Приказ о внесении изменений в государственные нормативы в области архитектуры, градостроительства и строительства по размещению зарядных станций для электромобилей появился на официальном сайте госорганов Казахстана. Он составлен Министерством промышленности и строительства РК и Комитетом по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Чего коснутся новые нормы, рассказывает CMN.kz
Для начала вспомним, что в ноябре 2023 года в стране запретили устанавливать зарядные устройства и заряжать машины не только на стоянках жилых комплексов, но и на парковках торговых центров, а также и на уличных станциях.
Ограничение было продиктовано отсутствием нормативов по установке литий-ионных аккумуляторов и как следствие, их опасностью.
Тогда в МЧС страны отметили, что “до принятия соответствующих нормативных правовых актов” использование зарядных станций недопустимо.
Интересно, что по статистическим данным на конец января текущего года, самое большое количество электромобилей зарегистрировано в Алматы – 4315, Астане – 945 и в Алматинской области – 354 единиц. Меньше всего электрокаров в Абайской области. Там насчитывается всего 14 автомобилей на электричестве.
Но очевидно, общего количества по стране достаточно для принятия необходимых норм. Сам приказ датирован 19 апреля и вступает в силу в день подписания.
Что нового
Согласно тексту документа, теперь при любом строительстве следует предусматривать устройства “зарядной сервисной инфраструктуры электротранспорта”. Речь идёт о территории городских и сельских населённых пунктов страны.
“Зарядные станции могут размещаться на автозаправочных и автогазозаправочных станциях (A3C и АГЗС), станциях технического обслуживания, стоянках для автомобилей, объектах придорожного сервиса, в жилых, общественно-деловых и производственных зонах”.
значится в документе.
- Также по новым данным, при размещении парковочных мест на стоянках автомобилей следует предусматривать места для хранения электромобилей, оборудованные зарядными устройствами в соответствии с государственными нормативами по проектированию стоянок автомобилей.
- При этом разрешается применение зарядных устройств электромобилей только заводского изготовления со степенью защиты электрической сети “не менее IP 54 (степень защиты от пыли и брызг), с наличием устройства защитного отключения (в том числе при получении сигнала о срабатывании систем противопожарной защиты).”
Следующим пунктом рекомендуется установка на A3C (АГЗС) станций быстрой или супербыстрой зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридных автомобилей. При этом минимум одно из мест зарядки должно быть доступно для людей с инвалидностью, использующих кресло-коляску.
Также определены расстояния от парковочных мест с зарядными станциями до ближайших зданий, учреждений и предприятий. Они соответствуют тем, что принимаются для автостоянок с учётом противопожарных требований безопасности.
В нормативном списке раздел “термины и определения” пополнится новыми понятиями, такими как “Электромобиль” и “Зарядные устройства для транспортных средств с электродвигателями”.
Безопасность и нормы
В приказ также включены спецтребования к парковочным местам для электромобилей, с учётом открытого и закрытого типа стоянок и степени огнестойкости здания, в котором располагается парковка.
Например, в закрытых автостоянках машиноместа допускается размещать не ниже 1-ro подземного или подвального этажа и использовать только для зарядки автомобилей с аккумуляторами, не выделяющими при зарядке и эксплуатации пожароопасные вещества в объёме, способном образовать взрывопожароопасную среду.
Помимо этого, четко прописаны требования к пожарной безопасности и мощности электросети для установки каждого из типов зарядок.
А также количество парковочных мест для каждого из конкретных случаев.
Среди прочего обозначена необходимость использования парковочных знаков для электромобилей, и указателей, обозначающих место зарядки и ограничивающих время зарядки каждой машины. А также запрет на использование места обычными авто.
Кроме этого, рассматривается возможность удаленного управления процессом зарядки с помощью искусственного интеллекта.
Согласно документу, указанные нормы действительны для вновь строящихся, реконструируемых, а также подлежащих капремонту зданий и территорий. Будут ли они применятся к старым постройкам, пока неизвестно.