В этом году в Казахстане завершится реализация национального проекта «Комфортные школы», инициированного президентом. Изначально планировалось построить 401 современную школу с продуманной образовательной средой: отдельными блоками для старших и младших классов, комфортными условиями для детей с особыми образовательными потребностями, современными системами безопасности, индивидуальными шкафами и предметными кабинетами. Однако власти дважды пересматривали планы, и в итоге вместо запланированного числа школ возведут лишь 217. Почему нацпроект сократили почти вдвое, и станут ли такие стандарты нормой для других учебных заведений — в материале CMN.KZ
Построить комфортные школы по всей стране предложил президент Касым-Жомарт Токаев в своем Послании народу Казахстана 1 сентября 2022 года. Позже в правительстве утвердили это как национальный проект «Комфортная школа».
Он должен был решить главную проблему школьного образования — устранить дефицит ученических мест и обучение в три смены.
Изначально власти планировали построить 401 школу за три года – с 2023 по 2025 годы. Эти школы должны были вместить 842 тысячи учеников. Проект охватил города и населенные пункты, где не хватало школ и переполнялись классы. В первую очередь речь шла об Астане, Шымкенте, Алматинской и Туркестанской областях, где рождаемость оставалась высокой, а плотность населения росла.
![](https://cmn.kz/wp-content/uploads/2025/02/image-2025-02-06-201451-1024x576.jpg)
![](https://cmn.kz/wp-content/uploads/2025/02/image-2025-02-06-201425-1024x576.jpg)
В Министерстве просвещения на запрос редакции CMN.KZ подтвердили, что проект изначально разрабатывали с учётом этих факторов. Там отметили, что комфортные школы должны были стать не просто новыми зданиями, а современным образовательным пространством. В них предусмотрели отдельные блоки для младших и старших классов, современные предметные кабинеты, удобные условия для детей с особыми образовательными потребностями и усиленные меры безопасности.
![](https://cmn.kz/wp-content/uploads/2025/02/image-2025-02-06-202539.jpg)
![](https://cmn.kz/wp-content/uploads/2025/02/image-2025-02-06-201454-1024x576.jpg)
Новые школы решили возводить в микрорайонах, которые активно застраивали.
Правительство поручило реализацию проекта компании «Samruk-Kazyna Construction».
Как в правительстве меняли планы национального проекта «Комфортная школа»?
Изначально проект «Комфортная школа» предусматривал строительство 401 школы на 842 тысячи ученических мест. Эти планы утвердили постановлением правительства в ноябре 2022 года. Однако спустя год, в октябре 2023-го, власти сократили число школ до 369, уменьшив общую вместимость до 740 тысяч учеников.
В сентябре 2024 года проект урезали ещё раз.
Строительство 151 школы, запланированной на второй этап проекта, было отменено в соответствии с Посланием президента «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм»
заявили в Samruk-Kazyna Construction в ответе на запрос корреспондента CMN.KZ
Таким образом, после всех корректировок нацпроект сократили до 217 школ. Из них 209 строит Samruk-Kazyna Construction, еще 8 объектов возводят акиматы.
Ставка на бизнес: как власти объясняют сокращение?
Министр просвещения Гани Бейсембаев объяснил, что ученические места создаются не только в рамках нацпроекта, но и за счёт частных инвестиций. По его словам, количество школ в стране продолжает расти, а сокращение проекта не повлияет на комфорт новых учебных заведений. Об этом он сообщил на брифинге в правительстве 8 января.
«Школы строятся, вводят в эксплуатацию даже больше школ, чем было в прошлые годы. Поэтому те школы, которые планировались на эти годы, они теперь будут финансироваться через четвёртый механизм. Строительство школ, которые необходимы на место трехсменных, аварийных, будет продолжено. Единственное, проект комфортный школ будет полностью завершён в 217 школ», — пояснил глава Минпросвещения.
Вице-премьер Тамара Дуйсенова добавила, что частные школы компенсируют нехватку ученических мест, что и было одной из задач нацпроекта.
«Несколько лет назад у нас частных школ было только 270, а сейчас уже 860. Бизнес уже подключился. Второе, через проект «Ауыл — ел бесігі» в опорных сельских населённых пунктах уже по плану пошла работа. Плюс местные исполнительные органы сейчас скорректировали потребность в ученических местах. В этой связи с Министерством просвещения и соответствующими нашими коллегами были вынесены предложения», — добавила заместитель премьер-министра.
В Министерстве просвещения уточнили, что финансирование проекта теперь идёт по четырём механизмам. Помимо строительства через Samruk-Kazyna Construction, школы также возводят за счёт выкупа у частных застройщиков, государственно-частного партнёрства (ГЧП) и консорциумов, куда входят инвесторы и образовательные организации.
«За 2023-2024 годы построено 422 школы на 510 тысяч ученических мест. В том числе в рамках нацпроекта „Комфортная школа“, а также за счёт республиканского и местных бюджетов, Фонда поддержки инфраструктуры образования, частных инвесторов и благотворителей», — сообщили в ответе на запрос редакции.
«Беспрецедентные условия»: смогут ли частные инвесторы повторить такие же стандарты?
Депутат Мажилиса Асхат Аймагамбетов прокомментировал сокращение количества школ и цели программы. Именно он занимал пост министра просвещения в период запуска национального проекта «Комфортная школа» в 2022 году.
«Конечно, проект «Комфортная школа» — это беспрецедентно. Мы строим не столько ЭКСПО или другие объекты, ценность которых вызывает вопросы, а строим школы, больницы — это очень важно. Другое дело, что вы говорите о количестве. Конечно, хотелось бы, чтобы в перспективе мы перешли к односменному обучению», — заявил Аймагамбетов в беседе с корреспондентом CMN.KZ.
![Асхат Аймагамбетов](https://cmn.kz/wp-content/uploads/2024/11/a99598d21b71e069-1024x576.jpeg)
Отдельно депутат уточнил разницу между комфортными и частными школами. Хотя ко всем школам предъявляют единые стандарты, проект «Комфортная школа» предусматривал повышенные требования к условиям обучения.
«Да, в комфортных школах изначально мы закладывали норму, что это должны были быть школы, где достаточное количество спортзалов, другие требования к санузлам, отдельные столовые для младших и старших классов. Также отдельные входы и блоки для старших и младших классов. То есть это тоже важно и в вопросах профилактики буллинга, и так далее. В целом должны были быть другие комфортные условия и в части библиотек, и в части всех условий», — отметил мажилисмен.
Несмотря на то, что проблему дефицита ученических мест частично решили за счёт выкупа зданий у частных инвесторов и строительства новых частных школ, остается неясным, соответствуют ли условия обучения в них стандартам «Комфортных школ».
Формально все школы в стране должны соответствовать единым требованиям, однако проект «Комфортная школа» изначально разрабатывался с повышенными стандартами. В учебных заведениях, построенных без участия государства, такие условия могут не соблюдаться в полном объёме.
В Министерстве просвещения на запрос редакции заявили, что частные застройщики с 2024 года могут использовать готовые проекты «Комфортных школ», чтобы создать учебное заведение по тем же стандартам.
«В рамках Комфортной школы было поручено разработать проектно-сметную документацию для её повторного применения. В этих целях разработано и размещено в Банке ПСД 206 готовых ПСД разной проектной мощности: 300, 600, 1200, 1500, 2000, 2500 ученических мест. Что позволяет уже на сегодня местным исполнительным органам применять их в проектах при строительстве любых школ путём привязки к земельному участку», — говорится в ответе редакции.
В ведомстве уверяют, что в будущем все учебные заведения будут соответствовать стандартам „Комфортных школ“, даже если их построят частные застройщики, а затем государство выкупит эти школы.
«Строительство и ввод ряда частных школ предусматривает полный набор учебного оборудования и создание благоприянтых условий», — пояснили в ведомстве.
Какие регионы уже получили новые школы?
По данным Samruk-Kazyna Construction, на сегодня завершено строительство 105 школ, рассчитанных на 128 700 ученических мест в одну смену. Из них 36 расположены в сельской местности.
- Астана – 17 (включая 1 школу в рамках ГЧП)
- Туркестанская область – 13
- Шымкент – 11
- Акмолинская область – 9
- Алматинская область – 9
- Алматы – 7
- Восточно-Казахстанская область (ВКО) – 5
- Кызылординская область – 5
- Жамбылская область – 4
- Карагандинская область – 4
- Костанайская область – 4
- Мангистауская область – 4
- Абайская область – 3
- Атырауская область – 3
- Западно-Казахстанская область (ЗКО) – 3
- Актюбинская область – 2
- Жетысуская область – 1
- Улытауская область – 1
- Северо-Казахстанская область (СКО) – 1
«В течение 2025 года будут сданы оставшиеся 104 школы, реализуемые Дирекцией, а также 8 объектов, строительство которых ведут местные исполнительные органы. Решение о переносе части объектов на 2025 год принято совместно с Правительством для экономии бюджетных средств и снижения нагрузки на республиканский бюджет», – сообщили в «Samruk-Kazyna Construction».
Таким образом, из 217 запланированных школ к настоящему моменту завершена примерно половина. Оставшиеся объекты должны ввести в эксплуатацию до конца 2025 года.
После того, как кабмин сократил национальный проект «Комфортная школа» вдвое, изменились и объёмы финансирования. Изначально на строительство 369 школ планировали выделить 2,3 трлн тенге, однако после пересмотра планов сумму тоже скорректировали.
Теперь расходы на 208 школ, которые строит Samruk-Kazyna Construction, составляют 1,423 трлн тенге. За два года строительства школ компания освоила 950,8 млрд тенге. Сейчас на счетах оператора остается 470,2 млрд тенге, которые планируют использовать для завершения оставшихся школ до конца 2025 года.
Тем временем в Астане многие школы продолжают работать в три смены, а в классах набирается по 35 учеников. Корреспондент CMN.KZ выяснил, когда решат проблему переполненных школ и что для этого планируют власти.
Сколько школ построили за счёт средств, полученных от казахстанских коррупционеров – читайте здесь.
Читайте также: Стипендии и вежливые учителя: почему состоятельные казахстанцы отдают детей в частные школы?