Недавно в телеграм-канале журналиста Михаила Козачкова появился документ с результатами проверки деятельности Комитета гражданской авиации (КГА). Главная транспортная прокуратура раскрыла, что КГА незаконно распределял авиатопливо среди участников рынка, хотя эти полномочия принадлежат Министерству энергетики. По мнению прокуроров, КГА нарушил правила честной конкуренции, отдавая «неоправданное преимущество отдельным участникам рынка». CMN.KZ узнала, каким авиакомпаниям КГА отдавал преференции, и как это влияет на стоимость авиабилетов

Незаконное распределение авиатоплива, неэффективное использование ресурсов и любимчики КГА

Несмотря на то, что документ распространился в Казнете недавно, сама проверка деятельности КГА прошла ещё в августе 2024 года. В акте надзора от 26 августа указано, что Комитет ежемесячно утверждал график распределения авиатоплива, которое производят отечественные обладатели ключевых мощностей и другие ресурсодержатели. Затем этот график направляли субъектам гражданской авиации с требованием соблюдать его.

Хотя, по мнению прокуроров, это незаконно.

Фото: Pixabay.com

«КГА осуществляет действия, выходящие за пределы его полномочий. Утверждение плана поставок нефтепродуктов на предстоящий месяц возложены исключительно на Министерство энергетики. Комитет при утверждении графика, руководствуется протоколом совещания двух министерств, срок действия которого истёк ещё в 2022 году, что лишь подчеркивает недопустимость таких действий», — отмечается в документе Главной транспортной прокуратуры (ГТП).

Проблема, по мнению прокуратуры, не только в том, что действия КГА незаконны, но и в том, что это создаёт неоправданные преимущества для отдельных участников рынка.

Скриншот из акта прокурорского надзора

К тому же такой подход в ГТП признали неэффективным.

«Нецелесообразность ежемесячного распределения авиатоплива подтверждаются данными от ресурсодержателей. Например, ТОО «ҚазМұнайГаз-Аэро» сообщает о профиците топлива в зимний период на фоне общего снижения спроса, что приводит к отказам субъектов гражданской авиации от его покупки», — добавили в ведомстве.

Прокуратура предложила Агентству по защите и развитию конкуренции принять меры к устранению нарушений, провести антимонопольное регулирование в отношении КГА и Министерства транспорта.

КГА больше не распределяет авиатопливо — Главная транспортная прокуратура

Редакция CMN.KZ направила официальный запрос в Главную транспортную прокуратуру и в АЗРК, чтобы узнать о принятых мерах в отношении КГА.

Выяснилось, что уже через месяц после прокурорской проверки, 26 сентября, АЗРК запретил комитету гражданской авиации распределять топливо среди авиакомпаний:

«В результате, 26 сентября 2024 года Агентством по защите и развитию конкуренции вынесено уведомление о прекращении утверждения КГА графика распределения топлива. В случае неисполнения требований данного уведомления, Агентством будет инициировано антимонопольное расследование», — ответили в ГТП.

В АЗРК же корреспонденту CMN.KZ сообщили, что в настоящее время действия КГА рассматривают в соответствии с действующим законодательством.

Как КГА реагирует на обвинения в незаконном распределении авиатоплива?

В ответ на запрос CMN.KZ, в Комитете гражданской авиации признали, что действительно создавали график по распределению ресурсов среди авиакомпаний. При этом, на основании каких нормативных актов они это делали, в ответе не поясняется.

В ведомстве объяснили создание графика лишь дефицитом авиатоплива, который возник в 2021 году из-за закрытия одного из НПЗ на ремонт и отказа российских заводов от поставок. 

«В ноябре 2021 года министры индустрии и инфраструктурного развития и энергетики провели оперативное совещание с авиапредприятиями для обеспечения бесперебойного выполнения пассажирских авиарейсов. Во время совещания приняли решение о приоритетном распределении авиатоплива для отечественных авиакомпаний, выполняющих пассажирские перевозки, что стабилизировало регулярные рейсы. Кроме того, разработали внутреннюю методику формирования рекомендуемого распределения авиатоплива для обеспечения авиакомпаний», — пояснили в ответе.

К слову, авиатопливо в Казахстане производят три нефтеперерабатывающих завода в Шымкенте, Павлодаре и Атырау. Однако их мощности не справляются с растущим спросом, что приводит к дефициту. Для покрытия недостающего объёма страна импортирует авиакеросин.

  • В 2022 году в стране произвели 648 тысяч тонн авиатоплива, потребили — 806 тысяч тонн;
  • в 2023 году произвели 637 тысяч тонн, потребили — 832 тысяч тонн;
  • за 9 месяцев 2024 года произвели 429 тысяч тонн, потребили — 650 тысяч тонн.
Фото: Canva.com

Распределение этих нефтепродуктов происходит в следующем порядке:

  • Отечественные авиакомпании для пассажирских перевозок внутри страны,
  • Отечественные авиакомпании для объёмов грузовых перевозок внутри страны,
  • Розничные продавцы нефтепродуктов,
  • Оптовые поставщики нефтепродуктов,
  • Другие участники рынка.

30-40% стоимости авиабилета приходится на авиатопливо и кто любимчик КГА?

В ответе КГА рассказали, сколько авиатоплива получали отечественные авиакомпании за последние три года. «Любимчиком» ведомства оказалась Air Astana.

Фото: пресс-службы АО «Эйр Астана»

В КГА авиакомпании выделили почти треть топлива в целом производимого в стране в разные годы. Рекомендуемый график распределения по годам выглядел следующим образом:

2022 год

  • Air Astana — 234 тысяч тонн,
  • SCAT — 118 тысяч тонн,
  • Qazaq Air — 16 тысяч тонн,
  • Южное небо — 1,2 тысячи тонн.

2023 год

  • Air Astana — 249 тысяч тонн,
  • SCAT — 147 тысяч тонн,
  • Qazaq Air — 15 тысяч тонн,
  • Южное небо — 4,8 тысячи тонн.

9 месяцев 2024 года

  • Air Astana — 184 тысячи тонн,
  • SCAT — 119 тысяч тонн,
  • Qazaq Air — 10 тысяч тонн,
  • Южное небо — 4 тысячи тонн.

В Комитете подчеркнули, что график распределение авиатоплива носит исключительно рекомендательный характер и не является обязательным для исполнения. Хотя в акте прокурорского надзора говорится, что комитет направлял субъектам гражданской авиации требование соблюдать график.

Скриншот из акта прокурорского надзора

Также в ведомстве верят, что такие графики предотвращают рост стоимости авиабилетов.

«В структуре авиабилета доля авиатоплива составляет 30-40%, и в случае отсутствия возможности авиакомпаний напрямую получать авиатопливо у крупных ресурсодержателей, последует повышение стоимости тарифов отечественных авиакомпаний», — говорится в ответе КГА.

Фото: Canva.com

Тем не менее, заявление о том, что распределение авиатоплива сдерживает рост цен на авиабилеты, вызывает вопросы. Привилегии для крупных авиакомпаний, таких как Air Astana, могут ограничивать конкуренцию и создавать предпосылки для повышения цен. К тому же возможные незаконные методы распределения топлива могут нарушить баланс поставок и отразиться на стоимости билетов.

Как завершится проверка Агентства по защите и развитию конкуренции в отношении КГА покажет время. CMN.KZ продолжит следить за развитием событий.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version