На дорогах всё чаще встречаются машины иностранных брендов, собранных на казахстанских заводах. Однако многие водители по-прежнему относятся к их качеству с осторожностью и предпочитают покупать автомобили из-за рубежа. Пока споры о рентабельности этих машин не утихают, корреспондент CMN.KZ решил выяснить, насколько доверяют им чиновники и кто из госслужащих уже пересел на авто казахстанской сборки
Осенью на одном из брифингов в правительстве министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев пообещал пересесть на служебный автомобиль казахстанской сборки. Отвечая на вопрос журналистов, глава ведомства признался, что не знает, где был произведён автомобиль, на котором он приехал на заседание.
Это был очередной случай, когда представители СМИ поинтересовались, почему министр, курирующий отрасль машиностроения, не продвигает отечественный автопром своим примером. Ведь пока казахстанцы размышляют над покупкой машин местной сборки, чиновники могли бы вдохновить их, начав с себя.
Что такое казахстанский автопром и какие машины у нас собирают?
Размышления о служебных машинах министров неизбежно подводит к главному — что на самом деле представляет собой отечественный автопром? Следует отметить, что в стране нет полного цикла производства машин. Казахстан не имеет собственного автомобильного бренда, а то, что называют казахстанскими автомобилями — это машины, которые собирают на местных заводах из комплектующих зарубежных брендов.
Чтобы разобраться, какие модели производятся на отечественных предприятиях корреспондент CMN.KZ обратился за точными данными в профильное ведомство.
Согласно информации Министерства промышленности и строительства, в Казахстане работают восемь автосборочных заводов. Два из них специализируются на выпуске легковых автомобилей уже известных моделей.
- ТОО «СарыаркаАвтоПром» (Костанай):
- Chevrolet (Cobalt, Nexia, Tracker)
- Kia (K5, К8, Sorento, Sportage)
- Jac (J7, S3)
- Skoda (Octavia, Kodiaq)
- Renault (Duster, Arkana)
- Lada (Vesta, Granta)
- АО Hyundai Trans Kazakhstan (Алматы):
- Hyundai (Accent, Elantra, Sonata, Tucson).
Среди казахстанских водителей эти автомобили пользуются спросом. Во-первых, такие машины обходятся дешевле благодаря сборке внутри страны. Так, по крайней мере, можно обойтись без высоких таможенных пошлин. Во-вторых, обслуживание и ремонт казахстанских машин должны быть проще — запчасти и сервисные услуги быстрее доставляются и стоят дешевле, чем у импортных аналогов. Наконец, покупая машины местного производства, люди поддерживают развитие казахстанской автомобильной промышленности. Хочется надеяться, что так казахстанцы укрепляют экономику страны и помогают создавать новые рабочие места.
Сейчас казахстанские автосборочные заводы предлагают широкий ассортимент современных и престижных моделей. Это делает их привлекательными не только для частных покупателей, но и, должно быть, для государственных служащих.
На чём ездят левобережные чиновники?
За исчерпывающей информацией корреспондент CMN.KZ обратился с официальным запросом в главный гараж страны — Автохозяйство Управления делами президента РК. Это государственное предприятие отвечает за предоставление служебного транспорта четырём охраняемым лицам: президенту, премьер-министру, спикерам Мажилиса и Сената, а также большинству высокопоставленных чиновников.
Основными пользователями автопарка являются госслужащие корпуса «А» — руководители, занимающие ключевые административные должности. Среди них руководство Администрации президента, члены правительства, аппарата Правительства, руководство и судьи Конституционного и Верховного судов, а также топ-менеджеры АО «Самрук-Қазына» и Национального управляющего холдинга «Байтерек».
Однако в автопарке, который обслуживает высшие эшелоны власти, казахстанские автомобили составляют менее половины.
«Доля транспортных средств казахстанской сборки составляет 43% от всего парка автохозяйства. В их число входят автобусы марки Yutong и легковые автомобили марок KIA и Hyundai. В перспективе автохозяйство планирует продолжать увеличивать долю транспортных средств казахстанской сборки», — сообщили в госпредприятии.
При этом в автохозяйстве не уточнили, кто из пользователей передвигается на автомобилях отечественного производства. Эту информацию они отнесли к категории данных с ограниченным доступом.
Какие машины выбирают акимы?
Гаражи акиматов, в свою очередь, автономны и не зависят от президентского Автохозяйства. Соответственно, местные власти вольны выбирать служебный транспорт по своим вкусам и приоритетам.
Исследуя данные акиматов, стало очевидно, что подход к выбору служебных машин в каждом регионе различается. Местные власти самостоятельно принимают решение — покупать автомобили или арендовать их у частных компаний.
Например, аким Астаны Женис Касымбек передвигается на автомобиле KIA отечественной сборки. При этом автопарк столичного акимата не полностью перешёл к машинам казахстанского выпуска. Работники акимата также ездят на электромобилях, которых у нас в стране вовсе не собирают. В своём ответе на запрос представители акимата подчеркнули, что считают важным беречь окружающую среду и использовать экологичный транспорт, чтобы сократить загрязнение воздуха в столице. По этой причине они открыли 30 электрозарядных станций в городе для служебных нужд и для всех горожан.
Все эти машины акимат арендует у частного партнёра. В столичном акимате сочли, что арендуя служебный транспорт можно сократить расходы на содержание автопарка, его обслуживание и ремонт.
До 2018 года столичные власти ежегодно тратили около 600 млн тенге на содержание и эксплуатацию служебного автопарка через подведомственную организацию. Но позже такой механизм они сочли невыгодным и решили отказаться от покупки и содержания автомобилей за счёт бюджета. Подведомственное предприятие они ликвидировали и перешли на договор государственно-частного партнёрства. Как заявляют в акимате, такое решение сэкономило им более двух миллиардов тенге.
«Экономия стала возможной благодаря сокращению расходов на содержание автопарка, приобретение и ремонта автомобилей, оплату труда и содержание штата сотрудников. Служебные автомобили последующем были переданы центральным государственным органам и социальным объектам в сферах образования и здравоохранения», — сообщили в Управлении по инвестициям и развитию предпринимательства города Астаны.
А структурные подразделения акиматов прибегают к услугам такси. Для сотрудников установлены лимиты на поездки на такси за счёт бюджета. Это помогает грамотно распределять деньги и контролировать расходы, уверяют в акимате.
Градоначальник Шымкента Габит Сыздыкбеков тоже ездит по городу на машинах казахстанской сборки.
В шымкентском акимате уверенно заявили, что их автопарк полностью состоит из машин казахстанского производства. Местные власти посчитали, что аренда служебных автомобилей невыгодна, поэтому решили полностью отказаться от неё. Вместо этого в 2024 году они приобрели три машины казахстанской сборки для своих нужд — KIA K8, KIA Sorento и Hyundai Sonata.
Ранее стало известно, что до 2027 года в Казахстане заработают заводы по сборке машин китайских брендов CHANGAN, HAVAL, CHERY, Geely, Exeed и KAIYI.