины по ценам завода-производителя. Среди аргументов – наличие автомобилей на складе, из-за чего российский завод не мог выпускать Camry 70-й модели.
В подтверждение этой истории распространялась информация, что некие Бахытжан Смайлов и его брат купили Land Cruiser 200 за 17,5 млн тенге и Camry 55 за 7,5 млн тенге. Однако уже в июле 2018 года выяснилось, что 26 человек принесли в автосалон более двух млн долларов, но не получили своих «железных коней».
Обвинили во всём менеджеров. По словам директора ТОО «Royal Cars» Динары Искаковой, менеджерам Toyota City предлагали оформлять машины на третьих лиц. Делал это ещё один сотрудник автосалона Мадияр Оразакун за вознаграждение. Он обещал коллегам внести в кассу стоимость машины в течение недели. Директор автосалона утверждала, что ущерб предприятию превысил 182 млн тенге.
«В апреле компании стало известно о том, что некие лица предлагают приобрести автомобили марки Toyota нелегальным путём, принимая наличные деньги за автомобили и обещая при этом скидки от 40% и выше. Передача наличных средств происходила за пределами автоцентра. Граждане, передававшие деньги данным лицам, были осведомлены, что вышеуказанная схема продажи не является легальной, так как им не предоставлялись документы, подтверждающие факт оплаты», – сообщали в Royal Cars коллегам из Tengrinews.
Версия осуждённых:
Находясь в СИЗО, Мадияр Оразакун рассказывал иную версию событий. Якобы начальник отдела продаж Дмитрий Тё сказал ему, что у Сухраба Махмудова хорошие отношения с российским представительством Toyota, а следовательно, и возможность купить машины по себестоимости. Об этом писали коллеги из Politic и газеты «Время».
«На очных ставках и в своих предъявленных обвинениях я указывал, какие сумму заносил в кассу, а какие передавал Дмитрию Тё, Динаре Искаковой и Махмудову. Мелкие суммы, от 3,5 до 17,5 миллионов, я относил в кабинет Тё. Он дал мне указание, какую сумму платежа внести в кассу и какую оставить у него. От 30 млн тенге и выше несли в кабинете Искаковой. Если клиент рассчитывался долларами, то я носил их Махмудову. По итогам рабочего дня Дмитрию, мне, Болату Кеншимбаеву, Валерию Русанову, Хамиту Махмудову и кассиру Альфа-Банк выдали вознаграждение: от 500 тысяч до двух млн тенге. Некоторые клиенты сами заносили деньги Дмитрию. Говорить о непричастности учредителя Махмудова, директора фирмы Искаковой к этой махинации, нельзя. Они говорили мне о законности и официальности сделок. Без ведома руководства и службы безопасности компании ни одна машина не могла покинуть территорию автосалона», – пояснял Оразакун.
Упомянутый Дмитрий Тё проходил по делу свидетелем. Он признавался, что слишком поздно узнал о мошеннических схемах коллег. В 2019 году начались суды, подозреваемыми проходили четыре человека. Все они получили сроки. Мадияра Оразакуна приговорили к шести годам восьми месяцам лишения свободы. Со всех взыскали значительные суммы в пользу как пострадавших, так и автосалона.
Как братья Махмудовы земли в Алматы лишились
Судился Фаррух Махмудов и за свою землю. Часть участка у него и его жены забрали не так давно – в начале 2020 года.
В марте 2019 года супруги получили уведомление от акимата Алматы. Для госнужд у них должны были изъять 0,3706 га (общая площадь участка была 1,31 га). Земля находилась по адресу: Медеуский район, Кульджинский тракт, 118 (Участок по соседству под №116 принадлежал Сухрабу – Прим. ред.). Это рядом с тем самым Toyota City. Земля принадлежала Фарруху Махмудову с октября 2016 года.
За часть от участка супругам предложили 22 794 198 тенге. Этого им показалось мало, и собственники запросили больше – 75,2 млн тенге. Сотрудники от Института судебных экспертиз по Алматы не приняли обе суммы и пересчитали её.
«Изымаемая часть земельного участка площадью 0,3706 га составляет 31 546 769 тенге. Рыночная стоимость мощения (асфальтирование) изымаемой части земельного участка площадью 0,2726 га, составляет 15 915 857 тенге. Рыночная стоимость ограждения земельного участка составила 9 049 301 тенге, рыночная стоимость многолетних насаждений составила 443 639 тенге. Итого 56,9 млн тенге», – решили в суде 25 февраля 2020 года.
Оставшаяся часть от 1,31 га всё ещё принадлежит Фарруху Махмудову и его супруге. В марте 2022 года они также получили архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на строительство индивидуального жилого дома. Находился участок в ПК Горный Гигант.
Оба брата заядлые охотники. Они на регулярной основе получают разрешения на отстрел волков и шакалов. Лицензии им выдаёт Алматинская областная территориальная инспекция лесного хозяйства и животного мира. Удостоверение Сухраба Махмудова действительно до 5 сентября 2027 года, а разрешение его брата – до февраля 2026 года.
Редакция CMN.KZ продолжит рассказывать об известных казахстанских бизнесменах и том, на чём они зарабатывают.