Депутаты Сената выступили за превращение аэродрома «Юбилейный» в крупный транспортно-заправочный комплекс, но премьер-министр Олжас Бектенов объяснил, почему это невозможно. Детали – в обзоре CMN.KZ

В конце декабря 2024 года депутаты в своём запросе указали премьеру на то, что поскольку Казахстан – кандидат на роль транспортно-логистического хаба Центральной Азии, то необходимо создавать эффективные авиаузлы, железнодорожные вокзалы и морские порты. В качестве примера, они вспомнили про аэродром «Юбилейный», который расположен на территории космодрома «Байконур» в Кызылординской области.

«Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры увеличивает рост торговли. Согласно исследованиям Всемирного банка, улучшение дорожной инфраструктуры в Казахстане всего на 1% приведет к увеличению экспорта – на 3,7% и импорта – на 2,3%. В прошлом году в своем послании президент РК дал поручения о преобразовании аэропортов Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе в мультимодальные центры, предоставляющие конкурентоспособные и качественные услуги по консолидации и распределению грузов. Однако в этом секторе страны существуют препятствия, проблемы и риски. Это связано с тем, что авиация требует постоянной модернизации воздушной инфраструктуры и технологий и требует больших денег. Поэтому мы не конкурентоспособны на международной арене», – говорится в начале запроса законотворцев

Далее депутаты обратили внимание премьера, что ещё в начале 1980-х годов на территории комплекса «Байконур» в рамках программы космического корабля «Буран» построили аэродром «Юбилейный». Указывается, что площадка приспособлена для многократного использования и предназначалась для опытно-конструкторских работ.

«Взлётно-посадочная полоса аэродрома длиной 4500 метров, шириной 84 метра и толщиной 32 сантиметра изготовлена ​​из высокопрочного бетона — монолитного. За годы эксплуатации аэродром был способен принимать самолёты массой до 392 тонн и все типы самолётов и относился к первому классу. Кроме того, он был оборудован необходимой инженерной инфраструктурой, зданиями и сооружениями для приёма самолетов. Раньше аэродром принадлежал Министерству обороны. После распада СССР его несколько лет не использовали, забросили и частично разграбили. В 1997 году объект был восстановлен и использовался Роскосмосом до 2020 года», – говорится в запросе депутатов.   

Однако уточняется, что в 2020 году экспериментальная авиация РФ исключила «Юбилейный» из государственного реестра аэродромов, и его деятельность прекратилась. Поэтому статус и принадлежность объекта вызвали вопросы у депутатов. Они призвали эффективно использовать потенциал «Юбилейного» как крупного комплекса для дозаправки транзитных тяжёлых грузовых самолетов по примеру аэропортов Франкфурта, Дубая, Лондона, Чикаго, Сингапура, Шанхая и других стран.

Для этого депутаты просят передать аэродром в коммунальную собственность, помимо прочего оснастить современными станциями заправки различных типов воздушных судов, а также привлечь крупных инвесторов.

Ответ Олжаса Бектенова

В своём ответе 22 января 2025 года Олжас Бектенов сразу же указал, что Казахстан не планирует ремонтировать аэродром, арендованный Россией.

«Сегодня аэродром не функционирует, а его эксплуатантом является АО «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры». Для полноценной работы объекта необходимо наличие элементов, отвечающих стандартам Международной организации гражданской авиации. При этом состояние инфраструктуры оценивается как неудовлетворительное, а сам аэродром не соответствует международным требованиям для обеспечения безопасности полётов. Также на аэродроме отсутствует необходимая инфраструктура для приёма грузовых воздушных судов и обработки авиагрузов. В этой связи для возобновления деятельности аэродрома необходимо восстановить объекты инфраструктуры, обновить парк спецтехники и набрать персонал, что потребует значительных финансовых вложений», – сообщил премьер.

Бектенов добавил, что ближайший к Байконуру аэропорт находится в Кызылорде и считается авиаузлом областного значения, «обеспечивающим удовлетворение населения в авиасообщениях».

«В условиях увеличения авиаперевозок в стране наблюдается рост потребления и импорта авиационного топлива. При этом увеличение производства авиатоплива отечественными нефтеперерабатывающими заводами планируется к 2030 году и составит порядка 1,5 млн тонн. В связи с этим, а также учитывая проводимую работу по модернизации топливно-заправочных комплексов в крупных аэропортах страны, оснащение аэродрома современными станциями для дозаправки воздушных судов считаем нецелесообразным. На основании вышеизложенного, полагаем неэффективным на данный момент его использование в качестве мультимодального авихаба», – заключил премьер.

В конце он также добавил, что в правительстве готовы рассмотреть предложения инвесторов, если они заинтересуются ремонтом «Юбилейного».

Журналист CMN.KZ ранее выяснила, что из 20 действующих аэропортов республиканского и областного значения большая часть находится в государственной собственности, другую либо продали, либо отдали в доверительное управление.

Читайте также:

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version