Алматинцам, которые уже почти сорок лет ждут запуска скоростного трамвая, не занимать терпения. Теперь горожане наблюдают за строительством новой станции метро «Калкаман». Её планировали открыть в 2025 году, но что-то пошло не так
Почему работы затянулись и когда подземка мегаполиса станет длиннее, узнал корреспондент CMN.KZ.

Напомним, запуск станции «Калкаман» позволит увеличить пассажиропоток на 20 тысяч человек в сутки.
Что происходит сейчас?
По информации генерального подрядчика, к 10 октября в левом перегонном тоннеле длиной 1 591 метров уже завершали укладку «бесшумных» рельсов по бесстыковой и бесшпальной технологии.
«По правому тоннелю осталось пройти около 480 метров, чтобы выйти на проектную отметку 1 593 метров, после чего здесь также приступят к путевым работам», – пояснил управляющий директор «BCN Group» и руководитель проекта Мурат Укшебаев.

Тоннели соединят действующую станцию «Бауыржана Момышулы» со строящейся станцией «Калкаман». Сейчас здесь завершают монолитные работы – в готовых блоках идёт отделка, комплектация оборудования и прокладка инженерных коммуникаций.
По словам Укшебаева, на проекте в три смены занята опытная команда из более 400 человек — 124 специалиста находятся под землёй и 293 – на открытых участках.
«Техническое оснащение и круглосуточный режим работы позволит завершить проект в заданные сроки», – отметил он.
Генподрядчик добавил, что специальный горнопроходческий комплекс, предназначенный для строительства тоннелей метро, ведёт проходку и сразу формирует бетонную обделку тоннеля со скоростью до четырёх метров в сутки.
«Скорость может замедляться из-за валунов. Так, на 120-метровом участке попадались валуны диаметром от 1,5 до трёх метров — их дробление и извлечение занимает дополнительное время», – пояснил Укшебаев.

За время прокладки пути цена смогла подрасти
В «BCN Group» поясняют, что работы идут с отставанием из-за корректировки проекта, задержек с финансированием и пересмотра смет.
При этом, сложившиеся сроки строительства объекта и стоимость работ, по словам Укшебаева, объясняются объективными и не зависящими от генподрядчика причинами:
- в конце 2021 года, с учётом перспективы продления линии до станции «Барлык», акимат города в лице заказчика — КГП «Метрополитен» — принял решение изменить трассировку тоннелей и расположение станции «Калкаман»;
- на период внесения изменений в проектно-сметную документацию, которые выполняло ТОО «Метропроект», и прохождения госэкспертизы, завершившейся в апреле 2023 года, проходка тоннелей приостанавливалась и была возобновлена в мае 2023 года после поступления финансирования;
- в обновлённой проектно-сметной документации, разработанной по заказу акимата и прошедшей госэкспертизу, пересмотрена стоимость строительства – в первоначальном проекте учитывались цены материалов и оборудования на 2017 год, а также существенно изменился курс доллара к тенге;
- приступить к строительству станции на площадке удалось только в конце апреля 2025 года, когда профильные управления акимата полностью завершили изъятие участков и снос домов, оказавшихся на линии метро.

«Кроме того, как неоднократно сообщалось, динамика строительства напрямую зависит от своевременного поступления средств от заказчика», – подчеркнул генподрядчик.
Данные о выделении средств из республиканского бюджета на строительство объекта:
- 2020 год – 190,2 млн тенге;
- 2021 год – 600,0 млн тенге;
- 2022 год – 0 тенге;
- 2023 год – 9,2 млрд тенге;
- 2024 год – 2,3 млрд тенге;
- 2025 год – 28 млрд тенге (выделены 28 апреля 2025 года);
- 2026 год – 17 млрд тенге (не выделено).
И что в итоге?
Укшебаев подчеркивает, что по нормативам строительство станции метро и двух тоннелей занимает 36 месяцев. Фактически работы планируют выполнить за 29 месяцев чистого времени (без учёта вынужденных остановок), в том числе саму станцию хотят возвести за 14 месяцев при норме 24 месяца.
Ввод объекта в эксплуатацию ожидается в первой половине 2026 года.
Ранее сообщалось, что метро Алматы хотят продлить до города Алатау. В планах — пять новых линий.
Читайте также: