Правила по противообледенительной защите самолётов на земле разработали в 2023 году, а в 2024 году в них внесли изменения, сообщает CMN.KZ
В начале февраля коллегия в главной транспортной прокуратуре (ГТП) подвела итоги работы за 2024 год. Среди проблем, с которыми столкнулась транспортная отрасль оказалась недостаточность либо отсутствие правовой базы. В ГТП считают, что разбившийся самолёт Bek Air оказался заложником ситуации.
«Предполётная подготовка регулировалась не связанными между собой техническими регламентами. Министерство транспорта не обладало законодательной возможностью принимать нормативно-правовые акты в этой сфере. По инициативе прокуроров внесены изменения в профильный закон, в реализацию которого утверждены Правила по противообледенительной защите воздушных судов», – сообщили в ГТП.
27 декабря 2019 года в аэропорту Алматы потерпело крушение воздушное судно «Fokker-100» авиакомпании Bek Air. Погибли 12 человек, в том числе командир экипажа. Ещё 69 пассажиров получили различные увечья. Второй пилот скончался через месяц.
Досудебное дело по факту крушения воздушного судна Bek Air завершили в апреле 2024 года. Но уже в декабря начали говорить, что расследование могут возобновить. Сейчас дело уже окончательно завершили, участники уголовного процесса знакомятся с его материалами. Подозреваемыми по делу признали командира воздушного судна Марата Муратбаева и второго пилота Мейржана Мулдакулова.
Что изменилось в законах после катастрофы с Bek Air ?
Как рассказали в ГТП в ответе на запрос редакции CMN.KZ, в ведомстве провели анализ авиакатастроф и в сентябре 2022 года направили документ об устранении нарушений законности в адрес Министра индустрии и инфраструктурного развития (сейчас это Министерство транспорта – Прим. ред.). Там содержались сведения о состоянии расследований авиационных происшествий в Казахстане.
«По результатам рассмотрения акта надзора Министерством индустрии и инфраструктурного развития был составлен план мероприятий по устранению указанных нарушений. Отдельные нормативно-правовые акты привели в соответствие с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ИКАО), в том числе разработали новые правила по противообледенительной защите воздушного судна на земле. Провели обучение и повышение квалификации расследователей», – рассказали в главной транспортной прокуратуре.
В Авиационной администрации Казахстана (ААК) добавили, что ранее при расследовании авиапроисшествий применялись следующие правовые акты:
- Закон «Об использовании воздушного пространства Казахстана и деятельности авиации»;
- Правила представления данных и расследования авиационных происшествий и инцидентов в гражданской и экспериментальной авиации. Их утвердили приказом министра по инвестициям и развитию от 27 июля 2017 года;
- Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации, утвержденные приказом министра обороны от 18 марта 2015 года.
В последних двух документах как раз были отсылки к противообледенительной обработке. Сотрудники ААК указали, что ежегодно направляют предложения, как лучше всего изменить и дополнить нормативно-правовые акты, чтобы повысить безопасность при полётах. Документы получают сотрудники Комитета гражданской авиации Минтранспорта.
Противообледенительная защита самолётов и что изменилось после авиакатастрофы 2019 года?
Не случайно, что одной из возможных причин авиакатастрофы называли нарушения при противообледенительной обработке самолёта. Тогда каждый эксплуатант сам выбирал, как обрабатывать воздушные судна. В ГТП посчитали, что в Казахстане должны быть единые правила на законодательном уровне. Их разработали только в 2023 году, а спустя год внесли изменения.
«Ранее на законодательном уровне таких инструкций не существовало, и эксплуатанты руководствовались общими и внутренними регламентами», – ответили в главной транспортной прокуратуре.
Правила разработали в соответствии с руководством по противообледенительной защите воздушных судов на земле Международной организации гражданской авиации ИКАО и стандартам общества автомобильных инженеров SAE.
«До аварии предполётную подготовку организовывал командир воздушного судна на основании задания на полёт и плана полёта/полётов, в соответствие с требованиями нормативных правовых актов в сфере деятельности гражданской авиации и технологии работы экипажа воздушного судна, с учётом конкретной аэронавигационной обстановки и метеорологических условий полёта/полётов», – сообщили в Авиационной администрации Казахстана.
Какие изменения внесли в законодательство после аварии в Bek Air
- Касательно соблюдения требований и ограничений в сфере гражданской авиации: поправки в статьи 43, 121 Земельного Кодекса от 20 июня 2003 года, статью 68 Закона «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности». Теперь требуется учитывать ограничения, установленные законодательством об использовании воздушного пространства Казахстана и деятельности авиации;
- Поправки в Закон «Об использовании воздушного пространства и деятельности авиации», в частности в статью 90. Там конкретизируют и уточняют устанавливаемые ограничения на приаэродромной территории в целях безопасности полётов.
Внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты:
- Правила выдачи разрешений на осуществление деятельности, которая может представлять угрозу безопасности полётов воздушных судов;
- Правила проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенные для строительства новых, а также изменения существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования;
- Правила организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства;
- Правила разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов (генеральных планов населённых пунктов, проектов детальной планировки и проектов застройки);
Ранее в Главной транспортной прокуратуре объяснили, почему расследование крушения самолёта Bek Air в Алматы шло более пяти лет. Оказалось, что в Министерстве транспорта из шести специалистов, достаточным опытом для работы с таким сложным кейсом обладал лишь один человек.
Читайте также: