За последние две недели редкий день в информационной повестке Казахстана обходится без сообщений о подростковом или молодёжном суициде. Эпицентром событий стал Алматы, где произошло уже несколько смертей из-за падений с высоты. О том, как родителям сохранить спокойствие на фоне тревожных новостей и нужно ли обсуждать с детьми самоубийства сверстников, корреспонденту CMN.KZ рассказала семейный психолог и суицидолог Светлана Богатырёва
Средний возраст совершения подросткового суицида, согласно данным МВД, составляет 15-17 лет, но как отметила недавно Уполномоченный по правам ребенка Динара Закиева, всё чаще такие случаи происходят среди 11-13-летних школьников.
Напомним, в Казахстане работает контакт-центр 111, куда за помощью могут обратиться как дети, так и родители. За 11 месяцев на этот номер поступило 1237 звонков по вопросам психоэмоционального состояния и суицидальных намерений.
Далее редакция CMN.KZ приводит советы психолога от первого лица.
Если он умер, я тоже умру? Как поговорить о смерти
У ребёнка интерес к теме смерти появляется рано – в районе четырёх-шести лет. В этом возрасте он осознаёт, что человек смертен, что, оказывается, умирают жучки, домашние животные. И он начинает это переносить на свою жизнь. Иногда некоторые дети открытым текстом спрашивают: «Если он умер, я тоже умру?». Другие просто об этом думают, но в открытую такие вопросы не задают.
Родителям нужно понимать, что именно в это время страх, связанный со смертью, в психике появляется, актуализируется, и в этом нет ничего противоестественного. Это нормальная часть взросления ребёнка. Поэтому очень важно на все эти вопросы отвечать, ничего не приукрашивать.
Если умер член семьи, нужно честно говорить об этом, не придумывать, что он уехал. Рассказ нужно строить максимально без эмоций и без лишних подробностей, но честно говорить, что да, этот человек умер.
Если ребёнок спрашивает, а что дальше происходит, тогда каждые родители решают, как ответить на этот вопрос в той системе ценностей и убеждений, в которой семья живёт. Религиозные люди говорят о загробной жизни, атеисты – о том, что иногда так происходит, что кто-то умирает и перестаёт существовать в этой жизни. То есть говорить нужно максимально честно, но бережными, аккуратными фразами.
Стоит ли ребёнка ограждать от участия в похоронах?
С точки зрения адекватного развития психики совершенно нормально, что ребёнок тоже участвует в похоронных обрядах, например, в поминках, в визитах на кладбище. Возможно, к открытому гробу с телом его приводить не стоит, но вот все остальные ритуальные обряды вокруг похорон – важны и не случайно придуманы человечеством. Они помогают психике справиться с горем, начать его переживать. И ребёнок здесь не исключение. Если в кругу семьи смерть произошла, то он тоже должен участвовать в действиях, которые с этим связаны. Это абсолютно нормально.
Что ты об этом думаешь: как поговорить о суициде с детьми
На фоне случаев суицидов в Алматы очень важно со своими детьми об этом поговорить. Я сейчас нахожусь за границей, но в тот же момент, когда об этом узнала, дождалась, пока сын вернётся из школы, и позвонила ему по видеосвязи.
Нужно задать следующие вопросы:
- слышал ли ты о том, что случилось;
- что говорят твои сверстники о произошедшем;
- как ты сам относишься к тому, что случилось, и что ты чувствуешь по этому поводу;
- как ты себе объясняешь то, что произошло.
Родителям важно помочь детям обработать эту информацию, чтобы она не осталась у них на додумывание и самостоятельное фантазирование. Надо показать, что мы, родители, видим то, что происходит и что это тоже часть нашей жизни. Мы понимаем и не скрываем происходящее, но и не драматизируем, что мы воспринимаем это трагичным и печальным, но одним из фактов нашей жизни. И мы при этом помогаем нашим детям эту информацию обработать, пережить и как-то упаковать в своём внутреннем мире. То есть, мы показываем ребёнку, что мы с ним рядом, мы в диалоге, мы его не бросаем переваривать это в одиночку и самостоятельно.
Подавать эту тему нужно в рамках обычного жизненного разговора.
Некоторые дети могут не задавать вопросы и не делиться своими переживаниями. На это есть ряд причин. Мы это исследовали. Часто они боятся, что родители начнут ругать за такие вопросы или читать мораль по этому поводу. Этого им, конечно, не хочется. Поэтому они предпочитают молчать. Либо они берегут родителей, видят, что взрослые и так перегружены или болеют. Некоторые дети просто хотят быть взрослыми и самостоятельно обрабатывать такую информацию или решать те или иные вопросы.
Как говорить о «группах смерти» и надо ли это делать?
Про так называемые группы смерти с ребёнком тоже можно поговорить. В этом нет ничего запредельного. Предлагать такое обсуждение следует маскимально спокойно.
Можно задать следующие вопросы:
- знаешь ли ты о таких группах;
- что ты думаешь по этому поводу;
- как ты думаешь, почему дети туда вступают;
- нет ли у тебя знакомых, кто участвует в таких группах или играх;
- пробовал ли ты в них участвовать.
На эту тему нужно говорить максимально спокойно, не наделяя её ажиотажем или сверх вниманием. Встроить это в повседневный разговор. При этом нужно высказать своё мнение: знаешь, а я думаю так-то и так-то. Спросить ребёнка, что думает он после ваших слов, услышать его аргументы.
Не нужно бояться и заметать эту тему под ковёр, потому что всё, что тайное, оно очень привлекательно и очень энергетически заряженное. Поэтому мы должны давать этому место тоже. То есть не скрывать это всё от детей.
В нашей семье были случаи суицида, нужно ли говорить об этом с детьми?
Если в семье были случаи суицида, то об этом можно поговорить с подростками. Особенно, если они интересуются. Потому что это факт семейной жизни, её истории. Его уже не вычеркнуть.
Нужно объяснить, как вы это понимаете, как оцениваете причины решения того человека, как вы к этому относитесь. Можно рассказать, как эту трагедию переживали члены семьи, рассказать о той боли, с которой им пришлось столкнуться. При этом нужно спросить подростка, что он думает по этому поводу и показать, что вы его слышите и вам важно его мнение. То есть эта тема – всегда предмет обсуждения.
Не сойти с ума от страха: как родителям контролировать жизнь ребёнка, но не перегнуть палку?
Действительно, многие родители на фоне таких новостей в буквальном смысле начинают сходить с ума от страха. Некоторые начали применять слишком жёсткие меры к своим детям. Тут важно найти баланс между поддержкой, которую мы даём ребёнку, любовью, которой мы его окружаем и контролем, который у нас есть над его жизнью.
Интернет – это такая новая сфера для всех нас, которая только в этом поколении детей пришла так плотно в их жизнь, и она для них важна. Мы не можем полностью отрубить им все эти связи и интернет-ресурсы, которыми они пользуются. Но как взрослые, мы должны понимать, что это опасная сфера, и мы должны научить детей в ней жить, научить чётко отделять плохое от хорошего, опасное от безопасного.
Для этого надо много-много разбирать с ребёнком на примерах, смотреть, в какие игры дети играют, каких блогеров смотрят, может быть, самим поиграть или подписаться на того, кого смотрят ваши дети.
Можно подписаться и на своего ребёнка в соцсетях, если он разрешает. Отслеживать посты, которые он пишет, обсуждать видео, которые он смотрит. В этой теме нужно быть полноценно в контакте с ребёнком, не оставлять его один на один с этой средой, а жить в ней с ним вместе. То есть, находиться рядом настолько, насколько позволяет ребёнок, и самим расширять своё участие и присутствие в этой сфере.
Пусть ребёнок вас учит чему-то, что вы не понимаете или не умеете. Показывает новые программы или игры, рассказывает о трендах в соцсетях. Надо дать ему понять, что вам это интересно, и вы хотите быть в это вовлечены. То есть эту сферу на самотёк пускать нельзя, но и нельзя вводить жёсткий контроль.
Сейчас многие родители подписали согласие, что полиция может досматривать телефоны ребёнка. Это чересчур жёсткие меры, они заходят в сферу личной безопасности детей. Нарушают право на неприкосновенность частной жизни, приучают ребёнка к мысли, что кто-то посторонний может в его вещах или в его личной информации копаться. Это неправильно. И здесь это ответственность родителей, которые должны потихонечку выстраивать свою стратегию общения и контроля ребёнка в интернете.
Меня накрывает волна паники, что делать?
Если родителя сейчас накрывает волна беспокойства, то ему надо понимать, что это его беспокойство, соответственно, ему нужно с этим что-то делать. Стоит поговорить с ребёнком, подыскать какие-то факты из его жизни, которые говорят в пользу его ментального здоровья и хорошего состояния или обратное. То есть родителю нужно исследовать жизнь ребёнка и, если тревога не пропадает, то можно попросить, чтобы ребёнок показал, к примеру, телефон. Договориться об этом.
Тревожность родителей в данный момент понятна и обоснована, но здесь очень важно поставить рамки этой тревожности – где она здоровая, а где – уже просто зашкаливает, начинает управлять жизнью и приводит к разрыву связи с ребёнком. Вот этого допускать нельзя.
Быть примером: как объяснить подростку ценность жизни?
Вопрос о том, как объяснить ребёнку ценность жизни – философский. На самом деле, никакими словами это не объяснить, очень важно это транслировать. Своим жизненным примером, в первую очередь. То есть, иметь увлечения, вовлекать в них ребёнка, проводить время вместе, узнавать его хобби, подключаться к его хобби.
Вкус жизни и её ценность познаётся в практике. Никакими убедительными словами мы это детям не передадим, только через саму жизнь, через свой пример, через организацию совместных активностей, через обсуждение.
Признаки суицидального поведения у детей: как заметить и что делать?
Родителю, конечно, важно обращать внимание на признаки суицидального поведения. В первую очередь, в мировой практике вопрос суицидов ассоциируется с депрессией. То есть, нужно отслеживать, нет ли у ребёнка пониженного настроения, упадка сил, нежелания заниматься делами или учёбой. Также обращать внимание на сон и аппетит, не нарушены ли они. Потому что некоторые дети в депрессии начинают много спать или, наоборот, мало, тоже самое происходит с едой.
Некоторые дети становятся слишком возбуждёнными, будто «подкинутыми», то есть в состоянии, когда им надо постоянно быть в движении, много общаться. Это тоже тревожный признак. Другие начинают скрывать телефон, очень особенно оберегать его или будто бы прощаться с родственниками или с друзьями.
Вот по совокупности признаков можно понять, что с ребёнком что-то не то. То есть, выяснить, что ребёнок как-то иначе себя ведёт, отличается от себя обычного. Это должно насторожить и, опираясь на это, нужно спросить, что именно с ним происходит, а если самостоятельно не получается, тогда можно обратиться к специалисту, чтобы он побеседовал и выяснил реальное ментальное состояние ребёнка.
Ребёнок в ссоре пригрозил покончить с собой: что мне делать?
Иногда дети могут употребляют такие громкие фразы: я выйду в окно или уйду из дома. Родителям нужно отнестись к этому внимательно, потому что, даже если ребёнок этим манипулирует, нужно себя спросить, почему у нас с ним такой контакт, что ему не остается ничего другого, кроме как вот такая манипуляция. И от этого вопроса нужно отталкиваться. Это такая тема, где лучше, как говорится, перебдеть и уделить этому лишнее внимание, помочь справиться ребёнку с этой эмоцией.
Подумайте, почему у вашего ребёнка не хватает сил на эмоциональную регуляцию, и ему приходится так пугать вас. Может быть, он по-другому не может достучаться, и у него остался только такой аргумент, чтобы вот так сильно потрясти родителей, чтобы они его наконец-то услышали. Тут хорошо бы разобраться.
И опять же, если не получается разобраться тет-а-тет с ребёнком, иногда могут быть отношения накалённые или контакт друг с другом не очень хороший, тогда подключаем специалиста.
Как поговорить с ребёнком о визите к психологу или психиатру?
Надо у ребёнка прямым текстом спросить: может быть ты хочешь сходить к психологу, если со мной или с папой не получается поговорить о какой-то проблеме, которая тебя беспокоит? Возможно, тебе будет комфортнее обсудить это с посторонним человеком?
Обязательно нужно сказать, что психолог всегда сохраняет конфиденциальность. Он не расскажет родителям, о чём говорит с ребёнком. Очень важно донести этот момент. Поймите и примите, что иногда ваши дети не могут говорить с вами о каких-то важных для них вещах, и это нормально.
Важно предлагать поход к психологу как визит к обычному доктору. Можно сказать: я вижу, что ты сейчас в каком-то не очень хорошем состоянии, предлагаю тебе сходить к помогающему специалисту. Ведь, если у тебя заболит зуб, ты пойдёшь к стоматологу, тут так же, если ты не очень комфортно себя чувствуешь, то для этого тоже есть определённый специалист.
Но если вы замечаете серьёзные признаки ментального нездоровья у ребёнка или подростка, то здесь уже не до диалога. Например, у детей можно заметить те или иные признаки, совсем отклоняющееся от обычного поведения человека: он стал слишком агрессивным, на всех бросается, или у него появились какие-то стереотипные повторяющиеся действия, то есть явные и странные признаки. Тут нужно идти к психиатру и смотреть симптомы, чтобы разбираться, к чему они относятся.
Почему дети и подростки совершают самоубийства?
Относительно причин, которые могут привести к детскому или подростковому суициду, мы не можем говорить о чём-то конкретном, потому что это достаточно сложная проблема. Может быть, причиной стало какое-то критическое событие.
Часто такие события, происходящие с ребёнком, могут быть триггером или так называемой последней точкой, последней каплей. А в основном идёт накопительный эффект разных факторов, и, когда он достигает какой-то критической массы, тогда мы говорим о том, что триггерное событие стало таким решающим.
Как раз по причинам, то есть этим триггерным событиям, у нас очень плохо проработанная статистика. Такие уголовные дела практически не расследует полиция, и до конца выяснить причину того, почему ребёнок совершил самоубийство, зачастую не получается.
Но если брать подростков, то стандартно это могут быть конфликтное событие дома или в школе. Это может быть эмоциональный слёт, несчастная влюблённость или конфликт с другом или подругой. Как правило, эти вещи приводят к такому последнему выбору.
Но надо понимать, что эти обстоятельства не являются причинами. Так говорить и делать такие выводы – не правильно. То есть человек не ушёл из жизни по причине конфликта из школы, нет. Это только последняя капля. До этого ещё что-то накапливалось, собиралось. То есть причина всегда в ментальном здоровье, в том, что этот ребёнок ментально не справился с каким-то вызовом, что уже был истощён. И вот этот очередной вызов стал для него последней каплей.
Почему они делают это вместе?
То, что два ребёнка одновременно совершили суицид, как раз можно объяснить. Этот ранний подростковый возраст как раз характерен тем, что для ребёнка в это время родители или другие взрослые как бы немного отходят на второй план.
У психологов есть такое понятие «ведущий вид деятельности», то есть то, что влияет в каждом возрасте на развитие психики, то, что является важным для этого возраста. И вот ранний подростковый возраст – это как раз общение со сверстниками. То есть для них сверстники выходят на первый план. Это их референтная группа. В этом возрасте важнее всего занять своё место среди сверстников. Именно поэтому такое доверительное общение они делят со сверстниками в этом возрасте. И как раз вот такой парный суицид происходит, в этом они друг друга поддерживают.
Они делятся друг с другом какими-то глубокими переживаниями, им кажется, что этот человек сейчас для них на этом этапе самый близкий. И даже бывают такие деструктивные способы завоевать любовь и доверие другого подростка. Был такой случай недавно, когда одна девочка убила котёнка на видеокамеру, чтобы доказать другой свою верность. И поэтому как раз парность в этом возрасте очень объяснима.
Могут ли новости спровоцировать волну суицидов?
Да, цепную реакцию суицид одного человека спровоцировать может. Это называется эффектом Вертера. Это возникает тогда, когда суицид широко освещается в СМИ или в социальных сетях. Когда не просто дали информацию о том, что погиб человек, а когда этому придают характер сенсации, когда раздувают, начинают какие-то версии строить, подозревать в этом какие-то заговоры, то есть создавать вокруг этого некий ореол героизма. И вот тогда это становится вирусным. И тогда есть риск такой вот цепи смертей, что мы сейчас, к сожалению, наблюдаем. То есть не тогда, когда подаётся спокойная и аналитическая информация, а именно когда ей придают характер сенсационности, ажиотажа.
Когда депрессия переходит грань и человек готов уйти из жизни?
Суицидальное поведение действительно связано с депрессией, но не всегда оно становится итогом. То есть, это ошибка думать, что любая депрессия приведёт к суицидальности. Это далеко не так. Суицидальность – отдельный комплекс, который может развиваться на фоне депрессии. И да, у суицидального комплекса есть специфические признаки в поведении, помимо общего упадка, когда человек находится в депрессивном состоянии.
Могут появляться признаки того, что человек готовится совершить этот шаг. Он может начать раздавать вещи, прощаться с друзьями или родственниками, может писать какие-то сообщения в духе: «всё, я устал, я ухожу, этот мир мне не подходит». Но у подростков бывает таких признаков совсем нет. Бывает, что уход из жизни для них –это какой-то импульсивный поступок. Либо он разворачивается в очень коротком периоде, и они не успевают ярко эти признаки показать. И здесь надо осторожнее – не дожидаться этих признаков, а при малейшем неблагополучии, при малейших признаках изменения поведения уже задумываться и начинать проверять.
Родительский контроллер и программы для фильтрации контента
Независимый эксперт в области кибербезопасности, ИТ и маркетинга Евгений Питолин советует при обнаружении опасной группы, пропагандирующей насилие, порнографию или суицид, в первую очередь обсудить ситуацию с ребёнком. Важно понять причины его участия и объяснить потенциальные риски и последствия.
Далее создать открытый и поддерживающий диалог, который поможет подростку осознать опасность и, возможно, отказаться от участия в таких группах. Родители должны подходить к этому разговору с пониманием и без осуждения, чтобы не оттолкнуть ребёнка.
Следующий шаг – уведомление соответствующих платформ и социальных сетей о существовании опасной группы.
«Большинство соцсетей имеют механизмы для подачи жалоб на нарушения правил, и важно использовать эти инструменты, чтобы инициировать проверку и потенциальное удаление вредоносного контента. В случае, если платформа не реагирует должным образом, родителям следует рассмотреть возможность обращения в правоохранительные органы, особенно если содержание группы угрожает безопасности ребёнка или других пользователей».
Эксперт также советует предпринять меры по ограничению доступа ребёнка к небезопасному контенту. Это может включать использование родительских контроллеров и программ для фильтрации контента, блокировку подозрительных приложений и каналов, а также настройку безопасных поисковых фильтров. Такие меры помогут защитить его от попадания в подобные группы в будущем.
«Для контроля доступа детей к опасному контенту в интернете существует ряд технических мер и инструментов. Одним из наиболее эффективных решений по-прежнему остается родительский контроль в Интернете и программы фильтрации контента. Эти инструменты позволяют родителям ограничивать доступ к определенным веб-сайтам и приложениям, устанавливать временные ограничения на использование устройств и отслеживать активность детей в интернете».
Специалист отмечает, что настройки безопасности браузеров и устройств также играют важную роль в защите от опасного контента. Современные браузеры предлагают встроенные функции родительского контроля, которые позволяют блокировать доступ к нежелательным сайтам и активировать безопасный поиск.
Операционные системы также включают функции контроля, позволяющие ограничивать доступ к определённым ресурсам, и управлять настройками безопасности.
«Для более целенаправленного контроля можно использовать инструменты мониторинга активности и приложения, которые отслеживают и анализируют поведение детей в интернете. Эти инструменты могут предоставлять отчеты о посещенных веб-сайтах, отправленных сообщениях и использованных приложениях. Такие решения помогают родителям не только блокировать опасные сайты, но и получать уведомления о подозрительной активности, что позволяет оперативно реагировать на потенциальные угрозы».
Все эти меры и ресурсы помогают минимизировать риск и предоставить необходимую поддержку детям, попавшим под влияние опасного контента в социальных сетях.
Алматинские трагедии
Напомним, за две недели в Алматы произошло уже шесть случаев суицида среди подростков.
Первая трагедия случилась 11 сентября в Алмалинском районе. Школьница 12 лет спрыгнула с 13 этажа в ЖК «Ак Алем».
Второй случай произошёл 16 сентября, через пять дней после первого. Две семиклассницы вместе упали с крыши девятиэтажного дома. У них в сумке нашли ножи и таблетки.
Следующий инцидент зафиксировали 20 сентября. Девочка 12 лет упала с балкона многоэтажки в Бостандыкском районе Алматы.
Через два дня 19-летний курсант пограничной академии КНБ РК сбросился с верхних этажей 12-ти этажного дома по проспекту Достык. Известно, что он уроженец Западно-Казахстанской области.
Ещё одна трагедия случилась 23 сентября. 18-летний парень спрыгнул с высотки в Ауэзовском районе.
1 комментарий
Pingback: Заблокировать соцсети, чтобы спасти детей от суицидов, предложила депутат