В холдинге зятя экс-президента большое количество разноплановых компаний, в том числе и связанных с железной дорогой. В прошлом некоторые из них входили в состав нацкомпании КТЖ. Отдел расследований CMN.KZ попытался понять, чем одно из предприятий Тимура Кулибаева заинтересовало комиссию по вопросам возврата государству незаконно приобретённых активов

Первыми о появлении Тимура Кулибаева и его компаний в засекреченном списке рассказали Nege.Aqsha. Коллеги указали, что речь идёт о подконтрольном предприятии ТОО «Теміржол жөндеу», принадлежащем ТОО «Қамқор Менеджмент». Ограничения на предприятия наложили в декабре прошлого года. Но решение комиссия по вопросам возврата государству незаконно приобретенных активов приняла ещё 13 октября 2023 года. Предварительные обеспечительные меры сохранятся до февраля следующего года.

Что запретили по суду?
  • Тимур Кулибаев не может каким-либо образом отчуждать или передавать в доверительное управление, а также выплачивать дивиденды от 100% доли участия в уставном капитале ТОО «Теміржол жөндеу»;
  • ТОО «Қамқор менеджмент» также не может совершать какие-либо действия;
  • «Правительство для граждан» и АО «Центральный депозитарий ценных бумаг» не может осуществлять регистрационные действия в отношении этих компаний.

4 января 2024 года на производственные цеха, железнодорожные пути, гаражи, склады, земельные участки и другое недвижимое имущество ТОО «Теміржол жөндеу»,
расположенное в Астане, наложили запреты и аресты. Попытки ТОО «Қамқор менеджмент» и его дочернего предприятия снять запреты не увенчались успехом. Они получали отказ за отказом.

Фото: из архива ТОО «Темiржол жөндеу»

В суде это объясняли статьями закона «О возврате государству незаконно приобретённых активов». Так, при риске вывода из страны или преобразования актива, его обременения либо возникновения иных обстоятельств, способных затруднить или сделать невозможным возврат государству, уполномоченный орган направляет заявление в суд для принятия предварительных обеспечительных мер.

Скриншот решения суда

Как Тимур Кулибаев стал владельцем ещё одной компании КТЖ

Из-за сверхсекретности в работе комиссии по вопросам возврата государству незаконно приобретённых активов узнать наверняка, с чем связано такое решение, не получится. Остаётся лишь гадать и сопоставлять факты. Последние таковы, что раньше ТОО «Теміржол жөндеу» входило в структуру национальной компании «Қазақстан
темір жолы». Только изначально планировалось как открытое акционерное общество.

ОАО «Теміржол жөндеу» решили создать 10 декабря 2002 года. Сделал это совет директоров ЗАО «НК «КТЖ». Нацкомпания 9 января 2003 года передала новому предприятию некоторые активы, которые помогли бы в строительстве и ремонте железных дорог. А спустя десяток дней организацию зарегистрировали, но уже как ТОО. Изначально «Теміржол жөндеу» принадлежало ТОО «Теміржолэнерго», а уже оно Бауыржану Кулатаеву, Ануару Борамбаеву и Данияру Амрееву. Последние двое с 15 октября 2004 года входили в совет директоров ТОО «Теміржол жөндеу».

В скором времени все поменялось. Основные изменения в списке учредителей коснулись именно ТОО «Теміржолэнерго». В мае 2008 года владельцами стали ТОО «Ремонтная корпорация «Қамқор», ТОО  «Mercury HLG Holding» и Толеген Торебеков. В 2010 году в предприятие зашло ТОО «Қамқор Менеджмент», а в 2016 году – ТОО «Joint Technologies». Конечным бенефициаром обоих выступает Тимур Кулибаев.

Что до ТОО «Теміржол жөндеу», то там долгое время были скрыты имена учредителей. Значилось двое, но кто они, не раскрывалось. Лишь в мае 2013 года в Egov.kz секрет перестал быть таковым: в списке учредителей к ТОО «Теміржолэнерго» присоединилось КТЖ.

Из данных отчёта нацкомпании, им принадлежало 23,43% уставного капитала на 1 января 2016 года. Хотя в Egov.kz указано, что КТЖ покинул предприятие в июле 2015 года.

Скриншот Egov.kzТОО «Қамқор Транспортэйшн»

Стоит отметить, что не один Тимур Кулибаев (через Joint Technologies и ТОО «Кипрос») владеет ТОО «Теміржол жөндеу». Среди учредителей ТОО «Қамқор менеджмент» значатся племянник Кулибаева Алибек, Диас Сулейменова и ТОО «Atria.kz» (Саят Ермекбаев).

Скриншот Egov.kz

Контракты и суды

Ежегодно ТОО «Теміржол жөндеу» ремонтирует 250 –270 км железных дорог. С марта по август сотрудники уложили 196,6 км полотна. Это 80% от предполагаемого объёма работ на этот год.

ТОО «Теміржол жөндеу» регулярно участвует в государственных закупках. Только в этом году КТЖ пришлось платить за аренду производственных помещений по станций Шар, Альжан и ПЧ-50 Шу станция Бірлік миллионы тенге.

Скриншот закупок

С 2015 года компания Тимура Кулибаева пополнила казну государства на 16,7 млрд тенге. В этом году они оплатили налогов на 946 млн тенге. Судя по этим показателям, финансовые дела у предприятия идут хорошо.

Скриншот kgd.gov.kz

Однако в судебном кабинете у ТОО «Теміржол жөндеу» всё не настолько успешно. Они должны более 735 млн тенге по решению Межрайонного суда по гражданским делам Шымкента. Взыскателем выступает ТОО «АКЖУСЕЛЬ».

Скриншот исполнительной надписи

В январе 2024 года ТОО «Теміржол жөндеу» даже судилась с КТЖ за передачу части активов. Выяснилось, что некоторые объекты не попали в перечень, поэтому их не передали на баланс. Среди них здание шпало-ремонтной мастерской, овощехранилище, охранная будка, заборы ограждения ж/б длиной 73,6 и 54 м, подкрановые пути общей длиной 350 м. «Теміржол жөндеу» пользовалось имуществом последние семь лет. Оно находилось на участке, временно принадлежащем компании по договору аренды.

Специализированный межрайонный экономический суд города Астана удовлетворил иск ТОО. Но в апелляционной инстанции не согласились с такими выводами. Там объяснили, что представители «Теміржол жөндеу» знали, что спорные объекты принадлежат АО «НК «ҚТЖ» – «Акмолинское отделение магистральной сети», но продолжали пользоваться. 20 марта компании Кулибаева отказали в удовлетворении апелляционной жалобы.

Скриншот решения суда

Это только малая часть разбирательств, с которыми сталкиваются представители компании Тимура Кулибаева в суде.

От КТЖ к Кулибаевому: как продавали топливные склады

В октябре 2022 года ТОО «Теміржол жөндеу» окончательно отошёл ТОО «Қамқор Менеджмент». В так называемый корпоративный центр входят ТОО «Kamkor Service» (СЦБ и связь, ремонт станков, техдиагностирование, химанализы, обучение), ТОО «Қамқор Транспортэйшн» (сдача локомотивов в аренду), ТОО «Қамқор Жылу» (сдача имущества щебеночного завода в аренду) и ТОО «ТЭК-Казахстан» (хранение ГСМ, экипировка дизельным топливом).

История последней компании очень показательна. Именно она ранее входила в холдинг КТЖ, потом её выставили на торги и в прошлом году вернули назад. Это сделали по суду.

В октябре 2001 года в то время министр транспорта и коммуникации, а теперь осуждённый за госизмену Карим Масимов утвердил список объектов КТЖ на реализацию. Позже документ подписал гендиректор КТЖ Аблай Мырзахметов, опять же осуждённый. Обоих, к слову, после сделки повысили.

 Фото КТЖ 

5 ноября 2001 года более 80 объектов разделили между компаниями: «ТЭК-Алматы» (продали за 91 млн тенге), «ТЭК-Астана» (продали за 96 млн тенге) и «ТЭК-Батыс» (продали за 43 млн тенге). Сюда вошли материальные базы, топливные, угольные склады, материально-хозяйственные склады топлива и объекты, предназначенные для обеспечения локомотивов горюче-смазочными материалами. В 2008 году их объединили в единую компанию – ТОО «ТЭК-Казахстан». И хотя прокуроры были против и пытались доказать свою точку зрения в суде, топливные склады более 20 лет приносили прибыль Тимуру Кулибаеву.

Скриншот tek-kaz.kz

Как главная транспортная прокуратура боролась за бывшие активы КТЖ

В начале 2023 года главная транспортная прокуратура попытала удачу в суде ещё раз: они подали иск. 27 марта 2023 года Специализированный межрайонный административный суд Астаны решил, что прошло слишком много времени. Иск вернули транспортной прокуратуре. 18 мая 2023 года апелляционная инстанция отказала, но Верховный суд в итоге удовлетворил кассационную жалобу. Позже надзорный орган добился отмены сделок купли-продажи. Активы вернули КТЖ.

«Магистральная железнодорожная сеть является исключительной государственной собственностью, отчуждение которой в частную собственность запрещено», – решили в Верховном суде.

В августе прошлого года в главной транспортной прокуратуре всё равно провели расследование и заказали аудиторский отчёт. В документе указали на заниженную стоимость при продаже складов: в 2001 году 80 объектов оценили всего 139 млн тенге. Кроме того, с 2001 по 2022 год КТЖ пришлось заплатить компании Тимура Кулибаева дополнительно 149 млрд тенге. Позже расследование закрыли, а деньги признали упущенной прибылью.

Возможно, государство снова посчитало, сколько потратило на частную компанию, и решило вернуть её назад. Потому что по одному прошлогоднему контракту ТОО «Теміржол жөндеу» выполнило для КТЖ работы на сумму более 5,3 млрд тенге.

Поделиться:

Оставить комментарий

Exit mobile version