В Межрайонном суде по уголовным делам Астаны на скамье подсудимых оказались сотрудники АО «Қазтеміртранс» и бизнесмены, которых вынуждали давать взятки за подачу вагонов. В Антикоре дело в отношении предпринимателей прекратили, но в главной транспортной прокуратуре решили иначе. Гособвинитель запросил для бизнесменов до восьми лет лишения свободы, несмотря на явку с повинной, сообщает CMN.kz
В конце 2022 года в Антикоре сообщили, что сотрудники филиалов АО «Қазтеміртранс», использовали дефицит полувагонов для получения взяток. После перевода денег на личные счета, бизнесмены получали составы для перевозки грузов.
Сейчас в Межрайонном суде по уголовным делам Астаны идёт процесс по этому кейсу. Одновременно судят сотрудников дочернего предприятия КТЖ (Нуркена Сайранова, Дастана Абытова, Марата Кенжебаева) и 14 предпринимателей.
С чего всё начиналось или как за вагоны в «Қазтеміртранс» требовали деньги сверху
В октябре 2022 года Антикор заинтересовался дефицитом вагонов. Уже в декабре пострадавшие бизнесмены сами пришли к следователям. Во время явки с повинной они рассказали о даче взятки сотрудникам «дочки» КТЖ. Они сообщили, что с них требовали деньги для решения вопросов по поставке вагонов.
Бизнесмен Нуркуйса Кунжуманов, работающий в транспортно-экспедиторской компании, рассказал, что однажды к нему обратились клиенты с просьбой решить проблему с поставкой полувагонов.
«Клиенту позвонил сотрудник карагандинского филиала Куралбек Абдрасилов (ныне покойный – Прим. Ред.) и попросил пять тысяч тенге за каждый вагон. Итого 50 тысяч тенге. Клиент сказал, чтобы мы как экспедиторы разобрались. Абдрасилов мне сказал, что либо он забирает вагоны, либо я плачу. Когда были проблемы с поставками, я звонил Куралбеку Абдрасилову и просил. Если посмотреть обвинительный акт, то там видно, что по плану должны были предоставить 150 вагонов, а поставили 50. На остальные пришёл штраф, который сразу же списался с личного счёта. Я передал где-то 3,5 млн тенге. Абдрасилов – наёмный работник, он не уполномоченное лицо. Во время следствия он говорил, что мои деньги передавал директору. А при негласных следственных действий (НСД) Абдрасилов уговаривал меня и другого бизнесмена сказать, что мы были знакомы с его директором, который сказал, чтобы все вопросы решали через Абдрасилова и все деньги передавали через него. Но уже по-другому делу Абдрасилов говорил, что все полученные средства забирал себе, а не директору»,
сообщил Кунжуманов корреспонденту CMN.kz.
Почти аналогичную историю рассказывает другая пострадавшая предпринимательница по имени Ольга.
«Моя компания поставляет уголь на металлургические предприятия. В 2019 году из-за необходимости полувагонов заключили договор с «Қазтеміртранс». Мы соблюдали все условия: заключили договор, подали план в головной офис, положили деньги на лицевой счёт, чтобы оплачивать за перевозку. Несколько недель нам не предоставляли вагоны, никто не объяснял причину. Я приехала в карагандинский филиал в сентябре 2019 года. Мне сказали, что подадут вагоны, но взамен попросили сделать переводы. Звучала такая фраза: «Нет денег – нет вагонов». С сентября 2019 года с меня 13 раз требовали перевести деньги. Последний раз я перевела деньги в ноябре-декабре 2022 года. В общей сложности вышло где-то три млн тенге»,
рассказала корреспонденту CMN.kz предпринимательница Ольга.
Можно ли было отказаться от требований сотрудников «Қазтеміртранс»?
Дочерняя компания КТЖ выступает основным владельцем грузовых вагонов в Казахстане. Как сообщили в ассоциации национальных экспедиторов, на 23 сентября 2022 года в стране было зарегистрировано 58 199 полувагонов. Более 27 тысяч находились на балансе АО «Қазтеміртранс». На втором и третьем месте расположились ТОО «ТрансКом» (входит в группу ERG) и ТОО «БогатырьТранс» («дочка» угольной компании). Основная часть владельцев грузовых составов используют их для собственных нужд. Следовательно, они не смогут предоставить полувагоны конкурентам.
«Доля «Қазтеміртранс» на рынке составляет более 63%. Это монополист полувагонов на территории Казахстана. Других собственников, которые имеют такой же парк, и могут удовлетворить наши потребности по грузоперевозке просто нет»,
сообщила предпринимательница Ольга.
