Информация о том, что в стране планируют ограничить работу InDrive и «Яндекс.Такси» по междугородним перевозкам, волной прокатилась по казнету. О таком решении 30 июля в кулуарах правительства заявил министр транспорта Марат Карабаев. Новость получила бурный отклик, как от сервисов такси, так и от казахстанцев в соцсетях. Она не понравилась практически всем.
Для чего ставят палки в колёса частных перевозчиков Казахстана, и что не нравится пассажирам и экспертам — в материале корреспондента CMN.KZ
Карабаев считает, что цифровизация стала вытеснять автобусные перевозки. Мол, “казахстанцам проще заказать машину онлайн” и не ждать на остановках.
По его словам “в министерстве планируют исправить ситуацию”. И этому должна послужить не только установленная средняя скорость, но и ограничение дальности пригородных поездок для популярных агрегаторов:
«Устанавливаемая средняя скорость повлияет на то, чтобы автобусное сообщение возобновилось. Водители такси нарушают предельную скорость и доезжают быстрее. Когда у нас будет средняя скорость, то разница будет небольшая у автобуса и легкового авто. Есть опыт стран, когда такого вида агрегаторы имеют право довозить до 50 километров, не больше», – сказал Карабаев в кулуарах правительства.
Карабаев подчеркнул, что на большие расстояния будут ездить только автобусы. А InDrive и «Яндекс.Такси» не будут иметь возможность совершать поездки на расстояния свыше 50 километров. Помимо этого в Минтранспорта РК хотят ввести обязательный Face ID для водителей интернет-платформ в качестве меры ограничения времени работы.
Отработать закон планируют осенью, после выхода из отпуска депутатов. По словам министра транспорта, законопроект “прошёл”, и сейчас находится в Сенате.
Мнение компаний и экспертов
В пресс-службе inDrive подчеркнули, что компания на рынке Казахстана уже 10 лет. У её сервиса многомиллионная пользовательская аудитория и все эти годы они соблюдают «требования регулирующих органов»:
«На сегодняшний день inDrive является самым популярным онлайн — приложением для поиска попутчиков в стране. Удобство таких поездок заключается в том, что с водителем можно поехать в любой город в удобное время и по той цене, о которой водитель и пассажир договорятся сами. Решение об ограничении максимального расстояния по междугородним поездкам затронет огромное количество пассажиров и водителей, и этот вопрос нужно прорабатывать всем участникам рынка совместно с Министерством Транспорта РК».
Как отмечают представители палаты “Атамекен”, такие ограничения являются нарушением прав предпринимателей. По мнению замдиректора РПП «Атамекен» Алматы по правовым вопросам Мейрамбека Каныбекова, это нарушение Конституции РК:
«Как защитники прав предпринимателей, мы считаем, что такое заявление противоречит 26 статье Конституции. В ней прямо оговорено, что “Каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается”. Если в действиях компаний, работающих в сфере пассажирских перевозок, министр или министерство видит какие-то всплески нарушений правил дорожного движения, тогда надо подкрепить это статистикой. Но статистика статистике рознь. Не все ДТП случаются с участием транспортных средств этих компаний».
Каныбеков также обращается к словам Токаева, который в 2023 году на встрече с представителями бизнеса подчеркнул, что “госаппарат не должен видеть в каждом бизнесмене потенциального нарушителя закона”.
«Такой подход порождает репрессивный по своей сути характер администрирования. Государство обязано помогать предпринимателям», — процитировал он президента.
Каныбеков также упомянул, что практика других стран, где для агрегаторов существуют ограничения в 50 км, несопоставима с Казахстаном. Так как это карликовые страны, где протяженность автомобильных дорог не составляет трех тыс. км. и “плотность автотранспорта может быть удобная”.
У представителей “Атамекен” имеется чёткая позиция по данному вопросу. Как пишет пресс-служба национальной палаты, если предложение все же будет обсуждаться в Сенате, то региональное представительство будет действовать:
«В таком случае представительство «Атамекен» намерено сначала заслушать мнение общественности, (в том числе представителей транспортных компаний). И обсудить его на заседании совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, а потом довести до сведения бизнес-омбудсмена и руководства национальной палаты, чтобы снять такие ограничения».
