К 1 октября в стране привели в нормативное состояние 93% республиканских дорог и 89% областных и районных, сообщает CMN.KZ
В феврале на заседании правительства министр транспорта Марат Карабаев заявил, что в 2025 году в стране проведут реконструкцию и построят 13 тысяч км дорог. Большая часть из них по планам ведомства приходилась на межрегиональные трассы (6,6 тысяч км). Таким образом, к концу года нормативное состояние республиканских дорог должно было достичь 94%, а областных и районных – 91%.
На дворе уже конец октября и ремонтникам стоит поторопиться, чтобы всё закончить за два месяца. В Минтранспорте заверили, что всё успеют к сроку.
«Общая протяжённость автомобильных дорог республиканского значения составляет 25 тысяч км, в нормативном состоянии 93% – 23,3 тысячи км. Протяжённость автомобильных дорог местного значения составляет 70 тысяч км, в нормативном состоянии 89% – 62,3 тысячи км. Из запланированных 3 092 км отремонтировано и построено 2 576 км автомобильных дорог местной сети», – сообщили в Минтранспорта в ответ на запрос редакции.
В этом году на дорожностроительные работы хотят потратить 411,8 млрд тенге. Большую часть денег (339,6 млрд тенге) выделили из республиканского бюджета, а вот оставшиеся (72,2 млрд тенге) заняли. Так, средства Банка развития Казахстана (БРК) пойдут на капитальный и средний ремонт семи тысяч км республиканских дорог. При этом 2,2 тысячи км планируют ввести до конца года. Всего до конца года планируется завершить работы на 847 км республиканской сети.

Без ветерка и по ямам: на загородных трассах введут систему контроля средней скорости
По данным Министерства транспорта, в неудовлетворительном состоянии находится 3504 км (14,1%) дорог республиканского значения. Плохое покрытие не аккумулировано где-то в одном месте. Такие дороги есть во всех областях страны.
Решают проблему за счёт капитального и среднего ремонта. Но даже после завершения, контроль ложится на Национальный центр качества дорожных активов.
«Согласно правилам, объекты не принимаются в эксплуатацию, если есть замечания. В период гарантийного срока – если в ходе эксплуатации выявляются дефекты, может быть задействована ответственность подрядчика и технадзора. Если выявлено отрицательное заключение экспертизы или есть жалобы, выявлены дефекты, нарушения технологического процесса, иные основания, то проверку могут провести внепланово. Экспертиза охватывает выборочную проверку материалов, а готовые покрытия подвергаются сплошной проверке», – сообщили в министерстве.
В ведомстве также рассказали, что для улучшения безопасности дорожного движения в этом году:
- построили пять обходов населённых пунктов и четыре надземных пешеходных перехода;
- обустроили 76 скотопрогонов и 285 км сетчатых ограждений для предотвращения выхода животных на проезжую часть;
- на аварийноопасных участках установили 4 тысячи м² шумовых полос, установили 630 тысяч дорожных знаков, нанесли 35 тысяч км дорожной разметки, а также осветили 320 км дороги.
«Для соблюдения скоростного режима на загородных трассах поэтапно внедряется система контроля средней скорости на платных участках. В настоящее время контроль осуществляется на дорогах Астана – Щучинск (211 км), Шымкент – Кызылорда (446 км), Астана – Павлодар (375 км), Шымкент – Тараз (89 км), Павлодар – Семей – Калбатау (456 км), Павлодар – Омск (198 км), Уральск – Саратов (100 км), Астана – Темиртау (134 км)«, – добавили в Министерстве транспорта.
Дорожные артерии в казахстанской степи
В этом году сразу несколько дорог планируют ввести в эксплуатацию. В министерстве заверяют, что на большей части проектов уже закончили работу, осталось только ввести их в эксплуатацию. Чем и планируют заняться в последние месяцы 2025 года.
- Проезд по новому покрытию на «Калбатау – Майкапшагай» уже обеспечен на всём протяжении 415 км. Только дорогу ещё не ввели в эксплуатацию. Общая стоимость составила 214 млрд тенге;
- 67 км автодороги «Курты – Конаев» реконструировали за 49 млрд тенге. Там обновили всё дорожное покрытие;
- Ремонт 400 км дороги «Кызылорда – Жезказган» разделили на два этапа. Сначала в этом году за 93 млрд тенге сделают 192 км в Кызылординской области. А потом займутся реализацией проекта в области Улытау. Там уже выбрали подрядчиков, ведутся работы по обустройству объездных дорог и снятию плодородного слоя. Более того, уже начато устройство дорожного конструктива. Общая стоимость второго этапа – 108 млрд тенге;
- По участку «Узынагаш-Отар» уже открыли движение по новому покрытию на протяжении всех 42 км. На финальном этапе находится обустройство дороги: барьерное ограждение, разметка, дорожные знаки. Стоимость проекта – 57,2 млрд тенге.

Новая пятилетка за три года
Есть в Казахстане и более долгосрочные проекты, которые нельзя закончить за один год. Их несколько:
- Проект «Актобе-Улгайсын» в 234 км хотят реализовать частично за счёт займов Европейского банка развития и реконструкции (ЕАБР) и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (459 млрд тенге). Заявки по ремонту вскрыли 20 октября. Подписание контрактов назначили на этот год. Реализацию проекта запланировали на 2026-2029 годы. Общая сумма проекта составит 523 млрд тенге;
- За 670 млрд тенге построят дорогу «Караганда – Жезказган». 650 млрд тенге планируют занять у Международного банка реконструкции и развития и Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Вскрытие заявок по конкурсу состоялось 13 октября. Строительство займёт несколько лет – с 2026 до 2029;
- Проект реконструкции автодороги «Атырау-Доссор» хотят провести за счёт Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Подписать контракты с победителями конкурса планируют в начале следующего года. За 87 км заплатят 138 млрд тенге, из них займ у банка составит 121,8 млрд тенге;
- 102 км проекта «Обхода города Сарыагаш» обойдутся в 238 млрд тенге. Из них 202 млрд тенге планируют взять у Азиатского банка развития. Необходимую госгарантию на полную сумму проекта уже выдали. Сейчас подводят итоги конкурса. Реализацию также запланировали на 2026-2029 годы.

Ранее в Казахстане вступили в силу обновлённые правила пользования платными дорогами республиканского значения. Теперь с казахстанцев не будут списывать деньги за проезд по участкам трасс, которые имеют дефекты. Как будет действовать норма и кто должен оценивать «дыры» в асфальте можно узнать здесь.
Читайте также:

