Доверие к структуре общественной и дорожной безопасности Sergek («чуткий, бдительный» – каз.) под колоссальной угрозой. Оказалось, по договору акимата Костанайской области и ТОО «Коркем Телеком» выявили ряд многочисленных правонарушений, ставящих под сомнение дальнейшую реализацию проекта. Корреспондент CMN.KZ выяснял, что произошло в регионе
В начале декабря прошлого года столичная журналистка Гульбану Абенова получила ответ Департамента внутреннего государственного аудита по Костанайской области на свой официальный запрос. На нескольких опубликованных листах подробно описано, как эксперты ведомства внепланово проверили Управление информатизации, оказания государственных услуг и архивов регионального акимата, а также департамент полиции Костанайской области.
Цель аудита – вопрос соблюдения ТОО «Коркем-Телеком», входящего в группу компаний Sergek Group, норм законодательства РК. Речь идёт об обоснованности использования бюджетных 3,5 млрд тенге, выделенных в рамках реализации проекта ГЧП «Услуги по предоставлению данных, зафиксированных интеллектуальной системой дорожной и общественной безопасности города Костанай».
Нарушения
Исследование опубликованного документа показывает, что в ходе проверки выявили ряд серьёзных нарушений. Например, компания якобы не соответствовала ни техническим, ни юридическим требованиям: «у неё отсутствовали исключительные права на ключевые программные продукты, включая систему «Сергек» и её модули, а также документы, подтверждающие законность использования технологий».
Кроме того указывается, что проект оформили как сервисный контракт, что по закону исключает компенсацию инвестиционных затрат. Однако в договоре заложили 1,76 млрд тенге на эти цели, что также может нарушать законодательство. При этом ещё и выясняется, что у частного партнёра якобы не было достаточно средств (20% от общего объёма) на счетах. Ещё речь идёт про:
- отсутствие оборудования, предназначенного для измерения скорости.
- сертификатов.
- нелегальные в этой связи штрафы, выписанные с нарушением всех стандартов.
Также, исходя из результатов проверки, отсутствовали сертификаты, метрологическая поверка и другие документы, необходимые для сертификации контрольно-измерительных устройств.
Договорные нюансы
Согласно общедоступным данным, работоспособность, обслуживание и сопровождение системы «Сергек» обеспечиваются сотрудниками ТОО «Коркем Телеком». Учитывая это, проект «Сергек» и сосредоточил на себе пристальное внимание со стороны общественности и компетентных госструктур. В конце концов, его ведь задумали во благо народа, а не для реализации коммерческих и политических амбиций?
Удалось выяснить, что указанный договор ГЧП «Услуги по предоставлению данных, зафиксированных интеллектуальной системой дорожной и общественной безопасности в Костанае» заключили 22 сентября 2023 года. Сумма – 3,553 млрд тенге (на пять лет). Подписанты – департамент полиции Костанайской области и ТОО «Көркем-Телеком» в лице генерального директора Асета Ахметова.
Предмет договора – урегулирование отношений сторон по созданию социальной инфраструктуры при реализации проекта ГЧП. Частный партнёр должен был оказать следующие виды услуг:
- по предоставлению данных с АПК «Сергек. Линейный участок»;
- по предоставлению данных с АПК «Сергек. Перекресток»;
- по предоставлению данных с ОВН «Поворотная камера»;
- по предоставлению данных с ОВН «Фиксированная камера»;
- по предоставлению услуг по Камерам «Интеграции».
И что же из этого вышло?
Ответ акима
Выступая 23 декабря 2024 года на брифинге в СЦК, аким Костанайской области Кумар Аксакалов прокомментировал сложившуюся в регионе ситуацию. Его спросили, почему акимат заключил договор с компанией, несмотря на многочисленные правонарушения, а также, не выглядит ли непривлечение компании к ответственности, как лоббирование интересов?
Кумар Аксакалов сразу подтвердил, что прокуратура и правоохранительные структуры действительно выявили ряд нарушений.
«Некоторые установленные камеры оказались некачественными и не соответствовали техническим стандартам. Компаниям-установщикам направили уведомления с требованием заменить камеры или отремонтировать их. Из бюджета пока не выплачен ни один тенге, и выплаты не последуют до тех пор, пока компании не устранят выявленные недостатки и не сдадут работу», – ответил на вопрос аким региона.
