В 2024 году экологическая ситуация достигла критического уровня: Алматы вошёл в пятерку самых загрязнённых мегаполисов мира, заняв 5-е место среди 120 крупнейших городов. Депутат мажилиса Сергей Пономарёв считает, что такие показатели недопустимы и призвал правительство принять срочные меры, передаёт CMN.KZ
Он обратился к премьер-министру с депутатским запросом, отметив, что с такими показателями загрязнения воздуха, жителям города рекомендуют ограничить пребывание на улице, а людям с повышенной чувствительностью – использовать защитные маски даже в повседневной жизни.
«Воздух уже можно не только увидеть, попробовать, но даже подержать в руках, настолько концентрированы в нём вредные вещества. По официальным прогнозам, Алматинская агломерация уже в ближайшие десятилетия вырастет до 7,5-8 млн человек. Если не принимать кардинальных мер мы встанем в одной большой пробке и погибнем», – заявил Пономарёв.
По мнению мажилисмена, мер, которые принимают местные власти по снижению вредных выбросов явно недостаточно, острейшей остаётся проблема загазованности автомобилями.
Экопосты, которые должны контролировать загрязнение, работают формально. В этом депутат убедился лично, проверив 19 экопостов в Алматы.
«Меньше четырёх водителей в сутки оформляет каждый пост ежедневно, при том, что в город въезжает до 700 тысяч машин. Вывод: либо не работают вообще, либо работают на свой карман. И речь даже не в пополняемости бюджета штрафами, а в мотивации водителя поставить катализатор, отремонтировать двигатель внутреннего сгорания карбюратор и снизить выброс СО2 до нормы», – добавил он.
Мажилисмен напомнил, что во время пандемии, горожане видели чистый воздух в Алматы. Значит можем сделать его таким и сейчас, подчеркнул он.
В своем запросе он выдвинул ряд конкретных требований, в том числе:
- В шестимесячный срок подготовить полную карту Алматы с выявлением основных источников загрязнения воздуха;
- Разработать межведомственный план по решению экологической катастрофы Алматы, включая мероприятия по переходу на экологически чистые виды топлива;
- Ликвидировать экопосты Алматы и по примеру развитых стран установить модифицированные камеры видеонаблюдения с фиксацией превышения выбросов в атмосферу;
- Ужесточить ответственность организаций, осуществляющих технический осмотр транспорта, за выдачу «липовых» свидетельств техосмотра, законодательно запретить скупку катализаторов на лом.
Также Пономарев предложил с 2026 года всем госорганизациям перейти на электромобили и увеличить долю электробасов в автобусных парках города. Более того, он считает, что необходимо разработать трёхлетнюю программу по переводу всех такси на электрокары.