Недавно в Казнете вспыхнула дискуссия о дневниках благодарности для мусульманских девочек, которые были замечены в одном из магазинов Алматы. Пользователи разделились во мнениях: одни считают, что такие дневники пропагандируют религию, другие же видят в этом обычное проявление религиозных ценностей. Корреспондент CMN.KZ поговорил с теологом и выяснил, пропаганда ли это
Теолог Расим Челидзе отметил, что определённая «мягкая» форма пропаганды всё же присутствует. Специалист пояснил корреспонденту CMN.KZ, что религиозные общины заинтересованы в привлечении новых последователей, так как их жизнедеятельность напрямую зависит от количества членов.
«Для распространения любой идеи необходим маркетинг. В религиозных общинах такую функцию выполняет миссионерская деятельность, которая использует мягкую силу пропаганды, как в случае с этими дневниками, которые призывают к благодарности Богу», — отметил Челидзе.
По мнению эксперта, издательства, выпускающие такие блокноты и дневники, возможно, считают, что их действия направлены на утверждение и напоминание мусульманам о религиозных ценностях. Однако, как подчёркивает Челидзе, им следовало бы объяснить, что именно они подразумевают под понятием «благодарность» в контексте их продукции.
На вопрос репортёра о том, есть ли в этих блокнотах риск навязывания религиозных взглядов детям, теолог ответил, что проблема заключается не столько в религии, сколько в её последователях и их понимании.
«Важно, какие у них религиозные взгляды, насколько они соответствуют традиционным морально-нравственным принципам и какое воспитание они дают своим детям. Воспитание в контексте религии напрямую связано с установками общины, к которой они принадлежат», — отметил Челидзе.
Он добавил, что принуждение к совершению религиозных действий в целях религиозного воспитания существует во многих религиях и школах.
«Например, в мусульманском ортодоксальном пространстве ребёнку начинают в обязательном порядке повелевать совершать молитвы с семи лет. Дети, не имеющие религиозной базы, пройдут мимо подобных дневников, но подсознательно запомнят информацию, с которой столкнулись», – добавил эксперт.
Религиозная конкуренция
Кроме того, Челидзе напоминает, что в светском государстве любая религия имеет право на существование. Однако, если в таких блокнотах содержатся элементы пропаганды насилия или призывы, угрожающие целостности государства и его светскому характеру, а также представляющие угрозу другим религиям, такие издания необходимо запретить
«Издательства, выпускающие подобные материалы, должны нести ответственность», – считает специалист.
Эксперт также уточнил, что на этом этапе канцтовары никак не могут повлиять на межрелигиозные отношения в стране. Речь идёт скорее о религиозной конкуренции между общинами. Челидзе подчеркнул, что каждая религиозная школа, имеющая разрешение на миссионерскую деятельность, занимается ею.
В заключение специалист отметил, что любая организация или община, не имеющая разрешения на миссионерскую деятельность, не имеет права вести её на территории Республики Казахстан.
«Необходимо выяснить, под чьим патронажем издательство выпускает такие дневники, имеют ли они необходимые разрешительные документы, и какие цели они преследуют», — заключил Челидзе.
Ранее CMN.KZ писала о том, что политолог Асылбек Избаиров уверяет, что подобные дневники для маленьких мусульманок не представляют угрозы для устоев государства или его светского характера. Он подчеркнул, что религия — часть общественной жизни в Казахстане, нравится это кому-то или нет.