Во вторник 4 февраля Министерство транспорта разместило на своем сайте предварительный отчет по расследованию авиационного происшествия с воздушным судном Embraer-190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, которое произошло 25 декабря 2024 года, сообщает CMN.KZ.
«Первоначальный осмотр сохранившихся фрагментов выявил множество сквозных и несквозных повреждений разной величины и формы в хвостовой части фюзеляжа, киля и стабилизатора, рулей высоты и направления. Схожие повреждения были обнаружены на левом двигателе и левом крыле воздушного судна, а также на агрегатах и компонентах воздушного судна. В некоторых местах повреждения имеют правильную прямоугольную форму», — говорится в отчете.
Как отмечается, сквозные повреждения в отсеке гидросистем и механизма управления стабилизатором указывают на проникновения внешних объектов в конструкцию ВС.
В документе говорится, что для определения характера и происхождения сквозных повреждений, вызванных посторонними объектами, будут проведены соответствующие исследования и экспертизы.
Однако в отчете приводятся фотографии, содержащие доказательства повреждений электрической проводки управления привода стабилизатора (триммера по тангажу) до столкновения с земной поверхностью, вероятно вызванные внешними объектами.
«Комиссией по расследованию в присутствии Уполномоченных представителей Федеративной Республики Бразилия, Азербайджанской Республики и правоохранительных органов Республики Казахстан проведены действия по извлечению посторонних объектов, которые могли сохраниться в глухих повреждениях, для направления их на дополнительную судебную экспертизу. В результате из глухих повреждений было извлечено большое количество посторонних объектов», — говорится в документе.
Кроме того, по данным предварительного отчета крушения самолета AZAL под Актау, когда самолет находился на высоте 3500 футов над уровнем моря, было зафиксировано два звуковых удара. Оба звука были записаны в течение 30 секунд. После этого у судна отказало управление.
05:13:31 по записям, полученных с CVR, фиксируется звуковой удар, сработала звуковая сигнализация отключения автопилота (РИ «AUTO PILOT»), автомата тяги (РИ «Throttle»).
05:13:34 давление в 3-ой гидросистеме упало до 0 PSI. Уровень жидкости в 3-ей гидросистеме упал до 0 %. Положение рулей управления (ELEVATOR, AILERON, RUDDER) фиксируются в нулевом положении и остаются в данном положении до конца полета.
05:13:36 зафиксирован отказ системы триммирования воздушного судна по тангажу (AP PITCH TRIM NOT ENGAGED, MACH TRIM NOT CAPABLE). По данным CVR КВС озвучил название сигнализации на экране EICAS: «DOOR…SERVICE DOOR AFT OPEN».
05:13:39 по данным FDR зафиксировано начало разгерметизации кабины.
05:13:47 сработала сигнализация «HYD 2 LOW PRESS». Давление в 1-ой гидросистеме упало до 0 PSI. Уровень жидкости в 1-ой гидросистеме упал до 0 %.
05:13:47 сработала сигнализация «HYD 2 LOW PRESS». Давление в 1-ой гидросистеме упало до 0 PSI. Уровень жидкости в 1-ой гидросистеме упал до 0 %.
05:13:56 по записям, полученным с CVR, фиксируется повторный звуковой удар.
Напомним, самолет Embraer 190 авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевший из Баку в Грозный, разбился утром 25 декабря близ Актау. На борту находились пять членов экипажа и 62 пассажира, среди которых 16 россиян, включая 11-летнюю девочку, 37 граждан Азербайджана, шесть — Казахстана, три — Кыргызстана. В результате крушения 38 человек погибли, 29 выжили.
На брифинге в правительстве министра транспорта Марата Карабаева сообщил, что расследование авиакатастрофы находится на завершающем этапе работы и отчёт планируют опубликовать в ближайшие дни.