Глава Высшей аудиторской палаты (ВАП) Алихан Смаилов раскритиковал работу «Қазақстан темір жолы». По его словам, КТЖ находится на грани дефолта и в «красной» кредитной зоне. Долг компании на начало года составил 2,9 трлн тенге, сообщает CMN.KZ
12 июня в мажилисе Алихан Смаилов представил результаты аудита в сфере железнодорожных и автомобильных перевозок, который выявил финансовые нарушения на 29 млрд тенге. Неэффективное планирование и использование бюджетных средств оценили в 168 млрд тенге. Экономические потери и упущенная выгода составили 307 млрд тенге.
В этой связи пять материалов передали в правоохранительные органы. Ещё 117 —направили для привлечения к административной ответственности.
«Некогда самодостаточная компания «Қазақстан темір жолы» по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления, находится на грани выживания. Все высокодоходные услуги переданы в руки частных компаний. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге»,
сказал Смаилов.
Частники уйдут?
Пилотный проект по доступу частных перевозчиков на магистральную железнодорожную сеть действует с 2018 года. Но, по мнению главы ВАП, инициатива не принесла ожидаемого эффекта. Более того привела к потерям доходов КТЖ.
«Тарифы частных ж/д перевозчиков грузов завышены. В отдельных случаях на 32%. В том числе за счёт включения затрат, которые фактически не производятся. А это значительно влияет на стоимость перевозки товара для конечного потребителя. Необходимо рассмотреть целесообразность дальнейшей работы частных железнодорожных перевозчиков»,
считает Смаилов.
Аудиторы выявили, что 73% всего грузооборота КТЖ с 2020 по 2023 годы перевезены по тарифам ниже себестоимости. Убытки составили 907 млрд тенге, в том числе более половины — по экспорту.
«Все убытки покрываются в основном за счёт транзитных доходов КТЖ. В этом отсутствует здравый экономический смысл. Ни один предприниматель не заинтересован осуществлять свою деятельность по принципу благотворительности. Это прямая дорога к банкротству. Сегодня КТЖ не способна оплачивать свои обязательства. Компания находится в «красной» зоне кредитного риска. Её долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 45% или 1,3 трлн тенге из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств»,
добавил Смаилов.
Дела КТЖ настолько плохи, что по мнению главы ВАП существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО «Самрук-Қазына» не способны предотвратить кризис.
КТЖ не способна оплачивать свои обязательства – Смаилов
Алихан Смаилов считает, что для улучшения работы Национального перевозчика нужны решительные меры. По его мнению, нынешние действия Министерства транспорта и компании не приносят нужного результата.
Поэтому вопрос долговой нагрузки должны решать в правительстве и в АО «Самрук-Қазына», считает глава ВАП.
Также, по мнению Смаилова, необходимо:
- тратить деньги компании на восстановление железнодорожной сети;
- назначить внешнее управление для развития компании;
- ускорить цифровизацию управления ж/д инфраструктурой и перевозками;
- исключить лишних частных посредников из процессов перевозок грузов и пассажиров.
Состояние КТЖ ухудшилось при Смаилове?
После отчёта, один из депутатов мажилиса Ерлан Саиров, заявил, что состояние КТЖ ухудшилось, когда Алихан Смаилов был премьер-министром.
«Почему вы тогда не занялись этими вопросами? Более того, некоторые данные аудита засекречены под грифом для служебного пользования (ДСП). Почему их засекретили? КТЖ — полностью госкомпания и тоже попадает под общественный контроль»,
заявил мажилисмен Саиров.
Бывший премьер-министр и ныне глава Высшей аудиторской палаты ответил, что вопрос о КТЖ поднимали неоднократно. Однако, принятых мер оказалось недостаточно:
«Мы обязаны поднять данный вопрос ещё раз. Касательно аудиторских мер, некоторые сведения запросили у правоохранительных органов, у КГД, комитета регулирования монополий. Они подлежат ДСП. По этой же причине мы свои аудиторские материалы поставили под грифом секретности. Ограничения есть о публикации».
Для обычных граждан полные результаты аудита так и останутся неизвестными.
Читайте также: