Количество потенциальных конкурентоспособных для импорта товарных ниш внутреннего рынка Казахстана на данный момент превышает $185,1 млрд. Если изменить вектор с экспорта на внутренние поставки, отечественные компании могли бы закрыть эти ниши. Но пока что на их месте зарубежные производители, сообщает CMN.kz со ссылкой на отраслевой аналитический портал energyprom.kz
По данным Бюро Нацстатистики за 2023 год, количество заменяемых или частично заменяемых отечественными импортных товаров составило 6,5 тыс. позиций на сумму $53,6 млрд.
“В динамике за 2018–2023 годы выросло как количество потенциальных нишевых товаров (в 1,8 раза), так и их стоимостный объём (в 3,2 раза). Количество компаний-импортёров, желающих работать на казахстанском рынке, за эти годы увеличилось с 41,4 тыс. до 114,6 тыс”.
Что продаем
При этом исследования рынка показывают, что разные категории товара в разной степени заполняют рынок страны. При этом в выборке из 336 товаров 80 имеют критический уровень импорта (23,8%).
Если рассматривать агропромышленные комплексы, то внутренняя обеспеченность сельхоз сырьём и переработанной продукцией находится на неплохом уровне. Но при этом не все необходимое производится в Казахстане в нужном объеме. По сведениям аналитиков это по большей части относится к сфере переработанной продовольственной продукции.
Например обеспеченность молочными и кисломолочными продуктами, а также овощной консервацией не достигает и 50%. Не лучшая ситуации и с обрабатывающей промышленностью. Также импорт превалирует среди косметических, санитарно-гигиенических средств и парфюмерии, а также одежды, бытовой и компьютерной техники.
По мнению аналитиков этот вопрос касается и потребителей. Так как в ходе исследований выяснилось, что некоторые товары из Казахстана экспортируют за границу дешевле, чем страна закупает у импортеров.
“В качестве примера рассмотрим рынок такого товара, как куриные ножки. Согласно данным из дашборда, объём этого рынка в 2023 году в РК оценивался в 4,6 млн долл. США. В Казахстан такую продукцию в прошлом году поставляли 28 импортёров, а из республики её экспортировали две казахстанские компании. При этом цена за единицу товара при экспорте была в пределах 0,5–2,9 долл. США, в то время как коридор импортных цен был значительно шире: 0,9–6,1 долл. США. Вместо внутреннего рынка куриные ножки казахстанского производства отправили в Россию и Кыргызстан”.
Согласно статистическим данным, в прошлом году доля импорта в стране выросла на 20,1%, и достигла 61,2 млрд долларов США. Увеличилось и количество импортеров и общая стоимость закупок.
Что касается экспорта отечественной продукции, то в прошлом году по денежному объему он снизился на 7% достигнув примерно 78,7 млрд долл. США.
С кем торгуем
Китай и Россия продолжают быть для Казахстана главными торговыми партнёрами. С ними у страны отрицательное торговое сальдо. То есть в денежном эквиваленте Казахстан больше покупает у стран, чем продает им.
Аналитики отмечают, что роль Китая во внешней торговле с Казахстаном растет. И экспорт казахстанского сырья в КНР близок к поставкам в некоторые европейские страны-покупатели казахстанской нефти.
“В прошлом году экспорт в Китай составил 14,7 млрд долл. США, а общий товарооборот между РК и восточным соседом — 31,5 млрд долл. США”.
Также топ-десять государств-партнёров входят Италия, Германия, Франция и Нидерланды. Для них Казахстан является в первую очередь продавцом.
Например за 2023 год эти страны сделали закупки казахстанского сырья и продукции переработки на 22,6 млрд долл. США.