Затем Кумар Аксакалов ответил, почему администрация продолжает сотрудничать с ТОО «Коркем Телеком» и привлекли ли кого-то к ответственности за нарушения?
«Представители компании жалуются и, возможно, передают информацию журналистам. Однако факты нарушений подтверждены проверкой. Только после их устранения и сдачи работ акимат готов обсуждать оплату. Как мы можем заплатить за неправильно выполненную работу? Они сами ответственны за это. Мы не приняли работу. Недавно мы рассматривали этот вопрос на совещаниях с правоохранительными структурами, прокуратурой, антикоррупционной службой и КНБ. Выявленные нарушения остаются на контроле», – подытожил аким региона.
При этом CMN.KZ узнали, что реализация проекта ГЧП в Костанае состоит из двух этапов – создание объекта ГЧП» включает запуск (досрочный/частичный) и «Эксплуатация объекта ГЧП и оказание услуг, а именно:
- 60 АПК, из них на линейных участках 50 АПК, на перекрестках 10 АПК;
- 1000 камер ОВН из них ОВН «фиксированная» 800 камер, ОВН
- «поворотная» 200 камер;
- 100 камер «интеграции»;
- центр обработки и анализа данных;
- модернизирование ЦОУ УП города Костанай.
Также выясняется, что партнёр должен был обладать одним общим квалификационным требованиям. Это значит, что он не должен быть привлечён к ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение им обязательств. Речь идёт о договорах ГЧП либо концессии (вид договора о создании или реконструкции за счёт средств инвестора объектов, находящихся в государственной собственности – Прим.Ред.) в течение последних трёх лет ) . То есть, компания не должна быть признана недобросовестным потенциальным частным партнёром на основании решения суда.
Летом 2024 года в Восточно-Казахстанской области прошла проверка соблюдения законодательства о государственно-частном партнерстве при реализации проекта «Сергек». Тогда установили, что в рамках договора с ТОО «Көркем-Телеком» на сумму более семи млрд тенге выявили факты незаконной выплаты госсредств, повлекших необоснованное удорожание проекта на 238 млн тенге.
Прокуратура ВКО в итоге вернула в госказну деньги. Но если кого-то и наказали, то об этом дополнительно не сообщали.
Что такое «Сергек»
«Сергек» – это интеллектуальная система видеоконтроля, анализа и прогнозирования, включающая: сеть модулей видеофиксации, контролирующих ключевые зоны городского пространства – автотрассы, площади, транспортные развязки, придомовые территории и прочее, в том числе систему записи и распознавания изображений. В общем, эти камеры могут фиксировать не только номерной знак автомобиля, но и такие детали, как пристегнуты ли водитель и пассажир на переднем сидении, и даже различать детали одежде даже при ночной съёмке.
Сейчас новые камеры фиксируют такие нарушения, как:
- превышение скоростного режима;
- пересечение сплошной линии перед перекрёстками;
- стоянку или остановку в неположенном месте;
- проезд на запрещающий сигнал светофора;
- проезд по выделенным полосам.
Подводные камни по проекту ГЧП
Проект ГЧП неразрывно связан с реализацией исключительных прав на результаты интеллектуальной творческой деятельности, принадлежащих потенциальному частному партнеру. Исходя из предоставленного выше ответа ДВГА, партнёр допустил нарушение в части соответствия квалификационным требованиям: отсутствие прав интеллектуальной собственности на отдельные программные продукты (информационная система Сергек, модуль «Сергек мониторинг», информационная система «процессинг и обработка штрафов»), хотя согласно приложению 2 к договору №1 от 22 сентября 2023 года должны были их иметь.
Из ответа управления цифровизации Алматы на наши вопросы следует:
Метрологическая проверка «Сергека» – это процесс, в котором проверяется точность и корректность работы системы фиксации скорости, использующейся в аппаратно-программном комплексе. Он необходим для того, чтобы гарантировать, что устройство измеряет скорость с достаточной точностью и в пределах допустимых погрешностей, соответствующих нормативам и стандартам. Срок действия метрологической проверки составляет два года.
«Проверка «Сергека» включает в себя подтверждение точности измерений скорости транспортных средств, фиксируемых системой. Это комплексное тестирование устройства, включая аппаратную и программную часть, с целью проверки их соответствия установленным стандартам и нормам. Процесс проверки заключается в том, чтобы удостовериться, что устройства (камеры, радары, датчики) корректно фиксируют скорость транспортных средств, а их погрешности находятся в пределах допустимых значений — обычно ±2 км/ч. Также проверяются рабочие характеристики устройства, такие как диапазон измерений и условия эксплуатации», – говорится в ответе.
Ещё оказалось, что такого рода проверку должен проводить только аккредитованный метрологический центр, имеющий соответствующие лицензии и полномочия для проведения таких сертификаций. Эти центры должны быть признаны государственными органами и иметь необходимое оборудование для проведения точных измерений. Но для чего это делается? Проверка нужна для нескольких целей:
- гарантия точности – проверяется, что АПК «Сергек» точно фиксирует скорость с минимальными погрешностями, соответствующими нормативам.
- юридическое признание – после успешной проверки система может быть использована в официальных протоколах о нарушениях (например, превышении скорости).
При этом сертификация – это также обязательный шаг для получения разрешения на использование системы для штрафования водителей на основании зафиксированных данных о скорости.
В то же время метрологическая проверка влияет на законность штрафов – без успешной сертификации данные системы не могут быть использованы для оформления официальных штрафов, так как они не будут признаны юридически достоверными.
При этом всём камеры проходить сертификацию комплексного измерительного устройства (КИУ). Это также обязательный процесс для того, чтобы камеры, используемые для фиксации нарушений ПДД, соответствовали всем законодательным и метрологическим стандартам.
«Сертификация КИУ подтверждает, что устройство прошло проверку на соответствие стандартам точности измерений и готово к использованию для регистрации правонарушений в сфере дорожного движения. Камеры, которые не прошли сертификацию, не могут быть использованы для документирования правонарушений и наложения штрафов», – говорится в сообщении управления цифровизации Алматы.
Нам также удалось узнать информацию в части использования радиорелейного вместо оптоволоконного оборудования для камер. По словам дежурного инженера одной из компаний-провайдеров, в Казахстане выяснилось, что при условии современного типа, с помощью радиорелейного оборудования можно быстро развернуть линии связи при относительно небольших финансовых инвестициях.
Что же дальше?
За ответами мы обратились к главному редактору журнала «За рулем» в Казахстане Алексею Алексееву. Его вывод – система не стала спасением для казахстанцев. А ещё в ноябре и декабре 2024 года водители (пока только в Алматы) стали получать штрафы за нарушения ПДД, которые камеры «Сергек» зафиксировали в августе и октябре.
«Всё равно на дорогах гибнут более двух тысяч людей в год. Теоретически люди должны бояться штрафов и ездить спокойно, но камеры везде не поставишь. Однако комплекс помимо безопасности также выступает для пополнения государственной казны. Наличие «Сергек» и траты на контакты по ним – нас не спрашивают, куда потратят деньги из бюджета. Водители же хотят полной свободы на дорогах, но правил нет только там, где есть хаос. Нам нужна такая свобода? Мне нравится в этом плане позиция США. Там мало камер, полиция не старается наказать, они разговаривают, предупреждают», – сообщил эксперт.
Алексей Алексеев также отметил, что его другу начали приходить штрафы за октябрь, с двухмесячным опозданием. Он объяснил, что человек три раза в неделю ездит в спортзал, проезжая 70 метров по автобусной полосе перед поворотом. Камера фиксирует это как нарушение. Если избегать полосы, нужно перестраиваться в плотный поток машин, что довольно сложно. И если бы уведомления пришли вовремя, маршрут был бы сразу изменён, сообщил Алексеев.
В целом же, по его мнению, камеры никто не уберет и их со временем станет только ещё больше.
Отметим, что ещё в начале 2024 года на расширенном заседании правительства президент отметил, что ГЧП скорее представляет собой схему скрытого бюджетного финансирования частных проектов. Учитывая это, проект «Сергек» требует пристального внимания со стороны общественности и компетентных госструктур. А ещё хочется верить, что официальные структуры понимают, как описанные нарушения отклоняются от установленных стандартов. В конце концов, если верить Генпрокуратуре, этот проект в том числе задумывали во благо народа, а не для реализации коммерческих или иных амбиций.