“Влияния на рынок нет”
Реализацию подобных ограничений на практике плохо себе представляют даже в руководстве республиканской Ассоциации служб такси Казахстана.
Её председатель Медет Курманов говорит, что у государства не было и нет механизмов способных регулировать рынок:
«Рынок сегодня не регулируется государством, он самообразован, хаотичен и ведет себя так, как выгодно либо водителям, либо тем, кто обслуживает пассажиров. Это происходит последние шесть лет в таком формате, и, по сути, государство никак не влияет на рынок».
Именно иностранные компании, то есть действующие в стране агрегаторы, по его словам, устанавливают свои правила игры на рынке. И им решать, кто будет водить, сколько это будет стоить и на какое расстояние будет ездить транспорт.
«По сути, сегодня люди, которые занимаются перевозками, не имеют права этим заниматься. Все нормы и требования в сфере автотранспорта к перевозчикам, автомобилю, водителю повсеместно нарушаются, и за этим никто не следит. Поэтому не важно кто и что требует, это просто слова. По факту они не смогут это реализовать, потому что нет никакого влияния на регулирование рынка», — отмечает спикер.
Курманов считает, что совершенно неясно, как и кто собирается контролировать ограничения и какие будут принимать меры после. Нет работающих механизмов. Вот введение средней технической скорости, которое сейчас обсуждается в парламенте, по словам эксперта, может стать реальной мерой по повышению безопасности:
«Это в целом применимая для всех видов транспорта норма. И она позволит ограничить скорость перемещения авто по всей трассе, а не только перед камерами видеонаблюдения. И как итог это в целом обезопасит дорожное движение по всей стране».
Не все понятно с механизмами фиксирования и юристу Алексею Катунцеву. Он также отмечает незаконность ограничения расстояния:
«Как они будут это фиксировать? Как будут применять на практике? Если даже предположить, что они будут расстояние вводить в приложение, надо понимать, что агрегат не казахстанский, что это американская система, и, чтобы внести туда изменения, нужно будет привлекать американских специалистов. Поэтому сложно сказать, как это будет. Но с точки зрения права ограничивать нельзя».
В противном случае, по его мнению, рынок просто уйдет в тень и перестанет платить налоги.
«Через агрегаторы есть хоть какая-то фиксация и отчётность. Не знаю, как это будет реализовано, если вообще возможно это реализовать. Мне пока слабо в это верится», — подытоживает эксперт.
“Значит пойдём в обход”
Не в восторге от подобных нововведений и пассажиры. Люди совершенно не понимают, почему популяризацию общественного транспорта пытаются проводить в ущерб комфорту граждан.
Например, одна из пользовательниц Facebook Салтанат Бектурсынова пишет, что если люди предпочитают переплачивать и выбирают такси, значит, этому есть объяснение и народу так комфортнее.
По её мнению, ограничение скорости и так вернёт популярность автобусов. Зачем отбирать у людей возможность доехать с комфортом в одиночестве, с кондиционерами и багажником нужного объема?
Под постом женщины комментаторы утверждают, что те, кто пытается ввести нормы ограничения километража, видимо, никогда не ездил на пригородном транспорте.
«Маленькие, душные, забитые под самые потолки автобусы. Я стабильно два раза в неделю пользуюсь 225-м и даже на конечной в него не сесть. Что такое кондиционер эти автобусы вообще не знают», — комментирует происходящее алматинка Анастасия Клинникова.
Другие пользователи также справедливо замечают, что ничто не сможет помешать разбить поездку на две или три по длительности, договорясь с водителем. Но уровень безопасность от таких манипуляций не повысится.
Тут же появились предположения, что закон является лоббированием интересов частных компаний. А у людей просто “отбирают свободу выбора”. И не берут в расчет ни пожилых, ни детей, ни людей с инвалидностью.
«Если для населения удобно, то чиновникам надо сделать так, чтобы народу было неудобно. Чиновники забывают, что люди кормят семьи извозом. Или они обеспечили всех работой? По городу много не заработаешь. Да и автобусы никого из дома забирать не будут», — пишет председатель правления РОО «Казахстанский альянс медицинских организаций» Даулетхан Есимов.
Казахстанцы склоняются к тому, что нововведению не дадут хода, так как оно не встретило поддержки среди большинства простых граждан. Народное мнение по данному вопросу можно выразить одним единственным комментарием: