Казахстанцы в очередной раз жалуются на высокие цены на пассажирские перевозки. На этот раз негативную реакцию вызвало ТОО «Турксиб Астана» и их маршрут «Костанай – Алматы». Редакция CMN.KZ решила узнать, кому принадлежит частный перевозчик
Жительница Костаная, выбрав для поездки в Алматы поезд, посетовала, что не решилась отдать предпочтение самолёту. Кроме жары, по её словам, она столкнулась ещё и с тараканами.
«Может ли поезд с таким туалетами, это не био-туалет, без зарядки, без кондиционера стоить 20 тысяч тенге? Место в купе стоит 20 тысяч тенге, в плацкарте – 13 тысяч тенге. За какие услуги, у меня вопрос. То, что стоит кулер в коридоре и всё? Я молчу, что этот поезд славится тем, что в нём часто бывают тараканы и какие-то клопы. Не понимаю, куда растут эти цены, потому что буквально в середине февраля я ехала из Алматы в Костанай, мой билет стоил 17 тысяч тенге. Прошло 1,5 месяца и билет стоит 20 тысяч», – рассказала девушка.
Отметим, что данный маршрут обслуживает ТОО «Турксиб Астана». По словам девушки, компанию относительно недавно, осенью 2024 года, оштрафовали за очень грязные и старые вагоны. В ТОО обещали решить вопрос.
«Они решили поменять весь состав. Но в феврале я ездила, и поставили только три новых вагона. Билеты в них раскупают с неимоверной скоростью, потому что никто не хочет ехать в этой забегаловке. Два дня в купе, в полной жаре, без нормального туалета, который не работает на станции. Мне уже нечего сказать, если честно. Это вообще поменяется когда-нибудь или нет? Этот поезд признан самым старым составом, который вообще существует в Казахстане. Может, стоит немножко прислушаться к людям? «Турксиб Астана», пожалуйста, поймите это».
В СССР вагоны были лучше, или что известно о самом крупном частном ж/д перевозчике?
Это не первый раз, когда казахстанцы жалуются на качество предоставленных услуг компании «Турксиб Астана». В марте 2024 года в соцсетях завирусился видеоролик про маршрут № 43/44 Костанай — Алматы — Костанай. Автор предполагал, что ещё во времена СССР состояние вагонов было получше.
Компания отвечает за сообщения № 43/44 «Костанай — Алматы», № 327/328 «Костанай — Караганды», № 621/622 «Костанай — Аркалык» и № 15/16 «Алматы — Петропавловск». На балансе ТОО значится около 150 вагонов.
В августе 2024 года сотрудники Комитета железнодорожного и водного транспорта проверили поезд № 43/44 ТОО «Турксиб Астана» и выявили 14 нарушений: несоблюдение санитарных норм, плохой внешний и внутренний вид вагонов и неработающие кондиционеры. В Минтранспорта дали компании 10 дней, чтобы устранить все недостатки.
А в этом году, 22 марта, в вагоне маршрута Костанай-Алматы произошёл пожар. На участке Астана–Караганда-Сортировочная обнаружили возгорание во время движения и сразу же остановили состав. К счастью, никто не пострадал.


ТОО «Турксиб Астана» считается одним из самых крупных частных железнодорожных перевозчиков в Казахстане. По данным официального сайта, в компании работает более 700 сотрудников, на балансе находится более 140 пассажирских вагонов и 62 из них, судя по всему, новых.

Последняя новость на сайте датируется 31 марта 2024 года и это письмо благодарности. А предыдущую, опубликованную 20 ноября 2023 года, посвятили покупке шести новых вагонов от АО «ЗИКСТО». Курсируют они в составах поезда №015/016 «Алматы-Петропавловск».


Учредителями ТОО «Турксиб Астана» значатся Эльдар Шаймарданов и Нурлан Жазылбеков. Директорское кресло занимает Владимир Рожков. Управленческие функции он взял на себя относительно недавно – 11 марта 2024 года. Ранее Рожков, по данным сайта предприятия, значился начальником костанайского участка.
С 2015 года ТОО «Турксиб Астана» пополнил казну государства на 3,55 млрд тенге. Только в этом году налоговые отчисления компании превысили 189 млн тенге.

Ещё один частный перевозчик и строительство дома в горах Алматы
Владелец ТОО «Турксиб Астана» Нурлан Жазылбеков значится учредителем ещё одного частного ж/д перевозчика – ТОО «ARLAN-TRANS-ASTANA». Обслуживает предприятие сообщение № 75/76 «Кызылорда —Петропавловск». У обеих организаций даже сайты схожи по оформлению и контенту. В 2017 году «Турксиб Астана» и ARLAN-TRANS-ASTANA получили 45 пассажирских вагонов от Тверского вагоностроительного завода (ТВЗ). Деньги выделили в АО «БРК-Лизинг».

У Нурлана Жазылбекова есть ещё две компании – ТОО «ТАЙ АГРО» (складирование и хранение зерна), ТОО «SMART TECH STROY» (строительно-монтажные работы). А ещё он владел домом в горах Алматы на участке в 41 сотку, по крайней мере по данным на 2021 год.

Эпопея с домом выше тропы здоровья терренкур началась в сентябре 2020 года, когда Жазыбеков утверждал землеустроительный проект и менял целевое назначение. Уже в ноябре он получил архитектурно-планировочное задание (АПЗ) на проектирование частного дома. Сейчас по адресу улица Таттимбета, 384Б располагается двухэтажный жилой дом. Он соседствует с ЖК «Жанель» и элитной сауной Asheke. Судя по данным Google карт, на участке всё еще ведут ремонтные работы.
Пока владелец крупнейшего частного железнодорожного перевозчика, судя по всему, достраивает себе комфортабельный дом, пассажиры «Турксиб Астана» вынуждены ездить в старых вагонах.
Редакция CMN.KZ будет следить за развитием событий.