По условиям договора, за каждый день простая подвижного состава со счетов бизнесменов автоматически списываются деньги. Не говоря уже об убытках из-за невыполнения обязательств перед клиентами. Как говорят бизнесмены, они оказались в безвыходной ситуации.
«Другого варианта решить вопрос не было. За каждый неосвоенный вагон, который не подали на погрузку, «Қазтеміртранс» списывает с лицевого счёта штраф. Столько раз обращались к руководству, чтобы отменили штраф, который образовался не по нашей вине, но ничего не добились. Никакой обратной реакции никогда не следовало. У нас оставался только вариант давать взятку сотрудникам карагандинского филиала, иначе мы бы потеряли бизнес. Это было вымогательство. Отмечу, что за вагоны мы полностью платили. Та стоимость грузоперевозок, которая была указана, оплачивалась в полном объёме. Нам не делали скидок, никто бесплатно нам не давал полувагоны. Нас заставили платить за то, что нам просто давали вагоны»,
объяснила предпринимательница Ольга.
Мы лишь пытались спасти свой бизнес
В Антикоррупционной службе дела в отношении предпринимателей зарегистрировали по статье 367 УК РК «Дача взятки». В связи с примечанием «лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно сообщило о ней», дела в отношении бизнесменов прекратили. Рассказы предпринимателей, денежные переводы в Kaspi и переписки в WhatsApp легли в основу доказательной базы.
Однако в Главной транспортной прокуратуре решили, что их коллегам из Антикора было известно обо всех фактах до явки с повинной. Предпринимателям отказали в удовлетворении ходатайства о прекращении уголовных дел. 26 февраля 2024 года гособвинитель запросил для одного из бизнесменов восемь лет лишения свободы, для двух – семь лет, для одиннадцати – три года и для одного – штраф.
В Межрайонном суде по уголовным делам Астаны стороны уже перешли к прениям. Выступающие предприниматели рассказывают почти идентичные истории.
«Мой клиент Амангельды Айдаргазин работает менеджером-логистом в ТОО «Эверест». Он отвечал за оформление договоров и ж/д перевозки. Были большие проблемы с поставкой вагонов. Летом 2021 года Айдаргазин отправился в карагандинский филиал АО «Қазтеміртранс», где познакомился с директором Нуркеном Сайрановым. А тот уже отправил его к Абдрасилову. Тот обозначил сумму в пять тысяч тенге за каждый поставленный вагон. Выбора не было, пришлось согласиться, иначе их ждали штрафы и неустойки. Айдаргазин с июля 2021 по апрель 2022 года перевёл 1,6 млн тенге. В феврале 2023 года мой клиент пришёл с явкой с повинной,
рассказал в суде адвокат Айдаргазина Аннас Таймазов.
В ходе судебных разбирательств выяснилось, ещё одна подсудимая Гаухар Жусупова передала бывшему директору Акмолинского филиала «Қазтеміртранс» Марату Кенжебаеву 1,3 млн тенге. После этого проблемы с погрузкой вагонов решились. Как указано в обвинительном акте, Жусупова сама обратилась к главе филиала с просьбой в ноябре 2022 года.
«Жусупова поясняла, что это Кенжебаев 2 ноября позвонил ей. Этот звонок зафиксирован. Он попросил побыстрее загрузить вагоны. А потом Кенжебаев внезапно попросил 1,3 млн тенге. И ещё 200 тысяч надо было отправить неизвестному человеку. Но Жусупова забыла это сделать, потому что была занята. Кенжебаев не говорил, что у ТОО могут начаться проблемы, если она не даст деньги. Но она так подумала. А ранее ей в «Қазтеміртранс» сказали, что по указанию Кенжебаева не будут давать вагоны её компании. Жусупова была вынуждена передать в тот же день 1,3 млн тенге из личных средств. Кенжебаев не говорил, что берет деньги в долг. После этого заявки на погрузку удовлетворили»,
рассказал во время суда адвокат Гаухар Жусуповой.
Предприниматели сходятся во мнении, что давая взятки сотрудникам карагандинского филиала, лишь пытались спасти свой бизнес. Редакция CMN.kz продолжит следить за развитием событий.
Читайте также:
- Оповещение о землетрясениях: в ДЧС заподозрили экс-компанию Нурали Алиева в подлоге документов
- Проверить активы: мать Бишимбаева избавляется от бизнеса?
- В Алматы ледовый каток у трамплинов Сункар сдают в аренду
Комментируй, делись мнением у нас в Telegram!
Получай оперативные новости дня в свой смартфон: подпишись на CMN.kz